вторник, 3 марта 2015 г.

Скатертью дорожка. "Ассоциация башкирских студентов" помогает мажорам выехать из зоны бедствия

Соцопрос: "Собираетесь ли Вы уехать из Башкирии?"

Да, и как можно скорее
Нет, где родился там и сгодился
Не определился

Голосовать//Смотреть Результаты

В 2015 году отмечает свой первый юбилей одна из самых интересных и прогрессивных организаций башкирской молодежи, объединяющая более 2000 человек в городах федерального значения, — Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге.
Она была создана на рубеже 2009—2010 годов силами молодежи, обучающейся в ведущих высших учебных и академических заведениях России, с целью развития кадрового потенциала республики.


О том, что представляет собой Ассоциация сегодня и какие итоги подводит по результатам своей первой «пятилетки», поделился ее руководитель Азат Бадранов.

— Азат, поздравляем тебя и Ассоциацию с юбилеем. Расскажи, пожалуйста, о целях и истории возникновения вашей организации?

— Если говорить о целях возникновения, то изначально мы ставили себе целью перестроить стереотипы в сознании нашего народа относительно получения образования в Москве и Санкт-Петербурге и стратегии карьеры в целом. От «я не могу» до «я это сделаю!», то есть основная наша тема — это развитие кадрового потенциала Республики Башкортостан.
Наша Ассоциация возникла не за один день, процесс осмысления необходимости организации, а затем и процесс становления деятельности занял достаточно продолжительное время.

Изначально в 2009 году из нашей республики было отправлено на учебу более 100 человек в столичные вузы. Были выстроены взаимоотношения с университетами, велась работа в районах республики. К этому процессу имели отношение несколько молодых людей вроде меня. Мы курировали и координировали эту работу — кто в Москве, кто в Питере, а кто в городах и районах Башкортостана.

В 2010 году, со сменой общественно-политической парадигмы в регионе, эта работа была прекращена, но молодежи в Москву и Питер по подобной практике было отправлено уже более 500 человек. В том числе самые различные университеты по-иному для себя открыли Республику Башкортостан. Поясню: вузы имеют определенные стереотипы относительно национальных регионов, боятся культурно-ментальных противоречий, различного уровня социализации приезжей молодежи и т.д., но за время работы мы показали, что наши ребята не хуже остальных и в общей массе показывают хорошие результаты в учебном процессе. Поэтому возникла необходимость в решении двух основных задач:

1) продолжение работы по помощи в поступлении в вузы;
2) организация досуга и сплачивание молодежи в столице.
Так и появилась межрегиональная общественная организация «Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге».

В самом начале было достаточно тяжело, нас не знали и не доверяли. Соответственно, мало кто был готов помочь. Даже в Полномочном представительстве республики в Москве был серьезный скепсис по отношению к нам и вход туда был для нас по предварительной записи. Но сегодня Полномочное представительство республики в Москве и лично Шайнуров Артур Альбертович — это наш друг и основной партнер, мы всегда можем попросить у них помощи, на площадке представительства проводятся десятки мероприятий, а творческие коллективы проводят там свои репетиции.

Одним из любимых друзей башкирских студентов в Москве является депутат Государственной Думы ФС РФ Салия Шарифьяновна Мурзабаева. Она активно подключилась к профориентационной деятельности при поступлении ребят из республики в московские медицинские вузы и проводит экскурсии для студентов в Государственной Думе, где знакомит с известными парламентариями, такими как Валентина Терешкова, и традиционно дарит всем студентам билеты в театры Москвы. Также нельзя не отметить нашего друга, который ежегодно на период приема в вузы предоставляет совершенно бесплатно офис в Уфе — Старшинин Александр Александрович, бывший министр юстиции РБ, ему близки идеи и ценности нашей Ассоциации, он активно помогает в их реализации.

Стоит добавить, что надежными партнерами в нашем деле просвещения стали многие республиканские СМИ и их руководители: БСТ (Г.Якупов и Г.Хасанова), радио «Юлдаш» (Ф.Ягафаров), «Ватандаш» (А.Юлдашбаев), «Шоңҡар» (М.Кунафин), «Йәшлек» (А.Давлетбаков), «Киске Өфө» (Г.Янбаева).
Считаю, что Ассоциация делом доказала свою состоятельность и с каждым годом у нас появляется все больше друзей и соратников.

