среда, 9 октября 2013 г.

Новейшая История башкир. Башкирское национальное движение и Первый Президент Третьей башкирской республики (Республика Башкортостан)


Гл.1. Хороший старт благодаря демократическим преобразованиям.
Гл.2. Начало правления Рахимова и начало конца башкирского национального движения.
Гл.3.Рахимов на пике своего царствования и конец башкирского национального движения.
Гл.4. Рахимов на пути к своему политическому краху.
Гл.5. Стратегическая ошибка Рахимова и как результат бессилие башкир.
Гл.6. Всё познаётся в сравнении: Башкортостан и Татарстан.
Гл.7. Жизнь после смерти и те же игроки: Рахимов с фондом «Урал» и Всемирный Курултай башкир.


Хороший старт благодаря демократическим преобразованиям.


В конце коммунистического тоталитарного режима по всему тогда ещё Советскому Союзу шёл мощный рост национального самосознания и подъём национального движения. Винить в развале советской империи только Президента СССР М.С. Горбачева и Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ошибочно. Решения проблем наций, отложенных сперва гражданской войной, а затем Второй мировой войной, всё равно требовали своего разрешения. От республик Средней Азии до прибалтийских республик прокатилась волна народных волнений: все требовали признания права национального самоопределения.

Представители башкирского и татарского национальных движений старались не отставать от своих коллег. К 1990 г. автономные республики Башкирия и Татария подготовили документы на приобретение статуса союзных республик. М.С. Горбачёв был готов их подписать, но из-за политических событий, связанных с путчем силовиков (ГКЧП), этим проектам не суждено было случиться. Здесь главное необходимо отметить, что башкирское и татарское национальные движения были примерно равны в своих возможностях и ресурсах после провозглашения Горбачёвым «гласности» и «демократии». Именно тогда возникли такие «движки» башкирского национального движения как «Аҡ тирмә» и БНЦ «Урал».

Начало правления Рахимова и начало конца башкирского национального движения.

Ошибочно предполагать, что Рахимов был в рядах башкирского национального движения. Это был хороший преуспевающий чиновник, которому выпал счастливый случай стать Председателем Верховного Совета БАССР (Второй башкирской республики). А затем только благодаря тому, что Рахимов являлся башкиром, он стал Первым Президентом Республики Башкортостан (Третьей башкирской республики).

Рахимов столкнулся с массой различных проблем, связанных с приобретением нового статуса его родной республики. И если с экономической точки зрения Рахимов оказался одним из лучших президентов Российской Федерации, то с точки зрения национальных интересов башкирского народа он оказался могильщиком башкирского национального движения.
Рахимов застал время наибольшей волны татаризации Башкортостана, начавшейся с конца 18 века с приходом татарских мулл, отправленных Екатериной II для идеологической обработки башкир после неудавшихся попыток их физического уничтожения. После «исламизации» башкир, параллельно сопровождавшейся татаризацией, больше не было ни одного мощного башкирского восстания. Затем, судя по переписям, татаризация башкир в 20 веке получила чудовищный размах при правлении Коммунистической партии СССР. Если отправленные Екатериной II татарские муллы просто несли с собой свою культуру и свой язык башкирам, обучая их, назовём так, «мечетным» канонам ислама и арабскому письму, то вопрос татаризации башкир в советское время был намного сложнее. К сожалению, литературный башкирский язык был принят без учёта всех диалектных особенностей башкирского языка. Диалект южных башкир был взят за основу только из-за его отдалённости от татарского языка, то есть, можно сказать, что был совершён замечательный подарок татарскому национальному движению, так как язык северо-западных башкир стал в республике восприниматься как небашкирский, а потом и вовсе как татарский. А ведь численность южных башкир раньше всегда была меньше в связи с горными природно-климатическими условиями по сравнению с северо-западными башкирами.

Например, северо-западные башкиры раньше называли «маму» словом «инәй», точно также как и все северо-восточные башкиры. Но с принятием литературного языка и в связи с татарской экспансией в виде учебников и экскурсий в Казань в отличие от северо-восточных башкир, частично переходящих сегодня на «әсәй», северо-западные башкиры начали переходить на вариант татарского литературного языка. А ведь как важно осознание человека, на каком языке он с раннего детства обращался к своей матери.

Вместо того, чтобы при создании общего для всех башкир литературного языка включить в него примерно пропорционально равное число слов и элементов всех существующих диалектов башкирского языка, как это например сделали немцы, советские «учёные» за основу взяли один из диалектов как наиболее отдалённого от татарского языка. В результате, принятый коммунистами литературный язык сыграл наиважнейшую роль в отатаривании башкир. М.Г. Рахимову следовало остановить этот губительный процесс. Но Рахимову, как было сказано выше, Третья башкирская республика упала с небес как подарок и что-либо менять в ней ему не то что не хотелось, он, по всей видимости, и представления не имел о её национальных проблемах. В отличие от Рахимова, создатель Первой башкирской республики Заки Валидов, действительно переживавший за свой народ, предупреждал о возможных опасностях для башкир, связанных с языком.

Именно по причине отсутствия элементарных знаний у М.Г. Рахимова при нём были приняты существующие сегодня герб, флаг и гимн Республики Башкортостан. Герб противоречит законам геральдики, где изображён человек, а точнее памятник башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву. На гербе он, возможно, выглядит и красиво, но по смыслу стоит там как надгробье. Вместо него там должен был быть изображён волк или волчья голова, что предлагалось в качестве одного из вариантов, или беркут. Оба символа олицетворяют настоящий дух башкирского народа.

А вот гимном мог бы стать фрагмент из увертюры к опере «Салават Юлаев» известного башкирского композитора З.Г. Исмагилова. Вместо этого был принят не к чему не обязывающий гимн военного дирижёра Ф. Идрисова, который от его прослушивания ну никак не вызывает гордость к героическому прошлому нашей Республики.

Ну а нынешний флаг, это вообще одно сплошное недоразумение. Если флаг Первой башкирской республики от 1918 г. («Валидовский» триколор, просуществовавший до «советизации» Башкортостана) имел глубокий смысл, где «голубой цвет символизировал принадлежность башкир к тюркам, зелёный – ислам, белый – стремление к миру, счастью и благополучию», то флаг Третьей башкирской республики (Республики Башкортостан), где в официальной документации «зелёный цвет означает свободу, вечность жизни; белый – миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; синий – ясность, добродетель и чистоту их помыслов». В середине современного флага изображён курай, где «семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов». Конечно, сам по себе курай имеет определённый смысл, уводящий в глубину веков к скотоводческим временам, но большую смысловую нагрузки нёс бы башкирский орнамент. А акцентирование внимание на «семь родов» несёт внутреннее разобщение среди башкир. О каких семи племенах можно говорить (на юге Башкортостана действительно был известен союз семи племён), когда башкирский народ состоит более чем из 40 племён? Получается северо-восточные и северо-западные башкиры, которые вместе взятые численно превосходят южных башкир, не совсем башкиры или совсем не башкиры? А кто же тогда Салават Юлаев, Муса Муртазин, братья Курбангалиевы и многие другие выдающиеся башкиры? Как можно было принимать такой, мало того что примитивный, но ещё и разобщающий башкир флаг?

