суббота, 29 июня 2013 г.

Сода раздора


Сенсацией мультимедийного конкурса «Россия 10», призванного выявить новые символы страны, стало то, что в символы Поволжья быстро выбился доселе неизвестный природный памятник «Шиханы» у Стерлитамака. Но появилась информация о том, что голосовали за «Шиханы» в основном программы-роботы из… Турции. Разразился скандал, голосование было приостановлено. Зачем же турецким роботам башкирские «Шиханы»?

Стерлитамак – типичный моногород. Его градообразующее предприятие «Сода» ведёт историю со второй половины 1930-х годов прошлого века, когда геологоразведчики обнаружили, что стерлитамакские шиханы богаты известняком, необходимым для производства цемента и соды.


 Кстати шиханы – вовсе не оригинальное название, а лишь обозначение одиноко стоящих холмов или гор. В Башкирии они не редкость – геологи насчитывают около 80 шиханов по всей республике. Интерес геологов привлекли четыре горы, расположенные рядом со Стерлитамаком: Торатау, Юрактау, Куштау и Шахтау. Тогда, в конце 30-х, сырьевой базой возведенного содового комбината стала гора Шахтау, ныне выработанная на 90%.

Вопреки обыденному мнению кальцинированная сода – это отнюдь не привычная нам пищевая сода, а ценное сырье для металлургии, химической и стекольной промышленности и даже для оборонной отрасли. Мало кто знает, что самый крупный производитель кальцинированной соды в СНГ -- объединение «Башкирская содовая компания», куда входит стерлитамакское АО «Сода». Но запасов сырья в Шахтау хватит лишь до 2017 года. Однако запасы известняка были обнаружены в Торатау, после чего началась подготовка к добыче.

Но тут неожиданно активизировались экологические организации. С 2010 года начались митинги протестов, обращения к общественности, сбор подписей с призывами остановить разработку «памятника природы Шиханы».

Что же произошло?

Корпоративная экология

Фонд «Петербургская политика» опубликовал в начале года аналитическое исследование «Экологические конфликты в российских регионах». В нем эксперты Фонда отметили, что последнее время экологические скандалы возникают на тех территориях, которые не входят в список Минприроды как загрязненные. Таким образом, аналитики приходят к выводам, что в одних случаях вопросы экологии становятся серьезным оружием в политических кампаниях, нацеленных на дискредитацию местных властей. В других случаях они превращаются в инструмент межкорпоративных конфликтов. В-третьих — имеют место случаи союза администраций и экологов с целью давления на экономических интересантов.

В исследование Фонда вошел и конфликт вокруг разработки Торатау. Эксперты фонда «Петербургская политика» отметили как удачный пиар-ход экологов превращение слово «Шиханы» в собственное имя четырех гор у Стерлитамака. Критики «Соды» попытались воспользоваться слабой известностью того факта, что шиханы – это обозначение любых одиноко стоящих холмов, и сделали ставку на тезис об уникальности шиханов и позиционируют их как одно из «чудес света», говорится в исследовании.

При этом с зимы этого года протесты стали получать солидное финансирование. Сведения о том, что за участие в митингах платят стали поступать с завидной регулярностью. А перед мартовским митингом в YouTube был выложен ролик, на котором неизвестный человек приглашает студентов Уфимского государственного авиационного университета «постоять» на митинге против «Соды» за 500 рублей. Столько же обещали за каждого приведенного с собой товарища и по 1000 рублей – если кто-то приедет на своей машине, а не на специально организованном автобусе. По мнению авторов исследования из фонда «Петербургская политика» протесты инициируют иностранные конкуренты «Соды».

Турецкий марш

Решение о строительстве содового комбината в Стерлитамаке было неспроста принято в предвоенные годы – природные запасы этого стратегически важного продукта распределены по миру очень неравномерно. В частности, крупные содовые озера имеются в США и в Танзании. Есть залежи природной соды и в Турции, где действует один их крупнейших производителей соды и стеклотары в мире – компания «Шишекам». Производство соды из природного сырья в 3-4 раза дешевле, чем производство искусственной соды. Однако страны, как правило, стараются создать национальное производство и защищают его от иностранных конкурентов именно в силу того, что сода – продукт стратегического назначения, залог национальной безопасности. Соответственно, лишение страны собственного содового производства – задача даже не экономическая, а политическая.

Первый «прокол» произошел в начале весны. На очередном пикете против «Соды» общественный деятель Дамир Гарифуллин обнаружил на плакате с лозунгом «Сода - это наше достояние» логотип… турецкой «Шишекам». Цинично и откровенно, не правда ли? «Меня очень поразило, что на данном митинге был «засвечен» логотип турецкой содовой компании. Могу предположить, что турецкая содовая компания заявляет о том, что скоро они придут на наш российский рынок», - поделился обеспокоенностью Гарифуллин.

