«Русский» общественник Нургалеева против русских писателей Башкирии
От редакции. После нескольких публикаций посвященных конфликтной ситуации в русской литературной среде Башкирии, к нам на почту поступила статья с которой мы сочли необходимым познакомить читателя.Некрасова чистит «Истоки»
В Интернет-изданиях «Уфимский журнал» и «Открытая Уфа» появился очередной опус «Екатерины Некрасовой» – на этот раз посвященный всколыхнувшему литераторов республики конфликту редактора газеты «Истоки» Айдара Хусаинова с одной стороны и ряда журналистов этой газеты и актива русской секции Союза Писателей РБ с другой.
Опус этот, витиевато названный автором «Очищать «Истоки» от Хусаинова нужно достойно» вряд ли заслуживал бы внимания как в силу того, что ни глубиной содержания, ни объективностью изложения он не отмечен, так и потому что он написан неприемлемым в приличном обществе тоном с переходом на личные оскорбления и даже нецензурную лексику. Но небезызвестная в Башкирии с позволения сказать «журналистка», пишущая под псевдоним Некрасова, походя оскорбила в нем нескольких ныне живущих писателей – членов русской секции союза писателей РБ (в основном, кстати, русских), главреда «Истоков» Айдара Хусаинова, которого она не заморачиваясь условностями просто обозвала подхалимом, а также покойного замечательного русского поэта Александра Филиппова, которого она пригвоздила кличкой «достойного представителя рахимовщины», прозрачно намекнув что он воспевал-де «пугачевские банды» исключительно потому что «кушать хочется». Я не говорю уже о том, что для известного в Башкирии независимого журналиста Сергея Свойкина, теперь проживающего в Москве, который выступил в прессе с открытым письмом к Хамитову о ситуации в «Истоках», она вообще не нашла никаких слов, кроме матерных. Приведу цитату «Ну и ... этот масквич, однако» (орфография «Уфимского журнала» сохранена). Кстати, редактор «УЖ» попытался сгладить опус Некрасовой: в оригинальном тексте, опубликованном на «Открытой Уфе» она просто называет Свойкина «московская ….ь», в «УЖ» это выражение заменено на «московская». Существительное редактор опустил и просто поставил точку. А что, политкорректно и оригинально…
Подавать ли Свойкину и уфимским писателям в суд на Некрасову – это их дело. А вот Александра Павловича Филиппова уже больше года нет в живых и защитить себя от оскорблений он, увы, не может. Хотя «Некрасовой», не устающей подчеркивать свою принадлежность к Православной церкви, должно быть известно, что есть и Божий суд и ей предстоит еще встретиться на нем с тем, в кого она так легко плюнула в полемическом задоре. Но и здесь на земле найдется кому защитить Александра Павловича…
2. Кто такая «Некрасова»?
Прежде чем начать говорить об опусе Некрасовой, следует сказать несколько слов о ней самой. Личность она среди тех, кто читает электронную прессу Башкирии известная, но тем не менее могут и встретиться люди, которые не слышали о ней. Под этим русским псевдонимом скрывается русскоязычная татарка Светлана Анваровна Нургалеева, которая в один «прекрасный» день стала именовать себя ни много ни мало как … активистской русского движения, защищающего права русских в Башкирии (и на этом основании поливать грязью всех, кто с нею не согласен). Предвижу возражения Нургалеевой, что принадлежность человека к тому или иному народу определяется не происхождением, а культурой и языком и например, Осип Мандельштам был евреем и русским поэтом. Конечно, в этом она права, но есть несколько «но». Во-первых, если Нургалеева действительно считает так, то почему тогда она смакует обилие тюркских фамилий в Союзе Писателей РБ и на страницах газеты «Истоки», иронизируя по поводу «тюркской тепленькой компании», хотя среди них есть и авторы, пишущие только по-русски. Во-вторых, Мандельштам был русским поэтом, но при этом он не отрекался от родного ему еврейского народа и не бил себя в грудь, вопия что он при этом еще и русский человек[1], как это делает Нургалеева. И наконец, в-третьих если уж она себя считает русской по духу ей и следует себя вести в соответствии с ценностями русской национальной культуры. А для русских никогда не было свойственно такое мелочность и злоба, которую демонстрирует «Некрасова»-Нургалеева по отношению как к инородцам, так и к несимпатичным ей лично русским. Впрочем она уже прославилась работой на сайте, где под высокие слова о защите русских занимались нецензурными оскорблениями по национальному признаку. Именно ярая, иррациональная башкирофобия Нургалевой и обличает в ней человека не русского…