Конечно, башкиры хотели принять валидовский триколор, который в 1991 году получил наибольшую поддержку, но якобы из-за того, что точно такой же триколор был принят республикой Коми, в Башкортостане просто поменяли местами зелёную полосу с белой. Но почему же тогда флаг из того же порядка цветов был принят Республикой Узбекистан, где только на синей полосе изображён полумесяц с двенадцатью звёздами, ведь на флаге Коми не изображён курай?

Если может показаться, что государственные символы являются чем-то не серьёзным, то это глубоко ошибочное мнение, так как на самом деле они являются духовным ориентиром и определяют вектор дальнейшего развития, а также являются визитными карточками Третьей башкирской республики, по которым весь мир судит о башкирском народе. По гербу, флагу и гимну видно, чего добилось башкирское национальное движение. И вполне возможно отсутствие глубокого смысла в символиках Башкортостана обрекает башкир на исчезновение.

Также одной из важных задач являлось установка памятника основателю башкирской государственности башкирскому национальному герою Заки Валидову при въезде в Уфу, как был в советское время установлен памятник Салавату Юлаеву, к чему были подготовлены все соответствующие документы.

Но Рахимов боялся Кремля, а может и собственного народа. По этой причине памятник так и не был поставлен. Такая же судьба сложилась и со стелой, которая должна была быть установлена в честь Дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан от 11 октября 1990 г.

Также перед новой властью стояла задача поднять уровень жизни северо-восточных башкир. Если в советское время города Сибай и Учалы (несмотря на то, что Учалинский район входил в северо-восточную этнографическую группу башкир, но в 1934 г. он был отрезан от Аргаяшского района, который был передан Челябинской области), для юго-восточных башкир стали центрами притяжения из-за построенных там металлургических комбинатов, то северо-восточные районы Башкортостана были их лишены. В результате чего северо-восточные башкиры уезжали жить и работать в такие крупные центры как Екатеринбург, Челябинск, а также Миасс, Златоуст и другие крупные города, где они растворялись и ассимилировались среди русскоязычного населения.
Также следует заметить, что башкирской общественностью 80-х и 90-х гг. 20 века поднимался вопрос о возврате Башкортостану районов со значительным процентом башкир, это в первую очередь Аргаяшский район Чедябинской области, Кувандыкский район Оренбургской области и др.

Как видно ни одна из перечисленных задач властью не была решена.


Рахимов на пике своего царствования и конец башкирского национального движения.

Первым тревожным сигналом стало подписание Республикой Башкортостан в лице Президента РБ М.Г. Рахимова федерального договора о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой. Рахимов нарушил негласный договор, который он заключил вместе с Президентом Татарстана и Президентом Чеченской Республики. Из-за Рахимова башкиры оказались «слабым звеном». Башкирская общественность незамедлительно провела пикет с такими лозунгами как «Рахимов, можешь не возвращаться из Москвы». Союз башкирской молодёжи вообще организовал голодовку на площади имени Салавата Юлаева. Но башкирскую молодёжь избили приехавшие на автобусе неизвестные люди в спортивной одежде с арматурами в руках. Исчезнувшая милиция, до этого сторожившая голодающих, своим уходом продемонстрировала установку, данную М.Г. Рахимовым.

Можно ещё вспомнить, когда при лишении В.В. Путиным народов Российской Федерации прямых выборов губернаторов и Президентов, как Рахимов на всю страну заявил, что он давно назначает у себя глав районов, и что уже давно пора также поступать и с главами регионов. Из тогда ещё 89 регионов это заявил только Президент Башкорстана, из всех народов это был, даже не русский, а башкир! Это был позор на весь мир…

А как Рахимов унижал башкирскую интеллигенцию! Каждый раз перед выборами (1998, 2003, 2008 гг.), Рахимов собирал башкирскую элиту и просил её поддержать на предстоящих выборах, всё время, обещая, что после выборов он наконец-то решит основные проблемные вопросы башкирской нации. И конечно башкиры проявляли национальное единство и агитировали за Рахимова. Поэтому башкиры всегда голосовали за Рахимова только из-за того, что он был «своим». Но вот после всех своих удачных выборов рахимовский режим не пускал на инаугурацию никого из башкирской интеллигенции, а о решении башкирских вопросов не было и речи. Конечно, у башкирской интеллигенции росло тихое возмущение, но в целом народ безмолвствовал, да и самих свидетелей обещанных перемен в лучшую сторону с каждым годом становилось всё меньше.

Активным башкирам чиновниками-бюрократами, из созданной Рахимовым системы, постоянно внушалось, что сейчас не время выяснять отношения между собой, что сейчас для башкир важно поддержать «своего» Президента. И под давлением системы башкирская интеллигенция своим молчанием похоронила национальное движение. Единственным человеком, который пытался остановить смертельный процесс для башкир, явился Айрат Дильмухаметов, нещадно критиковавший рахимовсий режим и поплатившийся за это двумя судимостями. Но народ его не слышал. Видимо, отчасти это было связано с ошибкой Дильмухаметова, когда он ратовал за добровольное изучение башкирского языка в общеобразовательной системе, что автоматически исключало его из рядов башкирских националистов. Ведь невозможно представить националиста любого народа, отказывающего от развития своего родного языка на своей земле. Но всё же из-за гонений на Айрата башкирская интеллигенция начала молчать уже не только потому, что нужно было поддерживать «своего» Рахимова, а ещё и из-за страха.

Зная про преданность ему башкир и задавленную системой башкирскую интеллигенцию, которая боялась поднимать факты антибашкирских действий Рахимова, он всё своё правление старался угодить всем, кроме башкир. Им был построен татарский театр «Нур», и даже самая крупная в России синагога! И когда слышно как говорят, что Рахимов был башкирским шовинистом, не думающего о не титульных народах Башкортостана, то у любого башкира кроме обиды это не вызывает никаких эмоций.

Подобными своими действиями, Рахимов продлевал своё правление и оттягивал свою отставку, которая им самим была предрешена, так как кроме башкир, которых он обделял своим вниманием, никто его не желал поддерживать. И где сейчас все те народы, для которых Рахимов старался? Для них он как был «чужим», так им и остался. А единственная сила, которая могла бы стать на защиту Рахимова, это башкирский национализм, который был разгромлен им же самим.


Рахимов на пути к своему политическому краху.

Рахимов не хотел упускать возможности считаться национальным лидером и стремился соединить его в одном лице с должностью Президента Башкортостана. Поэтому Президент РБ по сути считался главным представителем башкирского народа. Но в Рахимове неформального лидера победил чиновничий пост. И как бы ни пытался Рахимов объединять эти два несовместимых статуса, он неминуемо пришёл к потере и того и другого. Непонятно, понимал ли Муртаза Губайдуллович, что для блага нации он был обязан полностью отказаться от положения национального лидера и дать башкирской общественности самой выбрать своего национального лидера, который должен был отказаться занимать любую из должностей, чтобы быть независимым от административной системы. Думающему о судьбе своего народа башкирскому патриоту-националисту это стало очевидно после неисполнения резолюций Первого Всемирного Курултая башкир от 1995 г.

Но вместо этого рахимовский режим планомерно уничтожал башкирских лидеров. Так, незадолго до Второго Всемирного курултая башкир при его подготовке скончался один из основных идеологов башкирского национального движения Д.Ж. Валеев, который не выдержал борьбу с рахимовскими чиновниками и бюрократами. Где сегодня настоящие ветераны башкирского национального движения, добившиеся при помощи таких организаций как «Аҡ тирмә» и БНЦ «Урал» статуса государственности Республики Башкортостан? Вместо них Рахимовым был создан подконтрольный ему Всемирный Курултай башкир, обильно напичканный не общественниками, а чиновниками. Административная система с помощью силовиков создали уникальную систему по уничтожению настоящего башкирского национального движения. Как правильно сказал Айрат Дильмухаметов на одном из судебных заседаний Фанзилю Ахметшину, что он попал в руки системы, созданной ещё при Рахимове, которую Фанзиль сам же и защищал. Именно при Рахимове Дильмухаметов получил свои первые два срока.

Подобным образом действовала данная система и в отношении движения «Кук буре». Были произведены попытки расколоть это движение, создав в противовес ему организацию «Ак буре», но этот план провалился. Но система не останавливалась и работала отлаженным механизмом: из ФСБ пришло очерняющее письмо на работу Сальманова, были незаконно возбуждены уголовные дела, сопровождавшиеся постоянными вызовами на допрос во всевозможные правоохранительные органы. Дошло даже до ОБЭП, сотрудники которого, забирая «Объяснительные» с Сальманова сами шутили о несуразности и абсурдности происходящего.
После этого, система начала создавать башкирские молодёжные организации для альтернативы неподконтрольному Кук буре, такие как «Молодёжный Совет» при ВКБ, «Землячество», «Максат» и т.д., так как СБМ уже не мог конкурировать с Кук буре.

Конечно, Муртаза Губайдуллович не считает себя предателем и действительно, по возможности он всегда старался хоть как-то улучшить жизнь простых башкир. Можно с уверенностью сказать, что найдётся не мало таких башкир, облагодетельствованных Рахимовым. Но политику его масштаба мыслить благополучием отдельного башкира нельзя. Просто трудно представить, если бы так мыслили настоящие башкирские национальные герои как Салават Юлаев и Заки Валиди, которые не щадили не то что благополучие башкир, а свои жизни, жизни своих близких и других башкир.

У Муртазы Губайдуловича был реальный шанс стать вровень с Заки и Салаватом, при этом абсолютно не пострадав. Нужно было просто отказаться от своего поста и заявить на весь мир, что при нём положения о суверенитете из Конституции Башкортостана убраны не будут. Но, увы. Видимо власть отдавать очень тяжело… А в истории Рахимов останется как башкирский чиновник, при помощи которого Кремль смог лишить башкирскую республику суверенного статуса в рамках Российской Федерации. А в то время Рахимов нашёл для башкир крайнего. Им оказался Верховный судья РБ башкир из Салаватского района Марат Вахитов, сына которого Рахимов отправил насильно служить в Чечню. Но, по словам специалистов, больше Вакилова был виноват главный прокурор РБ башкир из Хайбуллинского района Явдат Турумтаев, но последнего почему-то Рахимов не трогал.

А дело было так. Главный прокурор РБ Турумтаев инициировал вопрос о суверенном статусе Башкортостана, обходя результаты референдума, на котором народ республики однозначно высказался за суверенитет. Здесь на лицо никчёмная кадровая политика Рахимова, хлопотавшего за Вахитова и Турумтаева, чтобы последних назначила Москва. Самое примечательное, что Москва не хотела до этого назначать Турунтаева, но Рахимов очень хорошо похлопотал за него и Турунтаев был назначен. Именно Турунтаев хорошо «почистил» подконтрольное ему ведомство – прокуратуру, уволив из её рядов много башкир. Затем Турумтаев решил грандиозно выслужиться перед Москвой и инициировал судебное разбирательство с требованием удалить понятие о суверенитете из Конституции РБ.

Устраивая гонения на Вакилова, Рахимов для башкир рисовал показушную борьбу с Кремлём, как будто он всеми силами пытался противостоять федеральному центру. Иногда он действительно пытался противостоять, но его патриотизм быстро заканчивался, когда речь заходила о его сыне. Именно из-за сына он и потерял свой пост и даже не смог оставить после себя преемника. Каждый раз, уступая Москве, Рахимов всё больше приближался к своему политическому краху, так как всё дальше отдалялся от башкир и терял поддержку башкирских националистов, кроме которых никто не мог встать на защиту Рахимова от Кремля.

Справедливости ради следует заметить, что Рахимов отзывался об участниках Кук буре как о части башкирской молодёжи и не отделял их от других, в связи с чем он разрешил допустить доклад Сальманова Азата о национальном суверенитете на Первом Курултае башкирской молодёжи, что невозможно представить при Хамитове. Но подвела Муртазу Губайдуловича его же система, которая создала конфликтную ситуацию на молодёжном съезде для устранения Кук буре от участия в проведении запланированного Курултая. И на молодёжном съезде был зачитан никчёмный доклад лидера СБМ Флодира Багаева, через несколько дней после этого написавшего заявление в полицию на Азата Сальманова, хотя с трибуны он заявлял о недопустимости обращения башкир с жалобой на башкира в правоохранительные органы. Вот так рахимовская система ковала нового молодёжного «лидера», очищая ему путь и воспитывая в нём контролируемого лицемера, карьериста и приспособленца.

Кстати, несмотря на это, правозащитное движение Кук буре встало на защиту Багаева, которого Администрация Хамитова отчислила из БГУ, и провело пикет. СБМ, как следовало ожидать по траектории их развития, выступило с обращением к башкирской молодёжи с призывом не ходить на акцию Кук буре, вместо того, чтобы воспользоваться возможностью показать единство башкирской молодёжи. Точно также СБМ поступило и при аресте Фанзиля Ахметшина, СБМ отказался поддержать вышедших на улицу участников Кук буре. А ведь Фанзиль являясь экс-председателем СБМ, всегда и везде в первую очередь продвигал интересы именно членов СБМ.
Но в поведении членов СБМ нет ничего удивительного, если вспомнить их учителей – членов Исполкома ВКБ, также не вышедших на защиту своего действующего заместителя председателя Курултая. Не говоря про взращенный по типу СБМ «Молодёжный Совет» при ВКБ, действующим председателем которого является всё тот же Ахметшин. Почему-то ни одна из трёх организаций, к которым непосредственно относится Фанзиль, не вышла в его защиту. Это отлично показывает, из каких людей состояли подконтрольные Рахимову башкирские общественные объединения.

В башкирской общественности рулили далёкие от общественной жизни чиновники. В самой представительной башкирской общественной организации в Исполкоме ВКБ даже не знали, как правильно подавать уведомление на проведение публичного мероприятия. И не знали, что на пикете можно говорить! Липовые общественники привыкли, что власть всё сделает за них. В отличие от подобных «ленточных» башкир, участники Кук буре, всячески не допускаемые близко к Курултаю, путём проб и ошибок, пройдя этапы с протоколами и судебными разбирательствами, отстояли право выступать на пикетах, а также другие свои права.

А что делала эта система с башкирами, в первую очередь с молодёжью, приходившей в Курултай или в СБМ? Им внушалось, что сегодня не эффективны уличные акции. Главной задачей предателей была недопустимость роста не подконтрольного движения Кук Буре, в то время проводившего акции протеста в связи с давлением федерального центра на Башкортостан.
Но вот когда речь заходила о вызове на допрос «серого кардинала» СБМ, или когда рахимовскому режиму нужно было показать Кремлю, что за ним стоит башкирский народ, псевдообщественники тут же забывали про неэффективность публичных акций и, включая административный ресурс, выгоняли студентов на свои пикеты или митинги. За кадром для простых башкир оставалось то, что после этого некоторых организаторов, из числа студентов, за нарушение закона начинали «таскать» в прокуратуру или другое силовое ведомство. И тут почему-то покровители с Белого дома сразу же умывали руки.

Вопрос о защите башкирского языка в образовании первым подняло движение Кук буре, проведя ряд публичных мероприятий в его защиту против принятия федерального закона, отменяющего региональный компонент. Только после того, как все убедились, что за участие в уличных акциях ничего не происходит с участниками Кук буре, Исполком ВКБ по указке из Белого дома провёл большой митинг, привезя на него людей из деревень и других городов в Уфу.

К концу своего правления Рахимов, почувствовав угрозу потери своего поста, попытался разделить понятия Президента РБ и национального лидера, который, конечно, дожжен был исполнять роль марионетки в руках рахимовского режима. Иначе невозможно объяснить громкое выступление Азамата Галина с главным лозунгом «Не допустим варяга» на Третьем Всемирном Курултае Башкир в 2010 г., после чего через месяц Рахимов был смещён Кремлём со своего поста.

Самым ярким примером недальновидности Рахимова стали дни его отставки. В Исполкоме ВКБ собрались многие представители башкирской общественности и башкирской интеллигенции. Сидели и не знали что делать, некоторые выступали, что нужно поддержать какую-нибудь кандидатуру на пост Президента РБ башкирской национальности. Кто-то агитировал за Рудика Искужина. Один из руководителей общественного объединения не вставая с места, проговорил: «Бабай нас предал…». Выслушав выступающих, лидер Кук буре Азат Сальманов взял слово для выступления. Он пристыдил старшее поколение, что никто из них даже не заикнулся про Раиля Сарбаева, которого Муртаза Губайдуллович готовил в качестве своего преемника, и в сердцах назвал собравшихся «вшивой интеллигенцией». Указав на висевший тогда портрет Рахимова спросил: «Вы же 20 лет молились на него, а теперь уже снимать собрались?». И действительно, после прихода Хамитова, портрет Рахимова в Исполкоме ВКБ больше не висел. Бедная, затравленная и опущенная башкирская интеллигенция…

Искусственный Исполком ВКБ, напичканный чиновниками, так рукоплескавших выступлению Галина, ни в одном лице не вышел через месяц с протестом возле здания Госсобрания-Курултай, где был избран рахимовскими депутатами новый президент РБ Р.З. Хамитов. Сам же Галин в тот день, вместо того, чтобы, будучи председателем Исполкома ВКБ, проводить уличную акцию протеста, испарился и по телефону отвечал, что он находится загородом. А любимец Рахимова поэт Р. Бикбаев на той инаугурации «спел оду» Хамитову. В связи с чем Рахимов, говорят, сильно возмущался. Также почти сразу после прихода Хамитова, некоторые члены Исполкома ВКБ выступили в СМИ с заявлениями о добровольном изучении башкирского языка в образовательных учреждениях. Но ведь именно при нём конъюнктурщики и приспособленцы были обласканы властью!

И сегодня, Рахимов не может уговорить кого-нибудь из башкирской интеллигенции из «старой гвардии» башкирской общественности выступить против Хамитова. А при ком они стали снова бояться говорить правду?

На том историческом собрании Азат Сальманов предложил голосовать против всех, так как нельзя допускать практики назначения Кремлём Президента Башкортостана. Но, к великому сожалению, мнение башкирской общественности власть не интересовала и все принятые решения в Исполкоме ВКБ повисли в воздухе, не выйдя из кабинета. Всё это произошло из-за отсутствия настоящих общественников в прорахимовских башкирских национальных организациях.

Очевидность такой развязки была видна ещё при правлении Рахимова, так как лишение Башкортостана демократии неминуемо вело к ослаблению башкирского национального движения, когда действительно порядочные и честные люди были отстранены от возможности выстраивать сильную башкирскую общественность для борьбы за сохранение, а затем возвращения суверенитета. Но он тешил себя надеждой, что за ним стоит весь башкирский народ, интересы которого он планомерно предавал всё своё правление. Именно поэтому с потерей Рахимовым своего поста рахимовский режим распался как «карточный домик», хотя наши «бабаи» пытались внушить башкирам о его незыблемом положении.

О предстоящем крахе рахимовского режима, а вместе с тем и потерей занимаемых при Рахимове позиций, башкирскую общественность предупреждало движение Кук буре.
Но трагедия заключается в том, что вместе с падением Рахимова, пал и имидж башкир. В день инаугурации Хамитова в глазах участников Кук буре, стоявших возле Курултая-Госсобрания, из-за принудительной формы отставки Рахимова выступали слёзы, а сердце обливалось кровью. И незабываемая обида многих башкир в первую очередь ложится на Рахимова, всегда ставившего свободу своего сына выше интересов башкирского народа.

С перенесённым унижением нужно было как-то жить и участники Кук буре примерно через две недели провели Чрезвычайный Йыйын, собрав самых активных башкир из многих уголков нашей страны. На съезде настоящих башкирских патриотов было принято обращение к новому Президенту РБ Р.З. Хамитову о защите резолюции III Всемирного Курултая башкир.

События 2010 г. показали, что кроме участников Кук буре, ни один из которых не состоял и не состоит в Исполкоме ВКБ, не было представителей СБМ и Курултая башкир, почти 15 лет «готовившихся» к решающим действиям, которые могли бы встать на защиту интересов башкирского народа.


Стратегическая ошибка Рахимова и как результат бессилие башкир.

Главной ошибкой Рахимова было то, что он сделал ставку только на экономическое развитие Республики, а не на укрепление башкирского национального движения. Наверное, всё-таки нужно было отдавать себе отчёт, что экономического суверенитета не бывает без его политического аналога. Рахимов создавал башкирские общественные объединения, как он думал подконтрольные ему лично как Рахимову, и тем самым уничтожал национальное движение, так как на самом деле он превратил башкирскую общественность в собрание марионеток, послушно выполнявших волю разного ранга чиновников Белого дома. Подконтрольные рахимовскому режиму общественники замалчивали настоящие проблемы башкирского народа и преступно бездействовали.

Рахимову казалось, что он таким образом обеспечил себе сохранение занимаемого поста, но в стратегическом плане лишил себя настоящей общественной опоры. Да, возможно неуправляемые общественники доставляли бы некоторые неудобства, зато именно они сохраняли бы ему политическое влияние и обеспечивали достаточно прочное положение в обществе даже после его неминуемой отставки. Ведь как показали события 2010 г., Рахимова не спас его немалый капитал, а последние выборы в Курултай-Госсобрание вообще продемонстрировали полную бесполезность его состояния.

С позиции сегодняшнего дня действия Рахимова на посту Президента РБ при таком полученном им мощном старте благодаря башкирскому национальному движению, когда даже не обсуждался вопрос, кем должен являться по национальности Президент Башкортостана, став Первым Президентом РБ, и с таким уходом и итогом в 2010 г., можно оценить только как предательские. Удивительно, но даже некоторые бывшие «винтики» рахимовской системы считают, что в будущем роль Рахимова будет определена только как отрицательная. Как правильно сказал один из известных общественных деятелей, Рахимов остался бы в истории лучшим башкирским Президентом, если бы покинул свой пост ещё в 1997 г. Так как после того года он занимался выстраиванием мощный авторитарный режим.

Опасность для башкир созданного Рахимовым авторитарного режима заключается в том, что чиновники всех мастей, включая силовые ведомства, приучались многие годы следовать не логике справедливой объективности и своду законов, а занимались травлей всех неугодных рахимовской системе людей. Но ведь не надо было иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать, как при смене руководства Башкортостана вся карательная система может быть обрушена на башкир. И если Хамитов её повернул лишь частично в направлении башкир, то найдётся «герой», который может полностью развернуть всю «артиллерию» против башкир. Преступное непонимание Рахимовым того, что «закручивание гаек» рано или поздно погубит башкир, будет ещё не раз выстреливать башкирам в спину.

Сейчас вся карательная система за короткое время избавилась от нормальных башкир, видимо теперь осталось только дать нужную команду. А в ответ башкирам нечего противопоставить. Сегодняшняя ситуация даже не выглядит как «пулемёт янки против индейцев», у которых в руках перед боем были лук и стрелы. Это скорее напоминает беспомощность тех людей, которые были закрыты в амбаре перед его поджогом: вроде руки свободны, а в руках ничего нет и невиден противник.

В результате своего долгого правления Рахимов не оставил башкирам ничего. Нет башкирских олигархов и банкиров, которые наверно «мешались» бы его сыну, нет башкирских генералов и полукриминальных или криминальных авторитетов. Ведь именно перечисленные социальные и асоциальные элементы определяют силу нации. Исключение составили лишь единицы башкир, которые смогли добиться карьерных высот или рост своего капитала вне Башкортостана. Однако число их столь мало, что они не могут влиять на политическую ситуацию не то, чтобы в нашей стране, как эту возможность имеют некоторые народы, но даже в своей родной республике. Как занимали до Рахимова башкиры последнее место среди крупных народов Башкортостана по доходам и личному состоянию, так и продолжают оставаться самыми бедными и после него.

По окончании правления Муртазы Губайдулловича у башкир нет ни одного мощного общественного объединения. В кого при Рахимове превратились когда-то такие мощные башкирские организации как «Аҡ тирмә», БНЦ «Урал» и так круто начавший свою деятельность в 90-х годах прошлого столетия СБМ? Все они стали уходящей тенью Рахимова.
А что Рахимов сделал с республиканскими СМИ? Репортажи и материалы журналистов, освещающих мероприятия неподконтрольных общественных объединений, администрация Президента РБ запрещала печатать или выставлять в эфир. И сегодня администрация Хамитова лишь пользуется наработанной Рахимовым системой вредной для людей цензуры, что всегда било в первую очередь по интересам башкирского народа. Если в начале 90-х годов прошлого века возникли каналы коммерческого телевидения как «Толпар» или «Шәрек», практически неподдающиеся цезуре, то рахимовский режим их ликвидировал, сделав БСТ монополистом. И тогда и сегодня на БСТ зритель также как политическую ситуацию, лишён возможности увидеть работы современных башкирских режиссёров и услышать новые песни креативных исполнителей и групп, таких как «Буреләр», «Арғымаҡ» и многих других. Часто показываемые башкироязычные программы, фильмы и клипы давно уже морально устарели, а новые не отвечали запросам времени и выглядели блёкло в сравнении с русскоязычными аналогами. На БСТ, пожалуй, единственной нормальной программой являлась передача «Историческая среда», которую вёл Салават Хамидуллин, но только на русском языке. Естественно в этом царстве бабаев положение башкирского языка, и тем самым имидж башкирской нации, с каждым днём только ухудшались. В общем, в результате бабайской политики башкирские СМИ не стали конкурентоспособными.

У башкир нет ни одной республиканской программы, таких как переселение соотечественников в Республику Башкортостан, а также даже нет механизмов для реализации программ из резолюций всех трёх прошедших Всемирных курултаев башкир.

Из-за неимения никакой силы, башкиры сейчас вынуждены «затаскивать» в оппозиционную борьбу престарелого Муртазу Губайдулловича. Ведь даже главный оппозиционер Хамитову в Башкортостане является Альберт Мухамедьяров, представитель татарского народа! Это что получается, в Башкортостане нет башкир? Мы все жалуемся на Хамитова, но кто задавил активных и сильных башкир и сделал нас «безоружными»?


Всё познаётся в сравнении: Башкортостан и Татарстан.

