На этот вопрос постарался ответить известный кинорежиссер из Башкирии Радик Кудояров. Его фильм «Генерал» о легендарном командире 112-ой башкирской дивизии Минигали Шаймуратове представили вчера зрителям в рамках «Лаборатории политического кино» в Уфе. Документалист с помощью свидетелей и очевидцев, украинского и немецкого историков, документов из немецких и советских архивов попытался разобраться в причинах гибели военачальника. Последний бой генерала показали в жанре исторической реконструкции.
Центральное место в ленте занимают трагические события февраля 1943 года. Тогда, после окружения крупной вражеской группировки под Сталинградом в тяжелых условиях зимы советские войска развернули крупное наступление.
В его рамках командующий Юго-Западным фронтом Николай Ватутин задумал операцию по окружению немецких войск в Донбассе и выходу к Днепру в районе Запорожья. 7-му гвардейскому кавалерийскому корпусу (в него входила 112-я башкирская кавдивизия, переименованная в 16-я гвардейскую) приказано нарушить тылы и коммуникации захватчика на Донбассе. Конечная цель – узловая железнодорожная станция Дебальцево. Но последствия рейда оказались драматичными. Практически весь личный состав кавкорпуса погибает.
По версии, представленной в фильме, М. Шаймуратов ещё несколько дней назад, предчувствуя трагическую развязку, предлагал комкору Михаилу Борисову идти на прорыв. Тот, топя нерешительность алкоголем, не сделал этого. Что позволило гитлеровцам сосредоточить крупные силы. 23 февраля бойцы 16-ой гвардейской дивизии начали выходить к своим. Практически без боеприпасов и обременённые крупным обозам раненных. Но время было упущено. Конники в чистом поле напоролись на сильный вражеский огонь. И были расстреляны немецкими орудиями. Самого М. Шагимуратова тяжело ранило и вскоре в деревне Юлино его зверски убили донские казаки, находящиеся на службе у оккупантов.
Представленные в фильме свидетели предполагают, что кратковременное пленение комдива стало причиной того, что ему так и не присвоили посмертно звание Героя Советского Союза. Не смотря на обращения властей БАССР после войны и ходатайство самого маршала Семёна Будённого. М. Борисов пытался пробиться на другом направлении, но попал в плен, где пробыл до 1945 года. После освобождения американцами из Франции вернулся в СССР, где его восстановили в кадрах Советской Армии.
- Шаймуратов - большой сын большой Родины, - обратился к зрителям после просмотра картины Р. Кудояров. - И молодые люди должны быть уверены в том, что если будут так же защищать свою страну, то она их не забудет. Поэтому Шаймуратову нужно присвоить героя России, так как СССР уже нет. К сожалению, не пришли сюда те, кто пишут всякие штуки в Интернете. В последние два-три года появилась версия Маслова. Есть такой украинский краевед. Он прикоснулся к истории генерала и 112-ой башкирской дивизии. Почему- то его версия многим нравится, и они считают, что ничего нового после него я не сказал.
И режиссер предложил посмотреть видеоинтервью с Александром Масловым. В котором последний признался, что «попытался реконструировать эти события, интуитивно чувствуя, где 100% правды. А где 90%». Он нелицеприятно высказался о М. Борисове, который «попал в плен с личной охраной в 8-10 человек. Как это произошло, неясно. Борисов прошёл весь плен, его возвратили на родину, никакого компромата против него не нашли».
Р. Кудояров заметил, что в отличие от А. Маслова он работал с фактами, а «этот человек, который называет себя историком. Как он может интуитивно создавать что-то?» У режиссера поинтересовались, будет ли фильм транслироваться по центральным российским каналам.
- На одном федеральном телеканале меня обвинили в национализме, - ответил он. - На другом сказали, что история о тысячах погибших неинтересна, когда в войне погибли миллионы. Поэтому в прошлом году не состоялся российский телепоказ фильма. Может, в этом году? Но я ходить и упрашивать никого не буду.
- Фильм интересный, рождает много мыслей, - заметил ректор Башкирской академии госслужбы (БАГСУ) и ведущий лаборатории Сергей Лаврентьев. - Это настоящее кино. Надо постараться показать картину в республике.