Мнения самих русских – может ли она говорить от их имени? - Нургалева тоже, кстати, не спросила. Так вот ответственно заявляю: практически все русские, которых я знаю, считают, что такие личности как Нургалеева, равно как и другие авторы помойного сайта «Уфагуб», созданного и поддерживаемого определенными кругами ради раздувания межэтнической розни в республике, не имеют никакого права говорить от лица русских республики. Более того, большинство русских, которых я знаю (среди которых есть, кстати, и сторонники превращения республики в административно-территориальный субъект РФ) убеждены, что Нургалеева и «Уфагуб» добились лишь того, что дискредитировали идею губернизации среди населения республики (я бы добавил к этому, что матерщиной в Интернете и оскорблениями мертвых русских поэтов, да еще и в преддверии Великого Поста, Нургалеева, повсюду пишущая о своем православии, дискредитирует и Русскую православную церковь). Мне лично говорил мой родственник, что он всегда был за преобразование республики в Уфимский край, но теперь если объявят референдум, он не будет голосовать за это, чтоб не быть в одной компании с такими как Некрасова и Швецов. Что же касается меня, то я одно время даже подумывал: не может ли «Уфагуб» быть проектом изощренного ума белодомовского политтехнолога? Ничего лучше, чтоб очернить русскую оппозицию, нашему башкирскому Белому дому и придумать невозможно… Но потом решил, что скорее всего нет, потому как не стоит переоценивать таланты наших провинциальных политтехнологов…
3. А.П. Филиппов – лидер русского движения 90-х
Вернемся к статье Нургалеевой о Хусаинове. Напомню, статья посвящена конфликту вокруг газеты «Истоки» - органа Союза Писателей РБ (отделения всероссийского «ганичевского» союза писателей). Нургалеева всячески поносит газету «Истоки». Сначала она говорит про нее «Полностью подконтрольная рахимовскому режиму газетка с проблесками чего-то полезного для русского населения», но вскоре уже, раздухарившись, называет «центром приспособленцев Башкортостана», где «раболепствовали перед рахимовщиной» и «до Хамитова не писали о положении русского языка». Тут же Нургалеева поливает грязью А.П. Филиппова, заявляя, что он «воспевал пугачевские банды» и был певцом рахимовщины из «желания покушать».
Про нравственный облик нашей псевдорусской активистки я уже сказал и повторяться не буду. Но и с логикой Нургалеева явно не дружит… Если газета была полностью подконтрольна Рахимову, а Рахимов у Нургалеевой – главный башнационалист, то откуда в газете проблески «полезного для русского населения»? А если проблески были вопреки рахимовщине, то какой же то полный контроль и почему Нургалеева не найдет хоть одно доброе слово для Александра Павловича Филиппова? Ведь он пытался делать «что-то полезное для русского населения Башкирии», как признает это сама Нургалеева, во время, гораздо более тяжелое и сложное, чем сейчас. В начале 1990-х, когда в республике поднялся было самый махровый, а вовсе не опереточный как сейчас, башнационализм, когда башнационалисты пытались захватить телецентр, а потом - инициировать референдум о фактическом выходе республики из состава России, когда в республике возник чуть ли не десяток литературно-политических изданий на башкирском и татарском языках и не было ни одного на русском – Филиппов создал печатный орган русской секции союза писателей – газету «Истоки», а позднее приложил немало усилий для создания первого русского литературного журнала - «Бельских просторов».