Возможно, не совсем корректно будет сравнивать Башкортостан с Татарстаном, но во многом разница красноречиво показывает достоинства и недостатки в правлении первых президентов.
Начнём с башкирского языка. Тот масштаб проблемы обязательного изучения башкирского языка вырос из-за оттягивания его решения, как говорится «всё надо делать вовремя». И башкирский язык должен начать занимать равноправное положение с русским сразу с 90-х гг. Если сегодня в Татарстане татарский язык реально учат с детсада, то в Башкортостане его практически не учат и в школах.

О положениях общественных национальных организаций титульных народов двух республик можно судить по тому, где и как они были расположены. Если Исполком Всемирный Курултай башкир находился в нескольких комнатах одного из министерств, а затем в ДК «Нефтяник», то руководство Всемирного татарского конгресса получило при Шаймиеве в своё распоряжение целое трёхэтажное здание. В сравнении с башкирскими коллегами, общественники из других татарских объединений имеют по несколько офисов. В главный день татарского национального движения «Хэтер коно» («День памяти») выходят вместе с молодёжью и представители старшего поколения, состоящие во многих татарских организациях, всегда поддерживаемых Шаймиевым. А в День принятия суверенитета 11 октября, являющимся главным днём для башкирского национального движения, выходят только участники Кук буре и члены Совета аксакалов, не имеющих ни одного офиса и к созданию и развитию которых Рахимов не имеет никакого отношения.

А как обстояли дела двух республик в отношении войны в Чечне? Все жители Татарстана радовались, что Шаймиев не давал «срочникам» служить в Чечне, где каждый восьмой (т.е. 12.5 %) военный был из Башкортостана, тогда как при соотношении численности общего числа жителей России с жителями республики, последних было всего 2 %. Конечно, хорошо, что Рахимов открывал школы, но зачем нужны эти школы матерям, сыновья которых возвращались домой в цинковых гробах? А у оставшихся в живых молодых парней, из которых многие были башкиры, вернувшихся на родину, после той войны зачастую не складывалась жизнь.
Если Татарстан удерживает свои позиции и даже в федеральных СМИ его так и называют, то с Башкортостаном сегодня никто не считается и его везде стали именовать как в советское время – Башкирией. Предательская приспособляемость Рахимова видна и сейчас. В его печатном информационном ресурсе в газете «Бонус» наша республика вместо Башкортостан всегда называется Башкирией.

Ни для кого не секрет, что в России во многом политику определяют силовые ведомства. Если председателя Верховного суда РБ и главного прокурора РБ Рахимов старался ставить из числа башкир, что как показала практика не обеспечивает должного результата, то ставка на министра Внутренних дел Рафаэля Диваева, мишара из Аургазинского района РБ, говорят предки которого ловили Салавата Юлаева, вообще вызывает негодование и возмущение. Ему даже орден Салавата Юлаева дали! 15 лет Диваев возглавлял это ведомство, из-за чего в МВД Башкортостана практически не попадали сильные башкиры. А ведь Рахимову говорили, чтобы он увеличил число башкир в руководящем составе МВД. В результате в столице Башкортостана в Уфе невозможно встретить полицейского башкира, отвечающего башкиру на башкирском языке – все бояться потерять работу. А в столице Татарстана в Казани полицейские спокойно разговаривают на татарском языке.

В отличие от Рахимова, Шаймиев женат на представительнице своей национальности, что безусловно говорит о его настоящем патриотизме. Мало кто знает, что сын Муртазы Губайдулловича Урал Рахимов с высокомерием относился к башкирам и, заходя в кабинет к чиновникам, обращался к ним: «Эй, башкирёнок!». Здесь уместно вспомнить, что почти все чиновники башкиры при Рахимове были женаты на небашкирках. О каком башкирском патриотизме могла идти речь в создаваемой Рахимовым правящей элите?

Показателен пример того, как уходили Рахимов и Шаймиев. Рахимов молчал про проблемы башкир, а Шаймиев в своём докладе поднял татарский вопрос на всю страну и закончил просто фантастическими для Рахимова словами: «Без булдырабыз!». Можно ещё вспомнить как Б.Н. Ельцин, покидая свой пост, попросил прощения у всего народа России. Это был первый президент Российской Федерации, расстрелявший в 1993 г. Верховный Совет с народными избранниками, тем самым положив конец демократизации, начавшейся при М.С. Горбачёве. Можно не сомневаться, что если бы также поступил Рахимов, башкиры бы его полностью простили за все потери в вопросе национальных интересов.


Жизнь после смерти и те же игроки: Рахимов с фондом «Урал» и Всемирный Курултай башкир.

После избрания рахимовскими депутатами Хамитова, Рахимов попытался сохранить своё влияние и, говорят, в первые дни ходил по привычке в Белый дом в свой бывший рабочий кабинет, видимо рассчитывая на то, что новый Президент возьмёт его советником. Однако Хамитов наоборот, хотел избавиться от всего того, что было связано с Рахимовым. И Рахимова «вдруг» не пустили в Белый дом. Но Муртаза Губайдуллович как чиновник с многолетним стажем до недавнего времени отказывался от открытого противостояния нынешней власти. Видимо он как создатель хорошо понимал, что может вытворять система в отношении оппозиции.

Спустя некоторое время (год-полтора) после краха рахимовского режима представители фонда «Урал» выходили на лидеров «Кук буре». Как правило, все переговоры, проходящие между политическими игроками и участниками Кук буре, не выходят наружу, но в данном случае активисты Кук буре решили сделать исключение и выставить на показ указанные разговоры, чтобы впредь с такими предложениями к ним не подходили.

Рахимовские люди в первый раз вышли с предложением выступить с обращением против Р.З. Хамитова, но при этом с девизом «За Путина». На вопрос, почему за Путина, ведь при нём Башкортостан потерял суверенитет и, по всей видимости, может потерять и статус Республики, посланники Рахимова отвечали: «А зачем нам башкирам, суверенитет и Республика?». После этих слов у участников Кук буре сильно ослабело желание действовать совместно с Рахимовым. А в период последней предвыборной компании в Госсобрание-Курултай РБ эти же представители «Урала» вновь обратились с предложением участвовать в кампании против председателя Исполкома МСОО «Всемирный Курултай башкир» Румиля Азнабаева, который в нулевых был дважды «избран», а точнее назначен, самим же Рахимовым.

Следует напомнить, что при очередном «избрании» Азнабаева уже при Хамитове, участники «Кук буре» сами поднимали общественный резонанс против бездействующего псевдообщественника, но не увидели поддержки со стороны хотя бы нескольких ветеранов нацдвижения. В связи с этим вывод был очевиден, что со сменой руководства в этой искусственно созданной организации, ничего не изменится, пока не будет проведён настоящий Курултай, где будут избраны новые члены Исполкома. Из старого состава можно оставить только Валиахмета Бадретдинова, Марата Кульшарипова, Ильгиза Султанмуратова и Рамиля Рахматова, приходивших на пикеты Кук буре в защиту своего заместителя председателя Исполкома ВКБ Фанзиля Ахметшина. Ещё из старшего поколения сегодня пытаются подать хоть какие-то признаки жизни башкирской интеллигенции Ахтар Бускунов и Фаниль Файзуллин. Но из всех вышеперечисленных, Султанмуратов и Бускунов являются руководителями учреждений, подконтрольных госорганам, в связи с чем им можно будет предоставить только право совещательного голоса.