Тревога общественника была не напрасной. Как отмечается в исследовании «Петербургской политики», недавно министр энергетики и природных ресурсов Турции объявил о начале строительства крупнейшего в мире производства кальцинированной соды, ввод которого в эксплуатацию должен состояться в 2017 году — одновременно с окончательным исчерпанием сырьевой базы стерлитамакской «Соды». «Задержка с освоением новых месторождений кальцинированной соды в России выгодна турецким производителям, поскольку облегчит им доступ на российский рынок, -- говорится в докладе. -- Среди интересантов называются компания Eti Soda и известная своей агрессивной маркетинговой политикой группа SISECAM (один из ее слоганов гласит: «Весь мир — наш рынок»). Проблема защиты российского рынка заключается в том, что себестоимость производства натуральной соды, добываемой в Турции, в два-три раза ниже себестоимости соды синтетической, производимой в России (на территории РФ отсутствуют месторождения натуральной соды)». Эксперты указывают на возможную взаимосвязь между постепенным завершением разработки существующей сырьевой базы на территории Башкортостана и запуском новых мощностей в Турции.

Ничего святого

Одновременно изменилось и содержание протестов. Место экологических лозунгов заняли религиозные призывы. Еще ранее «Шиханы» были объявлены «местом силы» и священными для одного из башкирских племен – юрматов. Некие энтузиасты даже проводили здесь самодельные оккультные и псевдо-языческие обряды. Теперь же идет явная «исламизация» протеста – разработку месторождения пытаются представить как оскорбление ислама.

С этой целью в 2011 году неизвестными на гору была доставлена могильная плита с какой-то загадочной, но якобы «мусульманской» надписью. Немедленно начались разговоры о некоем «святом», о некоей «святыне ислама». А недавно духовная общественность Башкортостана была шокирована внезапным визитом на гору шейха из Северного Кипра, подконтрольного Турции.

Шейх Мехмет Назим Адил Ал-Кыбриси Ал-Хаккани прибыл в Башкортостан без всякого согласования с местным духовенством. Ни в духовном управлении мусульман, ни в главной мечети Стерлитамака ничего не знали о том, что на вверенной им канонической территории с уммой Башкортостана будет встречаться настоящий шейх. Случай для любого религиозного объединения невероятный. Это, к примеру, то же самое, что визит в Россию Папы Римского безо всякого уведомления о том РПЦ.

Более того, даже в столь независимый визит якобы к башкирским последователям шейха, были внесены изменения: шейх внезапно отправился на Торатау, где прочел у могильной плиты молитвы. Уважаемого шейха не смутило то, что плита – явный «новодел» и никакого захоронения ни под ней, ни вообще поблизости нет. Правда, прямо назвать место святым шейх, видимо, не решился. Ограничился призывом к пастве «беречь родной край». С чем и отбыл восвояси. Однако присутствовавшие в свите имамы разнесли весть о посещении «настоящим шейхом» горы в своей интерпретации. И вот уже в интернете появляются призывы «защитить мусульманскую святыню».

Кстати, активное использование интернета противниками разработки шиханов не случайно. Во-первых, аудитория социальных сетей – это, как правило, молодые люди, они не могут помнить настоящей истории Стерлитамака и его шиханов. Во-вторых, интернет дает возможность подключить к протестам жителей других городов республики – в Стерлитамаке цену «протестов» знают уже слишком хорошо. Называют даже конкретные цифры: несколько миллионов рублей. То, что при этом в республике разыгрывается «исламская карта» наймитов (иначе не скажешь) турецкого бизнеса не смущает. А может, не только бизнеса: ведь сода, как уже говорилось – товар стратегический.

Виктор Петров

6 комментариев:

  1. Башкиры активно голосуют за Шиханы. Вот и весь секрет. Турки и пр. это выдумки.

    ОтветитьУдалить
  2. Я голосовал за Шиханы,живу я Башкортостане а не в Турции. В башкирской народной песне Йэмалеккэй тауы, есть такие прекрасные слова Йамалеккэй тауында каты кырау бар,Йамалеккэй таузы hаткандарга ахиратта каты hорау бар.А этой песне более трехсот лет -напоминание тем кто собирается эту священную гору продать.

    ОтветитьУдалить
  3. Башкиры голосуют за Салавата и Шиханы

    ОтветитьУдалить
  4. Башкиры голосуют за бандита СЮ и шихан, передергивают и БРЕШУТ, как всегда! Их поймали за этим занятием, и теперь они будут из себя обиженных корчить, обычный башНАЦИ способ объяснить свои провалы!

    ОтветитьУдалить
  5. Пока в Башкирии есть Сода со своим допотопным оборудованием , она будет уничтожать природу.
    Заграницей, например даже в Китае, производимая сода является синтетической.
    При этом Соду поддерживает назначенец Хамитов, он говорит если не Торатау, то есть другие горы - в Гафурийском, в Ишимбайским, Архангельском районах. А прибыль от уничтожения природы уходит в - в Кипр - в оффшоры, где хозяева Соды держат свои счеты.
    Пока нет у нас настоящего президента, вся Башкирия превратится в свалку.

    ОтветитьУдалить
  6. А когда кончится вторая гора, что будет делать завод?

    ОтветитьУдалить