Назад – в прошлое!
Идеи укрупнения регионов, ликвидации национальных республик
, перехода к чисто территориальному принципу административного деления
неоднократно поднимались властью за последние месяцы - в пресс-конференции
В.Путина 20 декабря, в недавних заявлениях В.Матвиенко, в принятой Стратегии
национальной политики РФ, к этому открыто призывают М. Прохоров и ряд других
близких Кремлю политиков. Эти планы обосновывают экономическими интересами и
укреплением единства страны. Нередко в них в качестве образца приводится Российская
империя начала ХХ века.
Планы «губернизации» пользуются значительной поддержкой
представителей разных политических сил страны, особенно в Москве. При этом
каждая из них преследует свои, часто совершенно противоположные цели. Кремль и
партия власти пытаются сохранить и упрочить контроль над политической системой
и экономикой страны; националистические движения добиваются превращения РФ в
русское государство; часть оппозиции рассчитывает, что ликвидация республик,
являющихся оплотом партии власти, ускорит смену власти. В настоящее время мало
политических сил, противостоящих этим пагубным для России планам власти.
Причина проста – большая часть политического актива страны сосредоточена в
Москве, Петербурге и считает, что это не затрагивает их интересы.
Итак, основными стратегическими целями национальной и
региональной политики Кремля являются: в области государственного устройства –
переход к чисто территориальному принципу административного деления страны,
укрупнение регионов и закрепление фактически существующей унитарной модели
государства; в области национальной политики – ускорение ассимиляции коренных
нерусских народов и формирование единой российской нации, в области идеологии –
«привитие» россиянам патриотизма на основе официальной идеологии, крайне узкого
взгляда на историю и современность ,усиление роли религии, в основном
православной церкви, в обществе.
Попытаемся ответить на вопрос, насколько основные
направления региональной и национальной политики Кремля и устремления части
политической элиты страны соответствуют мировому опыту в этой области и
реальным интересам России и её граждан.
Модель государственного устройства.
В мире есть две основные модели государственного устройства
– унитарное государство и федерация. Унитарных государств намного больше, но в
сумме они занимают меньше половины площади всех стран.
Большинство крупнейших государств мира имеют федеративное
устройство.
В их числе - США, Канада, Бразилия, Австралия, Индия,
Пакистан, Мексика, Аргентина, Нигерия, ФРГ. Из 8 крупнейших по площади стран –
7, включая РФ, имеют федеративное устройство, и они в сумме занимают 45%
площади всех государств мира. Федерациями являются также некоторые небольшие ,
развитые и стабильные государства, такие как – Швейцария, Австрия, Бельгия.
Федеративное устройство означает, что части, составляющие
федерацию (субъекты), обладают определённой политической самостоятельностью ,
статусом государственных образований ( государствами в составе федерации),
имеют свои законодательные, исполнительные, судебные органы власти, принимают
свои законы, могут иметь свою конституцию, и даже гражданство; но как правило
не могут выйти из состава федерации и передают важнейшие государственные
функции – оборону, внешние сношения, денежную систему федеральной власти.
Из крупнейших стран мира, только Китай (КНР) считается
унитарным государством.
Но в Китае сохраняется национально-территориальное деление
советского типа с многоступенчатой системой национальных автономий. Регионы КНР
политически жёстко подчинены центру, но имеют значительную экономическую
самостоятельность. Кроме того в Китае есть специальные административные районы
с особым статусом – Гонконг и Макао, имеющие полную самостоятельность во
внутренних делах, включая собственные валюты. Поэтому можно считать и в Китае
действует федерализм с китайской спецификой.
В ряде унитарных государств Западной Европы ( Испания,
Великобритания, Италия, Финляндия исторические и национальные регионы имеют
статус автономных. Самые известные из них - Страна басков и Каталония в
Испании, Уэльс и Шотландия – в Великобритании. В странах СНГ также есть ряд
национальных республик – Каракалпакстан в Узбекистане, Нахичевань – в
Азербайджане , Гагаузия – в Молдове.