Для спасения Всемирного курултая башкир необходимо полностью запретить башкирам, являющимися какими-либо чиновниками, одновременно с этим избираться членами Курултая. Иначе Исполком Курултая является лишь проводником проводимой властью политики, а не выражает чаяния и нужды башкирского народа. Потому что чиновник не может быть общественником! И не важно, кем является чиновник, известным поэтом, писателем или актёром, знающий в совершенстве башкирский язык. Когда нужно административной системе, эти бюрократы вспоминают о плохом владении башкирского языка неугодных власти общественников, а когда с Белого дома назначают «избирать» не разговаривающих на родном языке, то они вдруг забывают про необходимость знания башкирского языка.

Сегодня Исполком ВКБ, филиалы которого имеются во многих городах и районах, выполняет парализующую функцию, так как наиболее активные башкиры ориентируются на Курултай башкир, считая его настоящим защитником национальных интересов. Подавляющее большинство башкир, в связи с незнанием всех нюансов общественной деятельности, слепо верили псевдообщественникам и лжепатриотам, которые выставляли настоящих патриотов в чёрном цвете. Таким образом, судя по реакции от обстановки в Курултае башкир приходящих туда людей, система берёт себе на заметку наиболее опасные для неё элементы, и нейтрализуются любые попытки само организоваться пассианарной и креативной части башкирской нации.

Например, при создании движения Кук буре, активисты которого вначале хотели собираться под платформой Исполкома ВКБ, попросив поддержки у «бабаев», уже после второго собрания своего собрания были выставлены не улицу. А предупреждённая про возникновение Кук буре система работала на опережение и, используя административный ресурс, закрывала все двери перед участниками зарождавшегося башкирского движения. Поэтому нужно отдавать себе отчёт, что частью системы являются башкирские лжепатриоты, которых простой человек вряд ли отличит от настоящего.

Появление фонда «Урал» перед Кук буре ясно показывает то, что Рахимов не смог привлечь на свою сторону Курултай башкир и по привычке решил просто сместить председателя Азнабаева. А для чего сегодня нужен Рахимову Исполком ВКБ? Для защиты интересов башкирского народа? Это слишком наивное представление, но, к сожалению, многие башкиры могут так себе всё представлять. Но судя по всем предыдущим действиям Рахимова, очевидно сейчас Курултай ему нужен только для защиты своего фонда «Урал».

Но, несмотря на бесперспективность таких методов борьбы с Исполкомом ВКБ и недоверия к самому Рахимову, участники Кук буре были готовы снова согласиться на кампанию против Азнабаева только ради объединения общих усилий во имя процветания башкирского народа. Тем более что если при И.З. Султанмуратове и М.Х. Юсупове, возглавлявших до последнего «избрания» Азнабаева Исполком ВКБ, башкирские общественные организации могли пользоваться помещением Курултая для проведения своих собраний, то при Азнабаеве, как ярком представителе административной системы, двери ВКБ закрылись перед башкирскими общественниками, изредка приглашая последних на свои Круглые столы.

Так, 7 октября 2013 г. Исполком ВКБ провёл Круглый стол на тему федерализма и тому подобное, собрав всю башкирскую общественность. Большинство выступавших говорили с таким большим пафосом о том, как они раньше боролись за права башкирского народа. Один из выступающих лишь отметил, что башкиры любят много говорить и ничего не делать. Другой заметил о том, что все наболевшие вопросы о проблемах башкир появились не сегодня. Третий призвал обратить внимание на молодёжь, которая сегодня выходит на уличные акции. Важное заявление сделал Марат Кульшарипов, указав на прямую необходимость созыва нового Курултая башкир. Но как правильно сказал после собрания Валиахмет Бадретдинов лидеру Кук буре, на Круглом столе не был поднят самый главный вопрос о противостоянии башкир административно-бюрократической системе, которая не даёт нормально функционировать башкирским общественным объединениям.

Но вернёмся к тому разговору с представителями фонда «Урал». Зная хитрость «рахимовцев», участники Кук буре согласились при условии создания союза Кук буре с Рахимовым, что должно быть закреплено обеспечением с его стороны их помещением или хотя бы спортивным залом. Ведь для фонда «Урал» помощь для Кук буре является делом легко выполнимым, так как в сравнении с обеспечением жизнедеятельности хоккейного клуба «Салават Юлаев», в котором за все эти годы так и не воспитали ни одного знаменитого хоккеиста башкира, это просто не сопоставимо.

Но Рахимов сам боялся открыто выступить против Хамитова, и решил как всегда просто подставить молодых башкир из Кук буре, при этом не предлагая взамен никакой поддержки. Из-за этого «рахимовские» люди отказались помочь Кук буре, и возможный союз не состоялся. Хотя, если быть откровенным, опытный политик понимает о невозможности данного союза. «Бабай» слишком старой формации, которая не позволяет адекватно воспринимать окружающую реальность. Кук буре, очерняемое всегда системой, может собою очернить «чистенького» для Москвы Рахимова. Возникает вопрос, тогда зачем Рахимову такие средства, если он не хочет или не может помочь башкирскому национальному движению, хотя как видно он нуждаться в нём? Вот таким образом Рахимов превращается из политика в пустое место.

Каким был Рахимов во времена своего правления, таким он остался и после своего незапланированного ухода с поста Президента РБ. Всё хочет остаться пушистым в глазах федерального центра. И так давно понятно, что «за заслуги перед отечеством» Кремль должен поставить Рахимову памятник, как сегодня он поставил памятник Мустаю Кариму за его унижающее достоинство башкир стихотворение «Не русский я, но россиянин». Ведь не зря наверно Рахимову Православная церковь дала свой орден высшей степени.

Давно назревшая данная статья не выходила в свет до последних выборов, чтобы все башкиры увидели, как они будут жить при отсутствии демократии, которую Рахимов с большим энтузиазмом уничтожал, говоря при этом: «Работать надо, а не ерундой заниматься». Отличным результатом работы Рахимова на посту Президента РБ стали результаты последних выборов, на которых «Справедливая Россия», где сегодня сконцентрировались башкирские оппозиционеры, не получила ни одного места в Госсобрание-Курултай. Это должно послужить хорошим уроком для всех. Кто бы мог подумать ещё несколько лет тому назад, что всё будет так плохо для башкир?