- Шаймуратов - герой не только башкирского народа, а всех советских людей, - заметил один из зрителей.
http://u7a.ru/articles/society/9155
Р. Кудояров заметил, что в отличие от А. Маслова он работал с фактами, а «этот человек, который называет себя историком. Как он может интуитивно создавать что-то?»
ОтветитьУдалить-------------------------------------------
Не понял. Что имеет кинорежиссер Кудояров против историка Маслова, если использовал именно его, Маслова, версию, и фактически подтвердил ее? Маслов отличился от Кудоярова тем, что высказывался крайне осторожно, а не заявлял, что "работает с фактами" - работая именно с ними. Расхождения по оценкам, Борисову и т.д. - это нормально, ненормальна такая странная реакция.
где Шушпанов - там срач
УдалитьШаймуратов - герой не только башкирского народа, а всех советских людей, - заметил один из зрителей.
ОтветитьУдалить-------------------
Шаймуратов - герой татарского народа. Сколько уже доказательств этого было предьявлено, а такого рода разговоры-стереотипы об этом все не стихают...Типа дивизия из Башкирии - значит башкир... Тупость
Вот и надо было создавать в ТАССР свою национальную дивизию. Хотя куда вам до этого, разбрелись бы по дорожно - строительным батальонам. Ну ты понял.
УдалитьДа надоела уже истерика татаристов, до сих пор в Википедии по их инициативе дурацкая война идет: башкир или татарин, татарин или башкир. Тептярь - не значит татарин. Бегают везде и ищут героев. Героем татарского народа он никогда не был. Еще одного Батыя нашли, а. И Кутузов у них татарин, и Чингисхан, и Салават, и Шаймуратов. думаю, что Адам тоже татарин. Шаймуратов почитался всеми советскими людьми, и особо почитался именно башкирами, как национальный герой, от татар никогда ничего слышно не было.
УдалитьСуются кругом и позорят татарский народ, больные люди. Так что зритель заметил правильно.
Новый татарский тренд: татарский генерал, татарский Матросов, татарский сословие - башкирец(были бы в Антарктиде - пингвинец), татарский башлык(каляпуш). Cкоро ожидается 112-я Татарская дивизия. Ничего не изменилось со времён Габдуллы Тукая. Из книги "Габдулла Тукай. – Жизнь замечательных людей" г. Казань. 1940 г. Стр. 19-23: "Против национального психоза выступил Габдулла Тукай..."
УдалитьВ прошлом году учитель Ахмак Шерик Саттаров помешался на слове "татарский". Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями; "татарский народ", "татарская девушка", "татарская шапочка", "татарские башмаки", "татарская простокваша", "татарские рожки", и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в "жёлтый дом", но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо помещать именно в "татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас к сожалению нет. Что ж поделаешь? На воле ходит!"
Г. Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсәрләр , дүрт томда , 1977 ел.
Если из татар сделать дивизию - это дивизия в полном составе сдалась бы в плен немцам. И по причине этого упал бы моральный дух всей советской армии. Советский Союз проиграл бы немцам.
УдалитьСталин это хорошо понимал и не мог допустить такую фатальную ошибку.
Так это все выгодно было бы, значит везде надо ставить татар и мы придем к комунизму
УдалитьШаймуратов - герой татарского народа. Сколько уже доказательств этого было предьявлено, а такого рода разговоры-стереотипы об этом все не стихают...Типа дивизия из Башкирии - значит башкир... Тупость
ОтветитьУдалитьВОТ ЭТА ПИСАНИНА ЕСТЬ И НАСТОЯЩАЯ ТУПОСТЬ! ИЗУЧАЙ РОДОСЛОВНУЮ ГЕНЕРАЛА! ШАЙМУРАТОВ , ЕГО РОДСВЕННИКИ - АЙЛИНСКИЕ БАШКИРЫ!
Ответить
это ты тупой иди изучай историю
Удалить21:11 Историю изучил, про татарскую национальную дивизию РККА нет нечего, а вот про Волжско татарский легион Идель-Урал Вермахта есть. Доволен?
УдалитьШәехзадә Бабич
ОтветитьУдалить1915 ел
БАШКОРТЛЫ
Йә әййеhәл башкортың,
Чуплисе бар баш кортын.
Килеп чыгып астыртын,
Татарларны шаштырдың.
Эшкә килсә ишелгән,
Сүзгә килсә очынган,
Кичкә керсә кычынган.
Берсен — берсе мактанып,
Гарешләргә очырган,
Туры әйткән кешегә
Мәңге дошман киселгән.
Казан Татарстан китап нәшрияте 1990 ел. башкиры оцените стих Ш. Бабича . алмата .
Оценили, правильно написал "татарларны шаштырдын".
УдалитьА теперь оцени "Шайхзада Бабич
Беҙ
Беҙ үҙебеҙ – башҡорттар,
Күп ырыуға баш йорттар.
Беҙҙә гәүһәр, беҙҙә йәүһәр,
Беҙҙә һәр бер ашлыҡтар.
Беҙҙә тиңһеҙ сәхрәләр.
Сәхрәләр – ожмах улар;
Унда гөлдәр тирбенеп,
Йәмләнергә саҡыралар.
Унда ҡоштар һайраша,
Күлдә ҡамыш шаулаша.
Ҡамыш буйы әрүшә,
Тамаша, әй тамаша.
Беҙҙә ҡалын урмандар,
Беҙҙә данлы Урал бар;
Урал аҫты алтындыр,
Өҫтә – шәфҡәт балҡыйҙыр.
Һиҙен, башҡорт, бәхетеңде,
Төшөн, башҡорт, атыңды;
Күрер өсөн тәхетеңде,
Истиҡбалың алтынлы.
" 1918
"Мы
Мы сами – башкиры. И нам
Завещано «баш» быть родам.
Топазы у нас и алмазы
Подстать и садам, и плодам.
В долинах калина у нас,
Сиянье анютиных глаз,
Цветение трав на лугах,
Медовая дымка в логах.
И птиц звонкогорлая трель,
И светлой воды колыбель,
Озерная дрожь камыша –
Сама замирает душа.
Густые леса без конца –
Седого Урала краса,
И золото в недрах земли,
Что тонет в туманной дали.
Мы – сами башкиры. Познай,
Сородич, свой благостный край.
О завтрашнем думая дне,
Надежно сиди на коне!"
Алмата оцени. Из книги "Габдулла Тукай. – Жизнь замечательных людей" г. Казань. 1940 г. Стр. 19-23: "Против национального психоза выступил Габдулла Тукай..."
УдалитьВ прошлом году учитель Ахмак Шерик Саттаров помешался на слове "татарский". Этот господин почти ежедневно стал печатать различный мусор под названиями; "татарский народ", "татарская девушка", "татарская шапочка", "татарские башмаки", "татарская простокваша", "татарские рожки", и заполнил ими книжные магазины. Таких людей обычно помещают в "жёлтый дом", но тут есть одна сторона дела: если помещать этого национального юродивого, который каждую вещь обязательно называет татарской, то необходимо помещать именно в "татарский сумасшедший дом". А такого дома у нас к сожалению нет. Что ж поделаешь? На воле ходит!"
Г. Тукай. Былтырнын, хисабы. Эсәрләр , дүрт томда , 1977 ел.
Алмата оцени.Волжско-татарский легион (легион «Идель-Урал») — подразделение вермахта. Идеологическая основа.
УдалитьФормальной идеологической основой легиона была борьба с большевизмом и евреями, при этом немецкой стороной сознательно распространялись слухи о возможном создании Идель-Уральской Республики. Ведущую роль в идеологической подготовке легионеров играли эмигранты — члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий. Особом популярностью среди них пользовались видные деятели национальных движений периода 1918—1920 годов (Шафи Алмас). Лагеря легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимский муфтий Хадж Амин эль-Хуссейни, выступавший с призывами к священной войне против «неверных» в союзе с Германией. В мусульманских легионах были введены должности мулл, которые иногда совмещали религиозные функции с командирскими, являясь одновременно командирами взводов. Военная и политическая подготовка солдат завершалась коллективной присягой Гитлеру и вручением флага.
Анонимный18 марта 2015 г., 15:31 я ваш советский союз на хую видел , Царская Россия , СССР , нынешняя Россия это тюрьма народов которая должна быть разрушена .
УдалитьВ Идель-Уралском легионе и пленные башкиры состояли
Удалить19:32 Башкир там мало было. Факт что он именовался Волжско-татарский легион Идель-Урал (нем. Wolgatatarische Legion).
