понедельник, 11 марта 2013 г.

Башкирия: знание – силой?


Продолжаем разговор об изучении государственных языков
11 марта 2013.
Сокращать программу русского языка ради наращивания регионального компонента недопустимо, а башкирский надо изучать на добровольных началах, утверждает уфимка Галина Лучкина. Государственные языки в Башкирии равноправны и оба должны преподаваться в обязательном порядке, считает лидер движения «Кук буре» Азат Сальманов. Эти два мнения прозвучали в материале «Политический язык» в №50 за прошлый год. Сегодня мы продолжаем тему.
И физику – по желанию?
«Кто будет определять «добровольность» изучения башкирского языка? Школьник? – пишет в редакцию наш читатель уфимец Рашит Ирназаров, доктор социологических наук. - Все мы были ими и знаем, как отмена любого урока воспринималась на «ура». Объяви сегодня добровольным посещение уроков или изучение отдельных предметов, можно быть уверенным, часть, если не больше, класса перестанет ходить. Поведение школьника организуется, направляется, контролируется родителями. Поэтому его  отношение к изучению башкирского языка зависит, прежде всего, от позиции».
Автор соглашается, что изучение русского языка в соответствии с федеральными стандартами более необходимо нерусским детям, чем русским.
- Только вот непонятно (то ли это говорят по наивности, то ли с умыслом) почему необходимость изучения русского языка по федеральным стандартам надо жёстко связывать с изучением башкирского языка? - задаётся он вопросом. - Почему, например, не с изучением иностранного языка, химии, физики… или недавно введенного предмета – основ религиоведения. Проводя мысль о том, что для полноценного изучения русского языка преградой является изучение башкирского языка автор (Г. Лучкина. - Ред.) фактически сталкивает их как взаимоисключающие, тем самым подрывая связи, объединяющие носителей этих языков в единое сообщество.
Неприятие башкирского языка родителями русской национальности происходит от того, что они расценивают это как посягательство на их права и свободу в подготовке детей к жизни, полагает Р. Ирназаров. И делает вывод: «Исстари в России русские доминировали, и такое положение воспринималось или как само собой разумеющееся. Однако сегодня Россия – это не Россия царских или советских времен, она изменилась». Теперь народы могут проявлять «этносоциальную субъектность». А шумиха вокруг этого вопроса поднята «людьми, агрессивно настроенными против башкир, ограниченных, не желающих принимать во внимание, что кроме них существуют люди других национальностей», утверждает автор письма.
Нашу редакцию автор «уличает» в предвзятости: «Заглавия материалов противников обязательного изучения башкирского языка даны крупными буквами, хлёсткими выражениями… Все вышесказанное не свидетельствует ли о предрасположенности местной редакции «АиФ» к националистическим настроениям?»
Верните часы
А вот что говорила уфимка Эльза Тарасова, член общественной организации «Образование и русский язык в школах Башкирии» на конференции, посвящённой состоянию русского языка, организованной Собором русских Башкортостана 12 декабря 2012 г.:
- Я принадлежу к «титульной» нации нашей республики, и поэтому все проблемы, касающиеся изучения русского языка, осознаю особенно остро. Обращаясь к своему опыту, хочу сказать, что в школьные годы мне пришлось преодолевать трудности в освоении грамматики русского языка. Я росла в башкиро-татарской языковой среде. Поэтому я часто путала окончания, рода, падежи, склонения.
Но в те годы в начальной школе при шестидневной учебной неделе русский язык давался 6 часов в неделю, чтение - 5 часов. Для сравнения: у нас сейчас в начальных классах (лицей № 21, Уфа) вот уже четвёртый год 3 часа – русского и 2 часа – литературы.
Недостаточное знание русского языка, плохие навыки письма и быстрого чтения не дают возможность полноценно осваивать и другие школьные предметы. Особенно эта проблема касается детей из нерусских семей.
Почему так происходит? Мы убеждены, что причиной ухудшения качества изучения предмета является недостаточное количество часов русского языка и литературы. Всякая теория подкрепляется практикой. А на это как раз не хватает часов. Что может усвоить ребёнок за 3 часа в неделю урока русского языка? Дети не получают даже азов и навыков владения русским языком! Ведь для нормального изучения сложного письменного русского языка необходима ежедневная практика.
Такое положение дел не даёт возможности заложить прочный фундамент. Возложенные на школу функции не выполняются должным образом. А как сложно учителям начальных классов, вынужденных «галопом по Европам» обучать детей грамоте! В итоге страдает весь процесс образования в средней школе. В результате мучаются дети и их родители, которые по вечерам всей семьёй вынуждены помогать ребёнку спешным образом осваивать то, что не додали в школе. Дети устают, родители нервничают…
Дайте профессионалам время и возможность научить всему, чему без проблем нас всех учили в советской общеобразовательной школе!
Русский язык нужен прежде всего самим башкирам, татарам… Без хорошего знания русского языка, русской грамматики сложно осваивать юридические профессии, учиться в технических вузах, заниматься научной работой, педагогикой и т.д. Поэтому снижение количества часов русского языка и литературы недопустимо особенно для детей из нерусских семей, как правило, компактно проживающих в сёлах и деревнях. Им особенно необходимо ежедневно соприкасаться с предметами русский язык и литература…
Пользуясь случаем, обращаемся к Минобразования РБ, Госсобранию, правительству с просьбой предоставить право всем детям изучать русский язык в объёме не менее 5 часов в неделю, литературу – 4 часа. Прекратить практику замещения региональным компонентом предметы русского языка и литературы.
И ещё одно мнение - его высказал в письме в нашу редакцию Ирек Ишмуратов, житель села Кармаскалы: «Русский язык, русские помогли мне в жизни во всём. Я сам башкир и горжусь своим народом, но не националистами… Вы думаете, Азат Сальманов печётся о башкирской нации? Вовсе нет, он хочет пробить себе дорогу в политику, избираться депутатом от нашего народа, обещать что-нибудь…»
(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №10, 2013)


Комментариев нет:

Отправить комментарий