Без мощной башкирской общественности, сила которой определяется возможна только при наличии демократии, и которую загубила созданная Рахимовым система, так будет всегда.
Однако, участники Кук буре с воодушевлением откликнулись на призыв «рахимовских» оппозиционеров, среди которых была племянница Муртазы Губайдулловича Рауфа Рахимова, помочь в предвыборной компании. Дважды собрав все известные ей башкирские молодёжные объединения, Рауфа Рахимова обратилась к молодёжи проявить политическую активность, но к своему удивлению и возмущению она услышала от лидера «Землячеств» такой ответ: «Мы не лезем в политику, из-за неё можно пострадать». А лидер СБМ и вовсе не являлся на данные собрания, так как их проводили оппозиционеры. Вот так Рахимову платят подконтрольные ему когда-то башкирские общественные организации.

Примечательно, что участников Кук буре, которые проявили наибольшую активность в день голосования, Рауфа Рахимова не собиралась звать, так как её, по всей видимости, главный редактор «Киске Өфө» Гульфия Янбаева настроила против Кук буре. Янбаева вообще является ярким примером того, как созданная Рахимовым административно-бюрократическая система продолжает работать во вред всем башкирам. К сожалению, самыми ярыми вредителями национального движения являются представители своего народа. Именно они не дают подняться умным и смелым башкирам. Простым общественникам и так тяжело пробиться сквозь информационную блокаду, а вредители из «своих» всячески дискредитируют Кук буре, мешают вести информационную борьбу с системой даже путем «сарафанного радио».

http://www.kyk-byre.ru/


14 комментариев:

  1. Прочел с большим интересом. В целом понравилось, со многим согласен, но есть и много нелепых доводов и утверждений. Не останавливаясь на них, выскажу главную, на мой взгляд, ошибку автора (или авторов) - в этническом национализме, мобилизовавшем башкирский народ в начале 90-х гг., и было заложено главное системное противоречие того как закончила эпоха суверенитета. Автор же считает, что надо было идти по пути дальнейшего развития национализма - это утопия, поскольку ее логическим завершением может быть только выход из России. Но Республика Башкортостан это не Казахстан, впрочем это уже вопрос идеологического предпочтения . По такому пути после распада СССР пошла только Чечня, а для РБ он изначально был неприемлем. Даже Татария в действительности сумела удержать в руках только один, но существенный, козырь - непрерывность развития своей политической элиты, но надолго ли? в основном там все как у нас.

    Особенно понравилась оценка Янбаихи:)

    Молодцы в целом - хоть какая-то попытка общественной (но не научной) рефлексии. Другие представители башэлиты и этого не делают. Желаю успехов на этом пути.

    ОтветитьУдалить
  2. А.Б. Да совковые твои суждения.А.М.

    ОтветитьУдалить
  3. про Выделяться никуда не намекается ( ни пример Чечни, Казахстана тут не нужен). Башкиры в редких случаях своей истории шли на призывы лидеров к отделению ( восстание Карасакала и все). В остальном только за свое автономное самоуправление, свои права, земли. Разве это не похоже и сейчас на то ? Валиди не отделялся, он шел только к автономии. Автономия - не отдельная страна. РБ нужно больше самостоятельности в самоуправлении так как жили предки башкир столетиями. Больше кроме как Кук Буре + Совет Аксакалов этим заниматься никто не будет и не видно. Ни Собор русских, ни некрасовы, ни тоц, ни татары.

    ОтветитьУдалить
  4. про Выделяться никуда не намекается ( ни пример Чечни, Казахстана тут не нужен). Башкиры в редких случаях своей истории шли на призывы лидеров к отделению ( восстание Карасакала и все). В остальном только за свое автономное самоуправление, свои права, земли. Разве это не похоже и сейчас на то ? Валиди не отделялся, он шел только к автономии. Автономия - не отдельная страна. РБ нужно больше самостоятельности в самоуправлении так как жили предки башкир столетиями. Больше кроме как Кук Буре + Совет Аксакалов этим заниматься никто не будет и не видно. Ни Собор русских, ни некрасовы, ни тоц, ни татары.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень жалобная башкир нацистская песня! Вот только результат будет не тот которого ждут! Фонд уКрал денег теперь не даст! Хамитов помещения тем более не выделит! А уж рефлексуить, это сколько угодно! "Путем сарафанного радио"! Даже не смогли слово сарафан заменить на какой-нибудь элитно-племенной эпитет! На БЯку-то жалобную песнь хоть перевели?!

    ОтветитьУдалить
  6. Главная ошибка , в результат\е которой был потеряна доверенная центром автономность - это извращение понятия народ Башкортостана . Народ Башкортостана - это далеко не только башкиры ...

    ОтветитьУдалить
  7. А скольких башкир угробили в угоду сыну и его команде?

    ОтветитьУдалить
  8. Башкиры сами в своей истории разобраться не могут. Сегодня они имеют то что заслуживают. Бедный (из за своей лени) и необразованный (по той же причине) народ имеет такого же лидера (никакого). Пока не начнете думать (головой, а не тем местом, которым привыкли) и не научитесь нормально выстраивать отношения, ничего у вас путевого не будет. Так и будете искать виноватого. А виновны во многом вы сами. Породили такого же бездарного Рахимова, который не смог нормально вопользоваться ситуацией и вместо никому ненужных пустующих школ, заниматься образованием и формированием национальной интелегенции, достойной чтобы с ними общались, а не культивировать Урал Насыровичей и Равиль Бикбаев.Автор много поработал, но суть в другом. Это не Кремль не ставит памятник М.Кариму, это только дошел до реализации начатый при Рахимове проект памянику писателю. Кремль поставит памяник Тефкелеву, не питайте иллюзий.

    ОтветитьУдалить
  9. Во оооооооооооо разразились.А автора можно и привлечь .....и есть за что .Все пронизано антирусским и антигосударственным духом.Явно валидкин поклонник и муртазе лизал,но в одночасье перестал по причине его отхода от дел

    ОтветитьУдалить
  10. ничего себе. как комменты разорвались то.
    да вы просто вчитайтесь нормально в статью. помогайте им исправлять положение в рб и чтоб всем жилось сытно и хорошо.

    ОтветитьУдалить
  11. "Так и будете искать виноватого. А виновны во многом вы сами."
    в другой статье они виновных поровну нашли. не беспокойтесь.
    они уже это из кук буре понимают,
    помогайте им в их делах.

    ОтветитьУдалить
  12. Статья башкирофоба или башкирофобов , и всего лишь!
    Писал наверное какой нить тыртырист обиженный муртазе.

    ОтветитьУдалить
  13. У башкир две беды, они сами и их бездарный Муртаза Губайдуллович!

    ОтветитьУдалить
  14. Кто это так пишет что МЫ бездарны???!!!!

    ОтветитьУдалить