Т.о даже в унитарных государствах в отношении части регионов
могут действовать принципы федерализма. А в крупных государствах политическое и
экономическое самоуправление – необходимое условие эффективности управления,
успешного развития регионов.
Принципы территориального деления.
По какому принципу построены федерации? По национальному,
географическому, экономическому или иному принципу ?
Возьмём США: там есть группа маленьких по площади и
населению исторических штатов Атлантического побережья –Род-Айленд,
Нью-Гемпшир, Вермонт и другие; и есть группа больших и сравнительно молодых
штатов в центре и на западе страны, разделённых по географическим по линиям -
долготам , широтам (то, о чём мечтают некоторые российские политики).
Но, за всю историю США штаты никогда не объединялись по
экономическим, политическим или иным соображениям. Штаты США, их границы
формировались в ходе исторических процессов становления страны, и после
вхождения в США на правах штатов, никогда не пересматривались. Например,
площадь самого маленького (по территории) штата Род-Айленд - 4002 кв.км, или
примерно в 430 раз меньше площади штата Аляска.
Такие же сравнительно небольшие по площади или по населению
регионы есть почти в каждой давно сложившейся федерации – ФРГ, Канаде, Индии,
Бразилии. Так, например, в Индии население штата Уттар-Прадеш – 200 млн. чел, а
штата Сикким 0,6 млн.человек.
В Германии большинство земель (субъект федерации)
сформировалась на основе государств, существовавших до объединения Германии в XIX веке. Даже официально они
называются по разному - Свободное государство Бавария, Вольный ганзейский город
Бремен и т.д. Эти земли существуют сотни лет, входили в разные союзы и
конфедерации, пережили не раз изменение государственного устройства.
Рассматривая территориальное деление подавляющего
большинства федеративных и многих развитых унитарных государств можно сделать
вывод - в них действует принцип уважения и неприкосновенности исторически
сложившихся регионов.
Там никто не пытается исходя из экономических, политических
и иных соображений перестроить внутренние регионы, которые складывались веками
по географическим, этническим, религиозным признакам.
Существующие регионы там никогда не объединялись, не
укрупнялись.
Наоборот новые регионы возникали лишь за счёт разделения
существующих.
Это уважение национальных чувств, регионального, местного
патриотизма граждан.
Без национального (этнического), регионального, местного
патриотизма не может быть и общегосударственного. И это важнейший политический
и экономический ресурс государства.
Хотя в истории России состав, границы регионов многократно
изменялись, даже любая область существующая несколько десятилетий – уже
исторически сложившийся регион, со своими социальными, экономическими связями,
самосознанием. И изменение этой сложившейся системы принесёт огромный моральный
и экономический урон людям .
Для российской власти – субъекты федерации и граждане
живущие там – это просто территории и население, которыми пытаются управлять,
не обращая внимание на их интересы и мнения. Яркие примеры таких решений –
«укрупнение» часовых поясов, отмена перехода на зимнее время, которые доставляют
неудобства десяткам миллионов россиян.
Были ещё более утопичные идеи, такие как проект деления
страны на основе агломераций, по которому предлагалось развивать территории
только вокруг 20 крупнейших городов, а другие земли фактически забросить.
Эти решения обосновывались также экономической выгодой, а
фактически приняты в интересах узкой группы федеральных чиновников.
Нужно ли укрупнение регионов? Для сравнения, средняя площадь
субъекта РФ – 206 тыс. кв. км –примерно равна площади Беларуси, средняя площадь
области в составе ЦФО – 36 тыс. кв.км. – это больше Бельгии, Албании, и
немногим меньше площади Нидерландов и Швейцарии. Много ли для России 83
региона? Континентальная часть Франции, которая по площади гораздо меньше
Иркутской области, состоит из 96 департаментов ( основная административная
единица), объединённых в 22 региона. Япония при площади 377 тыс. кв. км (меньше
Архангельской области) делится на 47 префектур.