— А из чего сегодня состоит деятельность Ассоциации? Каковы результаты вашей работы?

— Сегодня мы также продолжаем профориентационную деятельность и организационную помощь в поступлении абитуриентов из республики в столичные вузы. Ежегодно привозим представителей университетов Москвы и Санкт-Петербурга в Башкортостан, проводим анкетирование старшеклассников и летом по анкетам работаем с каждым абитуриентом индивидуально. Для абитуриентов и их родителей наша помощь абсолютно бесплатна. Это наша основная деятельность. И ее результат — более 2000 человек, поступивших в различные университеты Москвы и Санкт-Петербурга, также около 15 человек обучается во Владивостоке на технических и языковых специальностях, где изучают японский, корейский и китайский языки. И из этих 2000 ребят многие продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре, некоторые из них за рубежом, и есть те, кто начал карьеру в Правительстве Москвы, федеральных органах власти или в ведущих коммерческих структурах.

Если брать в целом, то в Москве наша Ассоциация стала в некотором смысле катализатором национально-культурного развития башкирской молодежи. Какие-то мероприятия и проекты были инициированы Ассоциацией непосредственно, а в каких-то проектах Ассоциация стала толчком для начала работы.

Так, например, ежегодно в Москве стали проводиться конкурс башкирских красавиц «Һылыуҡай» и КВН среди студенческих команд на башкирском языке. Несколько лет функционирует ансамбль кураистов «Саптар», где играют студенты. Мастер-классы ребятам дает наш старший товарищ, признанный мастер игры на курае и деятель искусств Азат Аиткулов.

Мы активно сотрудничаем и помогаем Назиру Байзигитову, руководителю московского ансамбля башкирского танца «Алтын Ай». А по признанию Радмира Муфтахина, этно-проект «Заман», кстати, ставший одним из победителей международного конкурса «Тюрковидение», появился после того, как он познакомился с деятельностью Ассоциации и увидел, что есть башкирская аудитория в Москве. Помимо культурных мероприятий, ежегодно проводится множество спортивных турниров.

Большое значение мы уделяем и интеллектуальным мероприятиям. Ежегодно проводится турнир по игре «Брейн-ринг», функционирует клуб «Дискурс», в рамках которого выступали известные интеллектуалы России и Башкортостана (например, гостями клуба были Сергей Кара-Мурза, Борис Кагарлицкий, Максим Шевченко, Елена Пономарева, Азат Бердин, Булат Азнабаев, Юлдаш Юсупов и другие известные люди).

Активистами Ассоциации также инициировано проведение «Управленческих поединков», которые организовывает наш друг из Челябинска Вячеслав Ганиев. Однако мы расширили формат «поединков» Вячеслава, и в Москве, кроме состязаний по ораторскому мастерству и умению вести переговоры, участники имеют возможность получить мастер-классы от профессионалов по вопросам стратегии карьеры, например, успешного прохождения собеседования или тонкостей поступления в зарубежный вуз.

Стоит отметить, что наша деятельность становится в Москве примером для молодежных организаций других регионов и представителей других национальностей. В прошлом году нас приглашали в Общественную палату Российской Федерации, где в резолюции круглого стола наш опыт был рекомендован к распространению на территории всей Российской Федерации.

— Что сегодня представляет собой башкирская молодежь в твоем понимании? Какие вызовы и угрозы стоят перед ней?

— В моем видении башкирская молодежь разнородна. В подтверждение этого говорит большое количество башкирских молодежных организаций. Если проводить какую-либо классификацию, то можно выделить молодежные организации сугубо национального толка и организационно-молодежные.

К сугубо национальным организациям можно отнести Союз башкирской молодежи, «Башҡорт» и «Күк бүре», т.е. организации, консолидирующим фактором в которых является этнополитический признак. К организационно-молодежным относятся все остальные, среди которых культурные, земляческие и прочие организации, такие как Башкирская открытая лига КВН, движение башкирской бардовской песни «Ҡош Юлы», Ассоциация молодежных землячеств РБ, Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге, Башкирская молодежная ассоциация «Аманат» и др., деятельность которых направлена на развитие молодежи в культурных, спортивных и иных сферах.