А ведь в те времена многие «русские по паспорту» старались лишний раз не подчеркивать свою национальную принадлежность и даже старались быть большими башкирами чем сами башкиры... Филиппов им не уподобился, хотя мог и понимал, что он приобретет в этом случае и что потеряет, если будет стоять на своем. А ему в отличие от Нургалеевой, перебивающейся статьями в Интернете, было что терять – крупный литературный функционер, глава русской секции Союза писателей со всеми вытекающими отсюда благами, дарованными еще советской властью членам и руководителям СП.
И не такой уж беззубой была газета «Истоки» при Филиппове. Приведу лишь один пример (подобных которому было немало). В 1998 году русскую гуманитарную интеллигенцию Уфы неприятно поразило выступление в печати двух молодых уфимских ученых – Ренарта и Эльмиры Шариповых, посвященное русскому евразийству – течению в среде русской эмиграции 1920-х гг. Шариповы отстаивали в ней мысль о том, что главный вывод евразийцев Трубецкого и Савицкого о комплиментарности славянской и тюркской культур якобы ошибочен и что евразийство – якобы не более чем попытка «русских колонизаторов» обманом удержать в своей порядком сузившейся империи наивных татар и башкир. Походя они призывали к распаду РФ как осколка империи и к созданию в Башкирии и Татарии самостоятельных этнократических государств. Русские патриоты в Башкирии сочли что даже для «эпохи суверенитета» это уже слишком, тем более Шариповы были аспирантами профессора Д.Ж. Валеева, известного в республике лидера башдвижения и все понимали, что они лишь в более откровенной форме выражают мысли своих старших коллег.
Газета «Истоки» была единственным СМИ республики Башкортотан, в котором была дана отповедь этому выступлению. Если называть вещи своими именами, «Истоки» стали первым СМИ РБ, в котором был напечатан материал с критикой национализма и пантюркизма. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Башкирские националисты были в бешенстве. Филиппову пришлось идти «на ковер» в администрацию суверенного президента. На газету собирался подать в суд Д.Ж. Валеев. Все обошлось только благодаря огромному авторитету Филиппова, ведь его хорошо знали и ценили в Москве, он был дружен с самим председателем союза писателей Ганичевым, знал Куняева, Проханова, Льва Рохлина, участвовал в учредительном съезде «Конгресса русских общин». Нургалева почем зря пытается его изобразить местечковым «певцом Пугачева и Рахимова», а ведь Филиппов был заметным представителем общероссийского крыла литераторов-почвенников и между прочим, путевку в жизнь дал ему сам Константин Симонов, которому юный Филиппов в 1960-х принес свои стихи.
Если хотите А.П. Филиппов был в 90-х и нулевых одним из лидеров русского движения (пусть тогда еще не политического, а культурного) здесь, в Башкирии. Да, Филиппов не опускался до нецензурных оскорблений башкир. Он не был башкирофобом, напротив, любил и знал культуру этого народа, много переводил с башкирского, дружил с башкирскими писателями и поэтами, хотя к башкирскому национализму относился отрицательно – как и к любому национализму, который считал формой национального эгоизма и гордыни (тем не менее "Конгресс русских общин" был организацией русских националистов, равно как русским националистом был и остается С.Куняев - прим РБ). Но это ведь редко кто считает, что готовность оскорблять людей другой национальности – критерий любви к русскому народу… Филиппов же считал, что все народы должны жить в мире и согласии в нашем общем державном доме – России, где русский народ – первый среди равных.