Сейчас в РФ, даже в самых маленьких регионах Центра и
Поволжья, расстояние от центра до дальних районов составляет 150-200 км. Это
примерно как в крупнейшем регионе Германии – в Баварии. К этому следует
добавить неразвитость дорожной сети и другой инфраструктуры регионов, местного
самоуправления в России, что делает эти расстояния ещё более значимыми для
жителей провинции. Так в Архангельской области это расстояние достигает 550-600
км, а в случае объединения с Ненецким АО, согласно планам Кремля, оно будет
достигать 1200 км. Кто верит, что подобное объединение принесёт экономические или
иные выгоды регионам?
Строя грандиозные планы преобразования России, власть
игнорирует мировую практику , Конституцию РФ и здравый смысл. Очевидно, что
укрупнение регионов – это чисто политическое решение, направленное на усиление
централизации управления и контроля над регионами из центра, ликвидацию
национальных республик, ведущий к дальнейшему снижению эффективности
управления. Это в интересах власти, а не её граждан и страны в целом.
Национально-территориальный принцип построения государства.
В России активно внедряют мысль, что
национально-территориальная модель федерации устарела, и, практически во всём
мире используется чисто территориальный принцип административного деления. Так
ли это?
Чисто территориальный принцип деления федерации должен
обеспечивать политическое и экономическое самоуправление регионов. При
национально- территориальном делении федерации – кроме самоуправления региона,
основная задача национальной автономии - создание условий для сохранения
коренного народа, его языка и культуры на территории его проживания.
Если сравнить Россию со странами Европы. Россия – это такой
же огромный субконтинент , как и вся остальная Европа в целом.
В Европе большинство национальных регионов в ХХ стали
независимыми государствами.
Также отдельные регионы Испании, Великобритании, Бельгии,
Германии, Швейцарии, вне зависимости от их политического статуса , являются
национальными (этническими) территориями, сложившимися ещё в средние века.
Самые известные из них – Каталония, Страна басков, Шотландия, Уэльс, Бавария.
Это регионы – территория проживания соответствующих народов, с сильным
национальным самосознанием, имеющие политическую автономию.
И в небольших унитарных мононациональных государствах, есть
национальные территории, имеющие особый статус. Например, Аландские острова в
Финляндии, где более 90% населения – шведы. Там имеется местное гражданство,
местный парламент, единственный официальный язык.
Если рассматривать Новый свет - Америку и Австралию, то
единые государствообразующие нации этих стран изначально складывалось из
представителей разных народов – европейских колонистов, рабов из Африки,
иммигрантов из Азии и т.д.. Коренное население большинства крупнейших стран
Нового света (США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина) в 18-19 веке
беспощадно уничтожалось и составляет сейчас порядка 1-5 % населения (за
исключением Мексики). Поэтому там преобладает чисто территориальное
административное деление.
Но и в странах Америки много национальных (этнических)
регионов и территорий.
Возьмём для примера наиболее близкую для России по площади и
природе Канаду.
В провинции Квебек основное население – франкоканадцы и
официальный язык – французский. В 2 территориях живут в основном эскимосы – это
Нунавут и Северо-Западные территория. Крупнейшая территория Канады – Нунавут
создана в 1999 году, имеет территорию 2,093 млн. кв. км. , население 33 тыс.
человек , в основном эскимосы, имеет 4 официальных языка. Т.о. фактически
Канада разделена по национально-языковому признаку. Несмотря на длящиеся десятилетиями
разговоры о угрозе распада , несмотря на 2 референдума о независимости Квебека
,
Канада цела и успешно развивается.
Во многих странах Северной и Южной Америки имеются
автономные территории, выделенные для проживания коренных народов, имеющие различный
статус.
Индейские территории США – резервации, которые по советской
традиции у нас принято считать символом бесправия и унижения коренных
американцев. Но на практике юридически индейские резервации имеют те же права,
которыми обладают штаты США, и подчиняются напрямую федеральному правительству.
Племена, проживающие в резервациях, имеют право на формирование своего
правительства, на выработку и исполнение законов, на установление налогов, на
присвоение гражданства племени, на лицензирование и регулирование практически
всех видов деятельности и пр.. В США, где индейцы составляют 1,6% населения
имеется около 300 резерваций. Площадь некоторых из них больше площади самых
маленьких штатов.
В Бразилии с 1988 года идёт процесс возврата земель
индейским племенам, составляющим менее 0,5% населения страны. В настоящее время
им передано 13% площади страны. Автономные территориальные образования для
индейцев созданы в Никарагуа (46% площади страны), Панаме(22% площади страны).
Коротко о странах Азии. Штаты Индии созданы по
национально-языковому признаку. Названия 13 из 28 индийских штатов – по
названию доминирующего в них народа. В разных штатах Индии всего используется
23 официальных языка. Провинции и территории Пакистана также созданы в основном
по национальному признаку .
В Китае 45 из 55 официально признанных национальных
меньшинства, составляющих 7% населения, имеют свои автономии. Китай имеет
многоступенчатую систему национальных автономий – автономный район (5 АР на
правах провинции), автономный округ (АО) в составе провинций и АР (всего 30
АО), автономный уезд (всего120 АУ), национальные волости. Национальные
автономии составляют около половины территории КНР.
В большинстве многонациональных стран мира в том или ином
виде есть национальные территории, элементы национально-территориального
устройства.
Стремление унифицировать регионы РФ, дать им одинаковый
статус, название (например край), одинаковые названия органам власти (дума)
также не соответствует мировой практике. В большинстве федераций и даже во
многих унитарных государствах имеются территории имеющие различное
наименование. В Канаде – провинции и территории; в Индии – штат, союзная
территория; в Китае – провинция, автономный район, муниципалитет, специальный
административный район и т.д.
Во многих государствах взаимоотношения центрального
правительства и отдельных автономии или региона регулируются на основе
отдельных договоров или законов. Например, в Испании с 1979 года действуют
законы -«Статут об автономии Страны басков», «Статут об автономии Каталонии»,
регулирующие автономию этих регионов.
В Малайзии, в различных штатах даже действует различная
форма правления – в одних правят наследственные монархи, в других назначаемые
губернаторы.
Мнение, что федерация созданная по национальному принципу
неустойчива – неверно.
Если основные этнические проблемы – языковые,
образовательные, культурные в стране решены, даже при наличии сильного
национального самосознания, механизма выхода региона из состава федерации (как
в Квебеке, Шотландии), этот вопрос демократическим путём как правило решается в
пользу сохранения федеративных отношений.
Наоборот , попытки отменить или ограничить автономию
национальных регионов, чаще всего приводили к военным конфликтам и развалу
страны. Свежие и яркие примеры этого – Косово, Абхазия, Южная Осетия, Карабах.
Стремление вернуться к модели территориального деления
Российской империи – это попытка возврата к имперской, колониальной системе,
которая существовала в мире до середины ХХ века.
Национальная политики и проблемы федерализма в России.
Нередко высказывается такое суждение , что «в России проживает более 190
народов и существующие национальные республики и округа не могут представлять
интересы большинства из них». Так ли это?
В России согласно результатам переписи населения 2010 года
учтено 195 народов и этнических групп. Но из них: 76 – не являются коренными
народами РФ; 43 – это этнические группы, включаемые в состав более крупных
народов; более 25 - малочисленные народы Севера и Сибири.
Народы , имеющие свои национальные республики и округа в
составе РФ, составляют более 99% общей численности коренных нерусских народов
России (20 млн. чел.). Система национальных автономий , созданная в СССР
обеспечивала достаточно полный охват автономией коренных народов, хотя границы
республик РФ и не соответствуют территории их расселения.
Назначение национальной автономии – сохранение и развитие
коренных народов, их языков и культур. Эти цели гарантируются Конституцией РФ.
Насколько они выполняются?
Основной механизм сохранения, развития языка и культуры
любого народа– система национального образования. В РФ последние 5 лет ведётся
политика вытеснения национальных языков из сферы образования. Основные шаги в
этом направлении – отмена национального и регионального компонента в
образовании, закрытие значительной части национальных школ в процессе
оптимизации, понижение их статуса, запрет сдачи ЕГЭ на родном (нерусском)
языке. Национальные языки, в качестве языка обучения практически не используются
в ВУЗах, профессиональном образовании. А для полноценного развития языка нужно,
чтобы он в школе изучался не только как предмет, но на нём преподавалось хотя
бы часть других предметов.
Много говорилось за последний год о притеснении русского
языка в некоторых республиках, в первую очередь в Татарстане. Посмотрим на
факты. Например, количество школ с частичным преподаванием на татарском языке
по России за последнее десятилетие уменьшилось примерно в два раза (
официальная статистика по национальным школам после 2004 г. не публикуется). В
Татарстане, в них учится лишь ок.16% школьников или ок. 30% школьников татар,
подавляющее большинство из них в сельских школах. И даже в них в старших
классах вынуждены переходить на русский язык обучения для сдачи ЕГЭ.
Крайне низка доля печати и СМИ на языках народов РФ. Так в
2010 году в России на русском языке печаталось 99,4% книг, 99,8% журналов, 98,3
% газет (по тиражу).
Государственная языковая, образовательная политика в РФ
направлена на ассимиляцию коренных нерусских народов. Утверждать, что
национальные республики ущемляют интересы русских, тем более говорить о
дискриминации русского языка в них, несерьёзно.
Эти факты показывают, что государственность республик крайне
ограничена, она никак не угрожает единству РФ. В таких условиях стремление
лишить коренные народы РФ даже такой формальной государственности, для
национальной общественности равнозначно попытке лишить народы права на
существование.
Но и большинство русских не чувствуют себя хозяевами в
России. Они не могут влиять на власть, не могут что то реально изменить в своей
жизни. Большинство решений касающихся их жизни принимаются за сотни и тысячи
километров в Москве, а живущие там же или за границей хозяева их предприятий
часто ведут себя как колонизаторы. Власти удобно перенаправить недовольство
этим положением на межнациональные отношения, на республики, и их власти.
Акцентируя внимание на отдельных проблемах, негативных событиях в наиболее
благополучных и стабильных республиках , смешивая их в одну кучу с проблемами
Северного Кавказа, проблемой мигрантов власть пытается отвлечь от реальных
проблем , добивается своих политических целей.
На кого ориентируется российская элита?
Во многом образцом для подражания в области государственного
устройства, политической системы, национальной и региональной политики для
нашей правящей элиты является Франция. Это – унитарное государство, с сильной
президентской властью, с единой гражданской нацией, единственным официальным
языком.
Но надо обратить внимание на следующее. Первое, - по площади
Франция примерно в 26 раз меньше России. По площади, населению, национальному
составу, числу регионов Францию скорее можно сравнивать с Центральным округом
России (ЦФО). При этом, исторически, Франция была объединена ещё в составе
Римской империи, и существует как государство с 5 века. Второе - У Франции
довольно гибкая система взаимоотношений с бывшими колониями - «заморскими
территориями». Они имеют различный статус - заморский департамент, заморское
сообщество, заморское территории с особым статусом, имеют свою политическую
систему. Особый статус имеет и Корсика. Благодаря этой гибкости Франция
сохраняет контроль над небольшими стратегическими территориями в Южной Америке,
Индийском и Тихом океане. Т.е. модель унитарного государства действует лишь в
континентальной Франции.
Коснёмся вопроса «единой гражданской нации». Для коренных
французов понятие единой гражданской нации существует уже более двух веков. Во
Франции поддерживается только французский язык. Но даже в
пределах континентальной Франции отдельные национальности сохраняются и
продолжают борьбу за свои права, автономию, и даже независимость, например, -
бретонцы,эльзасцы.
Несколько десятилетий граждане Франции, вне зависимости от
происхождения считаются французами. Но стали ли они по-настоящему едины?