Если брать в целом молодежь, без привязки к организациям, то сегодня выделяется башкирская молодежь светская и религиозная. При этом последняя состоит из широкого спектра от просто верующих до сторонников того или иного религиозного движения.

С одной стороны, разнородность организаций башкирской молодежи — это хорошо: каждый находит то, что ему близко. С другой, учитывая импульсивность молодежи — это плохо: вместо того, чтобы заниматься благими делами, молодежь начинает «воевать» открыто или скрытно друг с другом из-за различного взгляда на одни и те же вопросы. К примеру, сугубо национальные организации начинают критиковать представителей организационно-молодежных объединений за якобы их недостаточную национальную идентичность и т.д.

И, как бы противоречиво не звучало, но источником угроз и вызовов для башкирской молодежи сегодня является сама башкирская молодежь. В межнациональной тематике нужно быть максимально аккуратным, не поддаваться эмоциям. Здесь существует угроза националистического и религиозного экстремизма, и как крайность — остаться во власти мифов прошлого.

В моем понимании, сегодня башкирской молодежи, как локомотиву башкирского национального движения, необходимо выработать идеологические концепты, которые способствовали бы гармоничному развитию всех и сохранению каждого в отдельности.
Важно помнить цель — развитие народа, строить будущее народа, нести ответственность за это будущее сегодня. Народ — не аморфное понятие, народ — это каждый из нас в отдельности, наши близкие, родственники и наши соседи.

Важно также учитывать эпоху, в которой мы живем, искать и находить ответы на вызовы времени. Можно вечно жить во власти прошлого, во власти мифов прошлого, но будущего на этом не построить. Все мы восторгаемся нашими великими деятелями начала XX века — Заки Валиди, Муллаяном Халиковым, Шарифом Манатовым и др. Нужно перестать быть начетчиками и говорить попусту об их деятельности, нужно учиться у них! Они применительно к своей эпохе и к вызовам своего времени предлагали наиболее прогрессивные идеи.

И тема автономии и российского федерализма, и отказ от совершенно враждебного проекта территориальной автономии «Идель-Урал» и многое другое, и это были своевременные ответы на вызовы их времени для защиты и развития башкирского народа! Эстафета передана нам, молодым. Важно разобраться и понять вызовы сегодняшнего дня и дать на них ответы.

В рамках деятельности нашей Ассоциации мы предлагаем взять на вооружение идеологический концепт Просвещения. У башкирского народа должен быть культ знаний. И вместо недостойных поговорок «Уҡып мулла булмаҫһың» («Учась, муллой не станешь») в башкирских деревнях в каждом доме должны говорить: «Һыйырыңды һат, әммә балаңды МДУ-ла уҡытып сығар!» («Корову продай, но выучи дитя в МГУ»). У башкирского народа должны появиться традиции учености и просвещения. Просвещение — это универсальная ценность для сохранения и развития нашего народа. Ибо мы живем в эпоху знаний и информации.

— Раз затронул тему религиозности башкирской молодежи, расскажи про свое отношение к теме возрождения Ислама в среде нашего народа.

— К возрождению Ислама в башкирском обществе отношусь положительно. Ислам — религия мира и добра, самая молодая среди мировых религий. Ислам учит жить мирской жизнью, в добрых делах и в согласии с религиозными предписаниями. Однако стоит понимать, что не всякая вещь под внешней оболочкой Ислама является таковой. Под возрождением Ислама нам зачастую подают какие-либо движения, имеющие своей целью влиять на умы нашей молодежи, но не имеющие ничего общего с Исламом. Наше общество слишком долго было нерелигиозным, и иммунитета к сомнительным вещам у нас нет.

В суре «Аль-Исра» есть аят, в котором говорится: «Коран ведет людей наиболее прямым путем и возвещает верующим, которые вершат добрые деяния, весть о том, что им уготована великая награда». Этот прямой путь в Коране называется «сиратуль-мустаким» и Священная книга призывает людей следовать этим путем. По мнению мусульманских ученых, «сиратуль мустаким» — это дорога знаний. Коран уделяет первостепенное значение понятиям разума и передачи знаний. Целью разума является счастье, физическое и духовное здоровье и удовлетворенность человека.