Кстати, интересно бы задаться вопросом: где же была и что делала Нургалеева в то время, когда в годы самого махрового национализма Филлиппов создавал и руководил русской газетой в Башкирии, когда он насколько это возможно было в те годы, отстаивал интересы русских в Башкирии? Нургалеева сотрудничала в «информационно-развлекательном еженедельнике», а проще говоря желтой газетенке «Уфимский меридиан». В своей статье о Хусаинове Нургалеева привела обзор одного номера «Истоков», чтоб «доказать» свои домыслы. Приведем и мы названия некоторых статей из одного номера «Уфимского меридиана»: «АНАЛИЗЫ БАСКОВА ШОКИРОВАЛИ ВРАЧЕЙ», «ГАРИК МАРТИРОСЯН НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АРЕНДОВАЛ СТАДИОН», «ЗВЕЗДА «ДОМА-2» РАЗРЫДАЛАСЬ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ». Догадались, кстати, откуда у Нургалеевой такая необыкновенная легкость стиля? Она ведь и по сей день пишет о проблемах русских в Башкирии в том же духе, в каком в ее газетенке пишут об анализах Баскова.
Короче, не трогала Нургалеева господина Рахимова, пока тот был в силе и опасен. «Смело бороться» за дело русских в Башкирии наша лжерусская активистка стала лишь когда режим Рахимова зашатался и стало понятно, что он скоро рухнет. И что ниспровергателям в худшем случае грозит публичный затяжной суд, условное наказание и всереспубликанская и всеинтернетовская известность с благородным ореолом жертв гонений…
4. И вновь о Хусаинове
Теперь вернемся к скандалу с Хусаиновым. Лично я отношусь к Хусаинову, мягко говоря, неоднозначно. Но та прыть, с которой Нургалеева бросилась оскорблять незнакомого ей человека, свидетельствует лишний раз о ней самой. Вот как она характеризует Хусаинова: «подхалим», «провокатор», «башкирский писатель не умеющий писать на родном языке» и потому «не русский, а русскоязычный»… Просто Цицерон отдыхает.. Особенно впечатляюще у Нургалеевой получилось про нерусских писателей, которые не знают родного языка. Наша известная русскоязычная татарская журналистка, не умеющая писать на родном татарском языке, оказалась ко всему прочему самокритичной особой…
Умиляет и то, что Нургалеева как говорится на голубом глазу начинает разглагольствовать о том, в чем она не разбирается и конечно попадает впросак. «Я прекрасно понимаю, почему можно быть недовольным Хусаиновым. Я не понимаю, почему это недовольство не было последовательно высказано при непосредственном назначении Хусаинова» - укоряет Нурглалева членов русской секции союза писателей РБ. В действительности же как только агентство по делам печати РБ назначило Хусаинова на пост главреда «Истоков», члены русской секции СП РБ написали открытое письмо на имя Мелкоедова – так зовут нашего «суверенного» министра печати. В письме, между прочим, указывалось, что агентство назначило Хусаинова с нарушением условий конкурса, которые установило само же агентство, ведь оно требовало, чтоб претендент имел стаж работы по специальности не менее года, а господин Хусаинов не выдержал даже испытательного срока на посту редактора газеты «Единая Россия-Башкортостан», вылетев оттуда со скандалом. На что из министерства печати официального ответа не последовало, а неофициально посыпались плохо завуалированные угрозы.. Так что все было наоборот. Русские писатели республики не молчали год, а сразу выразили свое возмущение. А через год скандал просто перешел на новый виток, потому что против Хусаинова выступили уже журналисты редакции возглавляемой им газеты – после возмутительной истории с прижизненным некрологом на Рима Ахмедова, размещенного в газете по личному приказу Хусаинова, после чего Хусаинов вину за него стал переваливать на других.