Переход на французский язык, к европейским условиям жизни выходцев из арабских
и , африканских стран привел к усилению роли ислама в их жизни. Религия
становится определяющим фактором духовного мира и самосознания человека.
Разделение французов по религиозному признаку со временем будет только
усиливаться. Россия также пытается идти этим путём.
Стремление власти навязать понятие «российская нация»
вызывает протест, отторжение у народов России. При этом реально, между большинством
народов РФ различий – культурных, расовых, социальных – меньше чем между
«французами» или «американцами». Попытки объединить народы РФ в «российскую
нацию» на основе зарубежных штампов и примитивного патриотизма приведёт к
противоположному результату.
Заблуждаются, считающие создание единой нации путём
ассимиляции благом.
Этничность – знание своего родного языка, культуры,
традиций, это и глубокая привязанность, любовь к родной земле, истинный
патриотизм. Это и сохранение сложившихся веками связей между народами,
межрегиональных связей частей одного народа, и сохранение традиционных форм
религии. Так, нельзя сохранить «традиционный ислам», без сохранения языка,
культуры и традиций народов, его исповедующих.
Одним из последствий ассимиляции будет усиление роли религии
в обществе и более глубокое разделение народа России по религиозному признаку.
Ещё одним образцом для нашей правящей элиты является Китай,
с его жёсткой централизованной моделью управления. Но Китайские власти, в
отличие от наших не трогают сложившееся сложное территориальное деление, не
касаются национальных меньшинств (по крайней мере официально), демонстрируют
гибкость в отношении ряда регионов. В Китае столица не является крупнейшим
экономическим центром, нет такой концентрации власти и финансов в центре, не
столь сильно социальное расслоение.
Кому мешают федерализм и национальные республики?
Партия власти считает своей заслугой сохранение единства
России в начале 2000-х годов.
А была ли угроза распада страны, за исключением выхода Чечни
из состава РФ?
Ни тогда , ни сейчас не было и нет реальных юридических,
социальных или иных предпосылок распада РФ - сторонников полной независимости
республик немного; нет механизма выхода республики из состава РФ; а учитывая
национальный состав республик Поволжья, Урала, Сибири отделение путём
референдума , если была бы такая возможность, практически невозможно.
Большинство тех, кого власти считают сепаратистами, добиваются лишь подлинного
федерализма и соблюдения своих конституционных прав. Но в условиях жёсткой
централизации, неэффективности, произвола власти растёт число сторонников
самоопределения не только республик , но некоторых других регионов. И это
результат национальной и региональной политики Кремля, а не враждебной
деятельности извне.
В начале 2000-х под лозунгами сохранения и укрепления России
команда В.Путина решала свои иные задачи: построение вертикали власти,
установление контроля над региональными руководителями, возвращение под
государственный контроль важнейших отраслей экономики и крупнейших компаний
России.
Добившись контроля над политической системой страны,
важнейшими отраслями экономики, СМИ , власть желает сохранить его, управлять
всем из Москвы, опираясь на огромную армию чиновников, руководство крупных
государственных компаний и приближённую к власти часть бизнес-элиты.
Правящей элите мешает федерализм, не нужна самостоятельность
регионов. Подчинив полностью региональное руководство центру, отняв большинство
привилегий республик и местных элит, приближённым к власти бизнес-структурам
удалось взять под свой контроль наиболее прибыльные предприятия почти всех
регионов.
Однако сверхконцентрация власти, государственный контроль
над экономикой приводит к снижению эффективности экономики и системы
управления, усиливает коррупцию. Эта истина доказана историей развития десятков
стран мира. Тем более это актуально для такой огромной страны, как Россия. В
Кремле также это понимают, декларируя намерение провести децентрализацию структуры
управления, при этом под разными предлогами откладывая это на будущее,
ограничиваясь передачей регионам несущественных функции. Реальная
самостоятельность регионов потребует перераспределения налогов в пользу
регионов и ставит под угрозу финансовое благополучие правящей элиты,
перемещение центра принятия решений по экономическим вопросам в регионы
значительно усложнит жизнь олигархам и чиновникам.
