Золотой телец для "башкирской науки"
В башкирской «науке» продолжается свистопляска с написанием многотомной «Истории башкир». Проект этот возник несколько лет назад и сразу начался со скандала. Напомним суть той свары.В Башкирии Российскую академию наук (РАН) представляет Уфимский научный центр (УНЦ) – хорошо зарекомендовавшая себя научная организация. Один непростительный недостаток УНЦ – именуется он Уфимским, а не Башкирским центром. При нём, при УНЦ РАН, существует Институт истории, языка и литературы (ИИЯЛ). И этот противный ИИЯЛ, представьте себе, посмел заниматься историей не только башкир, но и других народов, проживающих в Башкирии.
Это в свое время очень разозлило академика Нияза Мажитова, ведь он-то считает, что раз «ИИЯЛ является единственным в Уфе Институтом гуманитарного направления Российской Академии наук» , то значит, в первую очередь он «призван обеспечить высокопрофессиональные исследования в области истории, языка и литературы прежде всего башкирского народа».
Но ещё имеется в Башкирии и Академия наук РБ. При ней - Институт гуманитарных исследований, ИГИ. Тот самый ИГИ, где трудятся профессиональные «сайтострадальцы», в круг служебных обязанностей коих входит посещение оппозиционных сайтов и оставление там разного рода комментариев. Ничем иным этот ИГИ не знаменит, разве что тем, директор его, Ильгиз Султанмуратов, 28 лет от роду, не надолго стал в одночасье главным курултайщиком Башкирии, по настоятельной рекомендации самого Мажитова.
Распил бабла по науке
Не поделили же две академии, УНЦ РАН и АН РБ, право «организации выполнения» семитомной «Истории башкирского народа». Имеется любопытный нюанс – ни ИГИ, ни ИИЯЛ не смогли бы выполнить порученное без привлечения сторонних сил. И те, и другие будут привлекать к работе над проектом специалистов из других организаций. Но вот финансирование будет находиться в одних руках! И волею судеб поручено было это дело ИИЯЛ – то есть УНЦ РАН. А АН РБ остался без возможности распоряжаться выделенными средствами. Попросту говоря, Мажитова оттеснили от очередной кормушки. Отсюда – глобальная обида.
Но может быть, у Мажитова убойные аргументы имеются? Аргументы, конечно, весомые.
Во-первых, в представленных ИИЯЛ планах-проспектах первых двух томов авторы под Историческим Башкортостаном подразумевают главным образом современный Башкортостан. А нужно бы, по мысли Мажитова, охватить «обширную территорию от левобережья Волги до левобережья Иртыша, от Среднего Урала до Северного Казахстана», где башкиры считаются коренным населением. Башкирия от Волги до Иртыша! И чтобы венгры в проекте непременно присутствовали, без венгров в истории башкир ну никак не разобраться.
Во-вторых, не те фамилии. Как смеют писать о башкирах «В.Г. Котов, Г.Н. Гарустович, В.В.Овсянников, Н.С. Савельев, которые проблему древних и средневековых башкир понимают в объеме собственных ограниченных представлений»?
В третьих и главных – выяснение личных отношений в духе «Ты меня уважаешь?». У директора ИИЯЛ профессора Ф.Г. Хисамитдиновой, видите ли, наблюдается неприятие и недооценка исследований ученых БГУ и ИГИ. Не уважает РАН доблестный и мудрейший БГУ!
На что Мажитов жалуется
Хисаметдинова отважилась освободить проект от таких одиозных личностей, как Акманова-старшего, Кулбахтина, и любимого зятя Мажитова, Сунгатова. И тем самым оскорбила не кого-нибудь, а весь Третий курултай в полном составе. Горько сетует Мажитов в своей рецензии на первый том «Истории и башкир»: «Вот такой «подарок» подготовила руководитель солидного научного учреждения Ф.Г. Хисамитдинова делегатам III Всемирного курултая башкир». И невольно снова задаешься очередным вопросом: неужели вся эта затея с семитомником адресована только курултайщикам? С каких это пор такие издания печатаются исключительно в качестве подарка моноэтнической общественной организации? Почему налогоплательщики должны такие «подарки оплачивать»?
Свою публичную жалобу Мажитов в свое время завершил такой сентенцией: «Известно, что в научно-периодической литературе встречаются публикации, где в грубой форме искажаются узловые проблемы истории Башкортостана. Более того, даже отрицается сам факт существования башкирского народа. Авторами их является узкий круг экстремистски, недружески настроенных лиц к Республике Башкортостан и башкирскому народу. Все происходящее компрометирует историческую науку Башкортостана».
Но, кажется, «науку Башкортостана» компрометируют сами башкирские ученые. Во-первых, многотомник выходит такими стремительными темпами, что даже академики не успевают за этим уследить. В прошлом году Мажитов пришел на один семинар с намерением раскритиковать планируемые коллективом Хисамитдиновой тома, но едва переступил порог аудитории, как выяснил, что эти книги уже вышли и его критика теперь не поможет.