Впрочем, откуда про это знать Нургалеевой. Никакого отношения к русской интеллигенции Башкирии и тем более к кругам русских литераторов она не имеет и иметь не может. Писала она, как мы знаем, в желтых газетенках, да на сайтах Интернета, которые изобиловали матерными оскорблениями по этническому признаку… С таким же успехом писателями можно считать тех, кто карябает скабрезные безграмотные стишки на стенах общественных туалетов. Зато Нургалеева высокомерно поучает и оценивает всех – и ныне покойного народного поэта Башкортостана Филиппова, и современных членов СП РБ, среди которых всероссийски известные авторы и лауреаты престижных литературных премий и того же Айдара Хусаинова, который что про него ни говори все же выпускник московского Литературного института и печатался в «Отечественных записках» и в антологии «Строфы века» (которую составил Е. Евтушенко), а не в желтой прессе…
5. Гуд бай, мадам Новодворская
Печально, что право говорить от имени русских республики присваивает себе неизвестно откуда взявшаяся и неизвестно какое отношение к русским имеющая малоадекватная особа. Нургалеева уже немало сделала для разжигания у нас межэтнической розни, для роста русофобии среди башкир и значит для потенциального ухудшения положения русских в Башкирии. В нашем городе и в нашем крае есть русская интеллигенция, русская общественность, русские патриоты, которые знают, что им делать, которые имеют свои традиции и своих духовных лидеров. Есть и русскоязычные, но русские по духу деятели культуры, которых тоже все хорошо знают, которые делают с русскими общее дело. И в услугах местечковой «русской Новодворской» мы не нуждаемся.
Юрий Иванов
http://russkie02.livejournal.com/74872.html
P.S. от сайта «РБ – XXI век»
Я не согласен с автором в некоторых нюансах. Например, считаю, что разговор о Нургалеевой - (а она уже не просто мелкая провинциальная эпатажная Интернет-журналистка, а явление, символ Интернет-провокации и маниакальной башкирофобии, провоцирующей такую же больную русофобию) целесообразно вне привязки к такой запутанной теме, как конфликт в "Истоках". Сами мы намеренно дистанцируемся от этой безобразной свары земляков-литераторов и не намерены принимать ничью сторону. В обеих лагерях есть порядочные люди, и есть не весьма порядочные поступки. Рискуя вызвать гнев обоих высоких сторон, скажу от себя лично: за шизофрению с ложным некрологом Риму Ахмедову я бы наказал и главреда, и ответсека «Истоков». И самое некрасивое в этом - перекладывание вины с себя на других. И на месте главного редактора назвал бы негодяя, доверительно сообщившего ему сию «новость».
С Римом Билаловичем я имею честь быть знаком лично. Да не обидятся на меня все участники шоу, но в моих дилетантских глазах из творений всех бойцов великой битвы интересны только его книги, точнее, читаю и перечитываю именно их. Стихи, новеллы прочих сражающихся корифеев - случается, но как-то не часто. Невежество свое признаю, им не хвалюсь - я просто к тому, что именно случай с Р.Б.Ахмедовым меня искренне возмутил. Все остальные нюансы "истоковского" конфликта для меня – темный лес, и влазить в эти литературные дебри не имею никакого желания и необходимости.
Далее, цитирую: "А ведь в те времена многие «русские по паспорту» старались лишний раз не подчеркивать свою национальную принадлежность и даже старались быть большими башкирами чем сами башкиры".
И вновь не соглашусь. Это татарин или башкир могут притвориться друг другом. А русские башкирами - да каким, позвольте, образом? Нет, преувеличил уважаемый автор, преувеличил. Мысль автора понятна: известно, что наиболее рьяным «обмолдаванивателем» Молдовы был этнически русский Воронин. Но переносить реалии СНГ и вообще действительно этнократических режимов на вегетарианский, трогательно-совковый Башкортостан – не только неверно, но, считаю, очень распространенный соблазн, ведущий к важным методологическим ошибкам, и в гротескном оформлении – к «уфагубству».
Еще в тексте автора можно придраться к следующему: Некрасова не "материт" башкир, как неточно описано автором. Она просто провоцирует, поливает их грязью, но не матом. Она башкирофобка уголовно ненаказуемая. Это москвича Свойкина она зачем то изволила дважды обматерить, причем заявив в одной из следующих своих статей, что "Некрасова, то есть я, никогда не говорила, что кого-то оскрблять матом дозволено, и тем более мат не употребляла". Впрочем, постоянное вранье и, скажем мягко, некоторая непоследовательность госпожи Некрасовой-Нургалеевой без того хорошо известны, об этом как-нибудь позже. На "Уфагубе" она писала именно провокационные статьи, а не экстремистские комменты. Статьи там тоже башкирофобские, но не уголовные. Не все, но в основном.
В общем, статья «Русской Башкирии» спорная, но в ней немало верного, и считаем, несмотря на, казалось бы, мелкую тему, задевает и интересно анализирует некоторые весьма важные вопросы и для русского национального движения в РБ в частности, и для всех патриотических сил Башкортостана в целом. А потому заслуживает внимания и размышления.
Азат Бердин, сайт «РБ – XXI век»
Я не согласен с автором в некоторых нюансах. Например, считаю, что разговор о Нургалеевой - (а она уже не просто мелкая провинциальная эпатажная Интернет-журналистка, а явление, символ Интернет-провокации и маниакальной башкирофобии, провоцирующей такую же больную русофобию) целесообразно вне привязки к такой запутанной теме, как конфликт в "Истоках". Сами мы намеренно дистанцируемся от этой безобразной свары земляков-литераторов и не намерены принимать ничью сторону. В обеих лагерях есть порядочные люди, и есть не весьма порядочные поступки. Рискуя вызвать гнев обоих высоких сторон, скажу от себя лично: за шизофрению с ложным некрологом Риму Ахмедову я бы наказал и главреда, и ответсека «Истоков». И самое некрасивое в этом - перекладывание вины с себя на других. И на месте главного редактора назвал бы негодяя, доверительно сообщившего ему сию «новость».
С Римом Билаловичем я имею честь быть знаком лично. Да не обидятся на меня все участники шоу, но в моих дилетантских глазах из творений всех бойцов великой битвы интересны только его книги, точнее, читаю и перечитываю именно их. Стихи, новеллы прочих сражающихся корифеев - случается, но как-то не часто. Невежество свое признаю, им не хвалюсь - я просто к тому, что именно случай с Р.Б.Ахмедовым меня искренне возмутил. Все остальные нюансы "истоковского" конфликта для меня – темный лес, и влазить в эти литературные дебри не имею никакого желания и необходимости.
Далее, цитирую: "А ведь в те времена многие «русские по паспорту» старались лишний раз не подчеркивать свою национальную принадлежность и даже старались быть большими башкирами чем сами башкиры".
И вновь не соглашусь. Это татарин или башкир могут притвориться друг другом. А русские башкирами - да каким, позвольте, образом? Нет, преувеличил уважаемый автор, преувеличил. Мысль автора понятна: известно, что наиболее рьяным «обмолдаванивателем» Молдовы был этнически русский Воронин. Но переносить реалии СНГ и вообще действительно этнократических режимов на вегетарианский, трогательно-совковый Башкортостан – не только неверно, но, считаю, очень распространенный соблазн, ведущий к важным методологическим ошибкам, и в гротескном оформлении – к «уфагубству».
Еще в тексте автора можно придраться к следующему: Некрасова не "материт" башкир, как неточно описано автором. Она просто провоцирует, поливает их грязью, но не матом. Она башкирофобка уголовно ненаказуемая. Это москвича Свойкина она зачем то изволила дважды обматерить, причем заявив в одной из следующих своих статей, что "Некрасова, то есть я, никогда не говорила, что кого-то оскрблять матом дозволено, и тем более мат не употребляла". Впрочем, постоянное вранье и, скажем мягко, некоторая непоследовательность госпожи Некрасовой-Нургалеевой без того хорошо известны, об этом как-нибудь позже. На "Уфагубе" она писала именно провокационные статьи, а не экстремистские комменты. Статьи там тоже башкирофобские, но не уголовные. Не все, но в основном.
В общем, статья «Русской Башкирии» спорная, но в ней немало верного, и считаем, несмотря на, казалось бы, мелкую тему, задевает и интересно анализирует некоторые весьма важные вопросы и для русского национального движения в РБ в частности, и для всех патриотических сил Башкортостана в целом. А потому заслуживает внимания и размышления.
Азат Бердин, сайт «РБ – XXI век»
Комментариев нет:
Отправить комментарий