А пока, вместо децентрализации и развития федерализма,
Кремль , наоборот, пытается ещё более укрепить свою власть путём укрупнения,
унификации регионов. Цель власти – отвлечь внимание, оттянуть время, выйти из
ситуации с минимальными потерями для себя. Замысел достаточно прост -
ликвидировать сохранившие чуть больше самостоятельности и чуть более высокий
статус республики, объединив их с соседними регионами; переложить на крупные,
благополучные регионы бремя финансирования менее развитых в
социально-экономическом плане соседей; создать более крупные региональные
центры, переместить туда часть капиталов из центра, установить над ними полный
контроль. Если такая реформа будет проведена то неравенство
социально-экономического положения, дотационность регионов, национальные
проблемы никуда не денутся, но будут скрыты внутри больших регионов.
Для обоснования реформы территориального деления в стране
развёрнута информационная компания по дискредитации самой идеи
национально-территориального федерализма и наиболее сильных республик, в первую
очередь Татарстана, Башкортостана.
Подобная реформа нанесёт огромный экономический и моральный
урон жителям ликвидируемых регионов. Особенно пострадают жители бывших
региональных центров, - реформа приведёт их к экономическому упадку. А
эффективность системы управления ещё более ухудшится.
Если, путём укрупнения регионов будут ликвидированы
республики, для многих народов РФ и её власть потеряют легитимность, и они
начнут борьбу за независимость.
Такова будет цена авантюр, задуманных для сохранения власти
и защиты финансово-экономических интересов правящей элиты. Люди, строящие эти
планы мыслят категориями финансового менеджмента, а не интересами страны и её
граждан.
У противников федерализма огромный ресурс. В Москве и
области «производится» около 25% ВВП страны, находится 20 из 28 крупнейших
компаний России, более половины банков, в т.ч. 76 из 100 крупнейших. В Москве
сконцентрирована большая часть политической и бизнес - элиты, менеджмент
большинства крупнейших компаний, огромная армия федеральных чиновников. Им не
выгодно перераспределение власти в пользу регионов, децентрализация управления
страной. Сконцентрировав у себя огромные властные функции и финансовые ресурсы
центр не собирается ими делиться.
Президент и другие представители власти часто обвиняют
граждан России в правовом нигилизме. Но есть более опасный - правовой нигилизм
власти. Это не только готовность обойти или проигнорировать закон, но и
готовность ради текущей политической выгоды, отменить, изменить любые законы,
включая Конституцию. Действующей Конституции РФ менее 20 лет, она одна из самых
молодых конституций мира. Тем не менее то и дело появляются желающие заменить
действующую Конституцию, полностью изменить государственное устройство РФ. И
эти изменения могут быть выгодны только действующей власти и правящей элите , а
не гражданам и стране в целом.
Подведём некоторые итоги:
Почти все крупнейшие государства мира являются федерациями.
Принципы федерализма действуют и во многих унитарных государствах.
Субъекты федераций, регионы в демократических государствах
практически никогда не объединяются друг с другом.
Территориальное деление по национальному признаку в том или
ином виде есть в большинстве многонациональных стран.
Планы изменения устройства России строятся в интересах
власти и правящей элиты, и полностью противоречат интересам страны и её граждан.
Федеративное устройство с субъектами разных типов и гибкой
системой взаимоотношений с регионами – единственная приемлимая для России форма
государственного устройства
В основе федеративных отношений должны быть интересы
граждан, уважение национальных чувств, регионального и местного патриотизма,
прав субъектов РФ.
Навязывание понятия «российская нация» - не ведёт к единству
народов России.
Настоящий федерализм и демократия – условие сохранения и
успешного развития страны.
Нельзя двигаться вперёд, идеализируя прошлое, и пытаясь
вернуться к России начала ХХ века.
Наиль Гильманов,
РБ XXI век
Комментариев нет:
Отправить комментарий