Разумеется, писать так скоро, как Дюма, Сименон или Лев Толстой (вспомним его академический 90-томник!) научные труды невозможно. А положить в карман выделенные на это дело 60 млн. бюджетных рублей очень хочется. Недолго думая, наши академики просто переиздали свои старые труды под новой, коллективной, обложкой. Вот и получилась «История башкир», которую сегодня можно увидеть во всех книжных магазинах республики. При этом, выдав старое за новое, руководитель авторского коллектива, известный в республике общественный деятель радикально националистической ориентации профессор М.М. Кульшарипов многообещающе заявил в первом томе: «Стремление к объективности и историзму составляет основу издания. Оно опирается на апробированные в научном плане концептуальные основы, написано с использованием новейших методологических подходов...». А если кто-то позволит себе усомниться, что «академики» опять родили «липу», на то у Кульшарипова есть ясный и точный ответ: «История башкирского народа на протяжении многих десятилетий подверглась фальсификации, освещалась тенденциозно, целые ее страницы преданы забвению или изучены весьма поверхностно... Субъективистского характера искажения коснулись практически всех периодов и этапов исторического прошлого башкирского народа». Так, мол, господа фальсификаторы! Только попробуйте нас покритиковать!
Второй том, оплаченный трижды
На сегодняшний день вышли первый, третий, четвертый, пятый и шестой тома. Пишутся второй и седьмой. Как это делается, рассмотрим на примере второго тома, который должен быть посвящен эпохе средневековья. Несколько лет назад Мажитов вместе со своей дочерью А.Н. Султановой принес Хисамитдиновой рукопись этого второго тома. Хисамитдинова заключила с Мажитовым договор, выплатила гонорар, но внимательно прочитав, что же понаписали отец с дочерью, поняла: рукопись ничем не отличается от дважды изданной ранее ими же книги «История Башкортостана. Древность и средневековье» (она кое-где и сейчас лежит в книжных магазинах). Главное место в книге было уделено детищу больного воображения Мажитова, мифической «столице Древнего Башкортостана» - «городу Башкорт». В итоге был сформирован новый коллектив, в который вошел более широкий круг ученых, в том числе известный оппонент Мажитова профессор Владимир Иванов. Они написали сбалансированный и адекватный вариант, в котором пресловутый город Башкорт проходил просто как городище Уфа-II и не более. Участие Мажитова в написании не предусматривалось. И этому новому коллективу Хисамитдинова тоже выплатила гонорар из тех самых 60 млн. бюджетных рублей.
Однако Мажитов и Кульшарипов не смирились и путем подковерной возни сумели все же надавить на Хисамитдинову. Как это они сделали, пока непонятно. Возможно пригрозили привести к ней в институт «обозленные голодные массы из аулов» или обсудить недостойное поведение башкирской националистки Хисамитдиновой на Всемирном курултае. Но факт остается фактом: написанное Ивановым и его коллегами и оплаченное им из бюджета напечатано уже не будет, напуганная Хисамитдинова приняла первоначальный вариант Мажитова и Султановой. Наряду с ними, участвовать в написании рукописи второго тома будет зять Мажитова и муж Султановой – Ф. Сунгатов (тот самый, что когда-то украл деньги с реставрации церкви на улице Ново-Мостовой в Уфе и был за это уволен из Минкульта). В общем, без семьи Мажитовых средневековая история башкир никак не обойдется. Разумеется, теперь, в окончательном варианте, основной объем второго тома будет посвящен истории города Башкорт.
Но теперь самое главное! За этот «второй первый» вариант рукописи Хисамитдинова опять заключает с прожорливым семейством Мажитовых договор и выплачивает им гонорар по второму разу! Иначе говоря, гонорар за еще не вышедший второй том «Истории башкир» выплачен трижды: сначала коллективу Мажитова, потом группе, где участвовал Иванов, и, наконец, вторично Мажитову и его семье. Более того, во втором томе решил отметиться и сам главный редактор всего издания Кульшарипов – он, как специалист по периоду революции и гражданской войны, напишет раздел о... башкирско-хазарских взаимоотношениях. Понятна, какова будет ценность такой книги, где сапоги тачает пирожник, а пироги печет сапожник!
Вопрос к главе региона
Все эти безобразия происходят на фоне инспирированной башкирским Белым домом проверки Академии наук Республики Башкортостан. Ревизоров интересует не только финансовая сторона ее деятельности, но и научная, для чего в качестве экспертов привлечены независимые от АН РБ ведущие специалисты. Вопрос лишь в том, хватит ли у Рустэма Хамитова смелости раз и навсегда разогнать эту созданную сепаратистами от науки на заре республиканского суверенитета никчемную и транжирящую и без того дефицитный бюджет республики контору?
Открытая Уфа
http://openufa.com/2011-10-21-22-44-41/2011-10-22-04-14-13/1851----q-q
Комментариев нет:
Отправить комментарий