УдалитьХахаха,зашибись написал Бабич о башкирах.Все так и есть- ни прибавить, ни убавить!
ОтветитьУдалитьО своем башкирском народе Бабич написал шутливо с горечью.
УдалитьВот еще уже только с горечью:
"«Я жду»
Пройду ли по травам башкирского края,
Душа устремится в полет.
Услышу ли издали песню курая,
Мое существо запоет.
Взберусь ли к дубравам башкирских нагорий,
Мне чудный откроется мир.
Но княжество смерти, но темное горе
Я вижу в селеньях башкир.
Живые покойники тлеют в могилах,
Их боли не слышится крик,
Но скорбную повесть о селах унылых
Несут нам Сакмар и Яик.
И сам я не знаю, кого проклинаю,
Когда на Урал я смотрю.
Настанет ли время башкирскому краю
Узнать и увидеть зарю?
И кажется, будто великий и строгий,
Мне чутко внимает Урал,
И кажется, будто исчезли тревоги,
И день засверкал, заиграл.
Мне кажется: песня летит издалека,
Летит, чтоб развеять беду,
И верю: дождусь я желанного срока,
И верю, и плачу, и жду!
Ш.Бабич, 1916"
манкурстан китап нәшрияте 1990 ел - тогдашный татаромонгольский мыльный пузырь давно лопнул - тогда ваше уродство и обман торгашов народ не очень то знал. Дуйте теперь в Улан-Батор. Мензелинск.
ОтветитьУдалитьтак в в Углан батыр или в Мензелинск а может в Темясово
УдалитьПленный народ которых монголы приволокли - до сих пор исподтишка отравительством занимается и вредничает.
ОтветитьУдалитьА русские их под Казани как прогнали они на коленях к башкирам приползли и умоляли.
Башкиры их пожалели, пустили, они теперь больше тартараканов развелися ожиревшись кусает своих хозяев. Подленькое племя.
"Спаси башкир меня, спаси, не дай русскому на убивание выдели клочок земли я тебе пригожусь твою жену и дочь буду иметь"- так что ли они говорили диктовоонные записи есть, или хотя бы магнитные ленты
Удалить20:26 Иди учи уроки, бестолочь(диктовоо(чета мала букаф "О".)нные).
Удалить20:26 Какой ты продвинутый, диктовООные записи на магнитных лентах - история твоя. Не, мы до сих пор на стенах пещеры рисуем, вы вперде нас, как всегда. Когда мне букварь подаришь? Очень жду, и хотелось бы за одно майфон с запасом магнитных лент для диктовООнных записей.
УдалитьАнонимный18 марта 2015 г., 15:18 Могу продолжить этот список башкирский мед , башкирская пчела , башкирская лошадь , башкирский кумыс , башкирский бесбармак , итд и итп как говорится свое говно не пахнет . алмата .
ОтветитьУдалитьНе бесбармак а бишбармак, ты - балбес, татарский алматинец.
Удалить15:49 И ещё. Ну ты и сравнил, Башкирскую лошадь (Список пород лошадей — Википедия или Башкирская лошадь — Википедия) с татарской простоквашей (нет в Вики, просто бред некого учителя Ахмак Шерик Саттарова). А это значит ты - татарский башмак(по Саттарову) т.е. телок или теленок. Ну ты понял.
УдалитьАнонимный18 марта 2015 г., 13:08 не плохо пошутил Бабич как ты пишешь о своем народе ! Вот только о эта была не шутка а сатира на тухлые башкирские замашки . алмата ps прочитай еще раз если не дошло
ОтветитьУдалитьтам в вики не уточняется почему лошадь башкирская ? предлагаю дополнить из за низкого роста и широкой морды и при жрании преобладают характерные звуки из баш языка ( шутка ) насчет бишбармака- , казакша , ногайша болоды бесбармак .алмата .
ОтветитьУдалитьА как будет по татарски - "татарские рожки"(как я понял макаронные изделие)?
Удалитьболады будет правильно , болоды это из ближе к кыргызам . алмата .
ОтветитьУдалитьХе, понесло тебя - болады молады, шашлык машлык, пелмень бельмень, паштет маштет, рожки пирожки... Ну ты кулинар оказывается.
Удалить