Религия обеспечивает сохранение в обществе таких нравственных норм, которые даруют человеку счастье и способствуют развитию духовности. При этом, как отмечают мусульманские ученые, его сила проявляется только в материальном мире, так как разум не может преодолеть границ видимого и осязаемого. Поэтому, если в вопросах, связанных с Аллахом и верой, разум не сверяется с верой, то он уже не контролируется божественным образом и впадает в заблуждение, так же, как и если вера не согласуется с разумом. Этот аят и точка зрения ученых на «прямой путь» указывают, чтобы при нашей религиозности мы всегда действовали согласованно с нашим разумом, все принимали осмысленно и не давали себя обмануть.

Не раз мне приходилось говорить это и «поднимать волну» против себя, но в данном вопросе имею принципиальную позицию и повторю ее снова. Для самых лучших из нас, успешных и старательных представителей башкирской молодежи, тех, кого по праву можно назвать нашей элитой, перспективной молодежью — является опасной секта турецкого происхождения «Хизмет» или, как их еще называют, «Нурджулар».

Большинству молодежи они известны как приглашающие жить на мужские или женские квартиры. Отмечу, что данная секта распространена во многих странах мира, в России ее деятельность преимущественно направлена на тюркоязычные народы.

Поясню, почему эта организация является сектой и почему она опасна. Ученые-сектоведы выделяют несколько признаков тоталитарных сект, которые стараются полностью подчинить вашу волю и сознание. Основным признаком является наличие так называемого «эзотерического разрыва». То есть, когда человека вербуют в секту, он не знает истинного содержания и конечного результата.

К примеру, если в традиционных религиях человек решил уйти в монастырь, то он сознательно идет на это, зная, что будут строгие правила, он будет во многом ограничен. В случае секты мы видим ложь — человеку обещается одно, а на деле получается совсем другое.

В «Хизмете», когда человека вербуют, показывают ему красивую картинку — умные и хорошие ребята, не пьют, не курят, читают намаз и просто для удобства снимают вместе квартиру. Постепенно человеку предлагают переехать на квартиру, и позже он узнает, что подчинен строгим правилам — должен сообщать старшему по квартире, с кем общается и что делает, возвращаться домой до строго определенного времени, изучать труды Нурси, согласовывать со старшими в секте, на ком жениться или выйти замуж и другое, что несет в себе деструктивный результат для психики, сознания и религиозности человека.

И к вышесказанному следует добавить, что эта организация запрещена Верховным Судом России, за пропаганду или участие в деятельности «Нурджулар» Уголовным кодексом предусмотрены различные сроки лишения свободы. Наш народ небольшой, всего 1,5 млн. человек, активных и успешных среди этого количества единицы. Так стоит ли ребятам портить свою жизнь и жизни своих близких, вступая в конфликт с государством и обществом?! Идти не прямым путем в Исламе и преступным путем в государстве?!

Ислам учит соблюдать законы государства, если эти законы не противоречат Исламу. В данном случае противоречия нет. Поэтому нужно ли нам, башкирской молодежи, страдать ради непонятной турецкой секты?!

— Спасибо за столь объемный ответ. А какие планы у актива Ассоциации на будущее?

— Как уже говорил, наша Ассоциация занимается вопросом развития кадрового потенциала Республики Башкортостан. И здесь важно не только помочь молодежи поступить в столичные университеты, но и консолидировать молодежь в столице, создавать площадки для ее самореализации.

В наших планах расширяться по этим направлениям — поступления в вузы и создания площадок для реализации молодежи в мегаполисе. При этом немаловажным является сохранение самобытной башкирской культуры в Москве. Национально-культурных мероприятий у нас проводится достаточно, думаю, что в ближайшее время запустим впервые в истории Москвы курсы башкирского языка. Также в планах организация турнира по борьбе курэш среди башкирских студентов московских вузов.

Интересным, перспективным проектом, работа над которым сейчас ведется, является создание своего бизнес-клуба, где ребята могли бы получать практические знания и навыки по предпринимательству. Сейчас прорабатываем механизмы и инструменты, чтобы ребята могли на практике получать эти навыки предпринимателя.


Беседовал Айнур ДАВЛЕТБАКОВ.

http://rb21vek.com/clio/849-bashkirskaya-studencheskaya-molodezh-v-rossiyskoy-stolice.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий