вторник, 25 марта 2014 г.

"Татар пинком выгоняют, а они в форточку лезут". - Почему татарский президент поспешил извиниться перед башкирским, а тот нет?



Активно раскручивается очередной межнациональный башкиро-татарский скандал. Преамбула такова: альметьевский татарский театр приехал в Уфу со спектаклем Тази Гиззата (1895-1955). Во время сценического действа некоторым башкирским зрителям не понравилась реплика одного из героев, которую они решили расценить как оскорбление национальных чувств башкир, хотя персонаж там обращался ко всем шакирдам, независимо от их национальности. С помощью министерства культуры РБ дело получило широкую огласку, был раздут неимоверный скандал, спектакли татарского театра отменили и он был вынужден уехать из республики. Грозно высказался даже президент (пардон, башбашлык) Башкирии, заявивший, что такие спектакли нам, мол, не нужны.



И дальше (cis!) последовала характерная реакция татарской стороны. Все немедленно бросились извиняться перед оскорбленной и обиженной Уфой: министерство культуры Татарстана, артисты, общественные деятели, и даже президент РТ лично. Крайними выставили артистов альметьевского театра, которые, якобы, отступили от текста классика. Слабые голоса что надо бы разобраться, никто не слышал.

Но вот проверка проведена, прослушали аудиозапись со злополучного спектакля и что же? Никаких антибашкирских вольностей с текстом не было, все шло строго по классику. Которого до этого никто не упрекал в татарском шовинизме и башкирофобии.

Спрашивается: ради чего весь сыр-бор? И если башкирская публика так остро воспринимает любые реальные или мнимые оскорбления своих национальных чувств со стороны татар, то почему деятели Башкортостана столь часто допускают оскорбительные высказывания или иные действия по отношению к татарам? Я даже не говорю о татарофобских выступлениях и книгах башкирских националистов, деятелей башкирской культуры (наподобие, скажем, романа " В ожидании конца света" Булата Рафикова, где он, устами своих героев-соплеменников костерит татар по-всякому).

Остановимся лишь на речах официальных башкирских руководителей. Вот к примеру запись выступления министра культура и национальной политики РБ, вице-премьера правительства Башкирии Илишева перед башкирским национальным активом в лице Всемирного курултая башкир. На 15 секунде записи, под усмешки зала, башкирский министр культур-мультур заявляет следующее о татарском народе: "Татар пинком выгоняют, а они в форточку лезут". Любопытно, что такие хамские, националистические антитатарские пассажи министр культуры выдает лишь на башкирском языке, для своих соплеменников, при переходе на русский язык он старается сдерживать себя в рамках хоть какой-то толерантности.

И что? А ничего. Ни татары не оскорбились, ни башкирская сторона не сочла нужным хоть как-то извиниться. Хотя, вроде, выступал не артист из провинциального театра, а целый министр культуры инациональной политики (!) Башкирии, вице-премьер правительства РБ. И это долеко не первый, не последний подобный факт. Так нужно ли, дорогие наши братья башкиры, спешить обижаться на татар по поводу или без? Может, лучше вначале на себя оборотиться?

СпиЖЖено у http://dauletzhan.livejournal.com/542056.html


Читай также о этой теме:


Башкирию поблагодарили за скандальную рекламу Альметьевского театра25 марта 2014.
Неожиданное завершение получил конфликт вокруг досрочного прекращения гастролей Альметьевского татарского театра на сцене уфимского «Нура». После официальных извинений за «неэтичное» поведение, принесенных уфимским зрителям, министерство культуры Татарстана провело лингвистическую экспертизу аудиозаписи спектакля.

- Аудиозапись прослушали профессиональные лингвисты, эксперты по творчеству Тази Гиззата, - рассказал одному из казанских изданий постановщик спектакля «Смелые девушки», актер и режиссер Татарского академического театра драмы им.Г. Камала Ильдар Хайруллин. - Их вердикт: актеры, занятые в спектакле, от текста автора не уклонились. Мы ни в чем не виноваты! Конечно же, у меня сейчас как гора с плеч упала. И я даже благодарен башкирам: такую рекламу нам сделали! Пользуясь случаем, хочу напомнить: «Смелые девушки» в моей постановке есть еще и в репертуаре Камаловского театра...

Ольга ВЕТРОВА
www.u7a.ru/articles/culture/6934

67 комментариев:

  1. Может, лучше вначале на себя оборотиться?
    Оборотиться то можно, но за спиной то ничего нет у башкир. Нечего терять. Хоть голыми руками на пушки беги.

    ОтветитьУдалить
  2. Татары хотят отделяться, после Украины забегали активно.
    Москва подкинула идею, поссорить и натравить на татар башкир дополнитльно.
    Вот и получилась заварушка в Нуре.
    Татар блокируют и против них бросают все имеющиеся средства.

    ОтветитьУдалить
  3. Москва глаз да глаз должна смотреть за татарами, за последние годы особенно сильно себя почуяли обиженными, про многовековые обиды вспоминают, борьбу и сопротивление. К чему бы это они ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. всегда с помощью бащкир

      Удалить
    2. а кому то надо было в восстаних участвовать не сидели в лесу к тефкелевы не записывались

      Удалить
  4. Пусть хотя бы уши почистят баширы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У башкир был кумган. Всегда мылись и в чистоте были.

      Удалить
    2. В каком месте у них был кумган? "Кумган" у них был, но только тот, который и надо было мыть. Кто был в башкирских домах, тот знает, какие они чистоплодные

      Удалить
    3. Очень уютно, скромно и просторно. Ничего особенного не замечал.

      Удалить
    4. Не я придумал, Ибн Фадлан писал в 10-м веке нашей эры свои наблюдения по поводу чистых башкир:
      "Через много дней пути нам пришлось переправляться через реку Джаха (Урал), потом реку Ирхиз, Бачаг, Самур, Кинал, Сух, после реку Кюнджюлю. Переправившись через эти реки, мы попали в страну башкир , которые относятся к тюркскому племени. Мы очень остерегались их, потому что это худшие из тюрок, самые грязные и более других склонные к убийствам. Встречает там человек человека в степи, отрубает ему голову и берет с собой, а тело оставляет.

      Они бреют свои бороды и едят вшей. Я наблюдал, как один из них тщательно исследовал швы своей куртки и разгрызал вшей зубами. Среди нас был один башкир-мусульманин , который прислуживал нам. Однажды я видел, как он поймал вошь в своей одежде, раздавил ее своими когтями и слизнул языком."

      Удалить
    5. Про чистоту башкир в своих путевых заметках Ибн Фадлан писал еще в 10-м веке:
      "Через много дней пути нам пришлось переправляться через реку Джаха2, потом реку Ирхиз, Бачаг, Самур, Кинал, Сух, после реку Кюнджюлю. Переправившись через эти реки, мы попали в страну башкир , которые относятся к тюркскому племени. Мы очень остерегались их, потому что это худшие из тюрок, самые грязные и более других склонные к убийствам. Встречает там человек человека в степи, отрубает ему голову и берет с собой, а тело оставляет.

      Они бреют свои бороды и едят вшей. Я наблюдал, как один из них тщательно исследовал швы своей куртки и разгрызал вшей зубами. Среди нас был один башкир-мусульманин , который прислуживал нам. Однажды я видел, как он поймал вошь в своей одежде, раздавил ее своими когтями и слизнул языком. Видя, что я это наблюдаю, сказал: «Прекрасно!»

      Удалить
    6. Покажите первоисточник.НЕ казанские ли историки это переводили с арабского.И Вообще до 1922 года татар называли башкирами.

      Удалить
    7. Увы, нет, НЕ казанские))
      • Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. — Харьков: Изд-во Харьковского гос. университета им. А. М. Горького, 1956. — 345 с.
      Могли бы и сами поинтересоваться - найти - прочитать... Хотя, зачем? Темнота - друг молодежи!
      По поводу "называли": татар проживающих на приграничных районах и на территории Башкирии начали называть «башкирами», не до 1922-го, а как раз, во время и после: уже в новой и новейших историях.
      Уважаемый!
      Прежде чем, закрыв глаза махать ветошью, вы сначала хоть чуточку изучите историю башкир, хотя бы с пор добровольного присоединения к России (это было примерно в то время, когда Грозный брал Казанское ханство, проливая реки крови): Сколько было вас человек, какая была государственность, какая бытность и почему, в принципе, произошло присоединение к России, какие события предшествовали этому?.. Потом же: Об особом отношении Ленина к Башкирии, от этого: откуда и когда появилась территория нынешней Башкирии с тысячами странных "фигзнаетоткудапоявившихся" татарских деревень внутри. Вспомните, с каких пор ваших представителей власти начала интересовать запись в паспорте о национальности? Что такое «советская программа искусственной ассимиляции», для чего/кого это надо было? И, в конце концов, почему некоторых татар (в т.ч. и моих предков) называли «башкортами».
      Вы нас называете "нахальными аккупантами", которых "в дверь выгоняешь, в форточку лезут", а мы вас называем братским народом. Может слишком навязчиво? Может, по-вашему, ваш братский народ совсем не мы, а, допустим, казахи или немцы?!...
      Вы скажите, мы отстанем!
      А татар не трогайте! В истории моей нации и так много трагедий. Но, не смотря ни на что, мы - вторая нация в России, Казань - третья столица России! И никакими оскорблениями с высоких трибун, никакими художественно-интерпретированным (на уровне сплетен) передергиванием фактов истории, вам этого не изменить!

      Удалить
    8. Экс курултаевец30 марта 2014 г. в 19:24

      Боже мой! Какая бессовестная фальсификация в отношении И.Илишева. был я на этом совещании. Все вырвано из контекста. Ильдус Губайдуллович наоборот там распекал башкирский курултай за безинициативность и отсутствие настырности в работе. Ставил в пример татарские организации в плане активности. Сказал он: "Учитесь у татар. Мололцы. Выставляешь в дверь - они в форточку лезут". Это была ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ оценка со стороны Илишева. Не надо выдергивать из контекста. Больше чем Илишев никто не сделал для татар.

      Удалить
    9. Экс курултаевец30 марта 2014 г. в 19:24

      Боже мой! Какая бессовестная фальсификация в отношении И.Илишева. был я на этом совещании. Все вырвано из контекста. Ильдус Губайдуллович наоборот там распекал башкирский курултай за безинициативность и отсутствие настырности в работе. Ставил в пример татарские организации в плане активности. Сказал он: "Учитесь у татар. Мололцы. Выставляешь в дверь - они в форточку лезут". Это была ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ оценка со стороны Илишева. Не надо выдергивать из контекста. Больше чем Илишев никто не сделал для татар.

      Удалить
    10. Ты своё рыло-то давно чистил? свинья

      Удалить
    11. АНОНИМНЫЙ, ты откуда этот бред достал? Во-первых, крайне глупо и неосмотрительно судить обо всей нации по какой-то одной древней записи какого-то одного человека.Во-вторых, на территории Башкортостана в то время проживали и татары, и далеко не факт что он описывал именно башкира а не татарина, так как их очень сложно отличить друг от друга. Ну а в-третьих, шовинизм и чрезмерная гордость своей национальной, расовой или половой принадлежностью, как правило, говорит о низком уровне духовного и интеллектуального развития. Неужели вам кроме нации больше нечем гордиться? Да и не кажется ли вам, что как минимум глупо оперировать событиями, произошедшими, а может и не произошедшими сотни, тысячи лет назад? Вы лучше нынешней жизнью своей займитесь.

      Удалить
    12. Башкиры мусельмане, и делают омовение пять раз в день, чтобы читать молитву, башкиры топили баню и мылись. Хватит оскорблять башкирский народ.

      Удалить
  5. забегала, зачесалась татарва

    ОтветитьУдалить
  6. молодец илишев, вот с кого надо пример брать

    ОтветитьУдалить
  7. а где взяли "черный ящик с аудиозаписью, были ли при вскрытии оного представители башкирской стороны, ведь подделать аудиозапись абсолютно без "швов" - как два пальца об асфальт!

    ОтветитьУдалить
  8. http://dauletzhan.livejournal.com/542056.html

    До этого переходил по ссылке. Чего только не написал. И про башистов не обошлось. Удалил все, так снова поставил. Было что скрывать.

    ОтветитьУдалить
  9. Почему татары не любят башкир, в чем история ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а где башкиры то? предыдущий-там указано что организовала первая леди. вот они ушки то плохо слышащие

      Удалить
    2. Почему татары не любят башкир, в чем история ?
      ------------------
      Тупой вопрос задаешь. Не званых гостей, к тому же очень вредных - ни где не любят.

      Удалить
    3. башкир не любят, чего они вредные ?

      Удалить
    4. Татары живут на землях башкир, и не наводят башкир, так было все времена. Их татар башкиры насильно не загоняли, они сами проползли, спряталась от крещения русских. Теперь же они в открытую, оскорбляют и ненавидят башкир. Конечно же башкиры отвечают тем же, не понятно, почему же татары не хотят ехать в татарию?

      Удалить
  10. Обычное татарское вранье. После ругательного слова вместо шакирд было сказано башкир.
    И у них откуда в медресе башкирские шакирды? Ясно, что все это заранее было планировано как всегда на примитивным татарском уровне.
    После нынешний у нас протатарской политики у них было элементарно проверка башкир - проглотят или нет!
    Нет, сильно вы ошибаетесь. Скорее ваш Манкуртстан развалится чем Башкирия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. молодец чувак,зришь в корень

      Удалить
    2. Башкиры выгонят татар со своих земель татар, чем растворяться в татарах.

      Удалить
  11. Было время, срач тек рекой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тупой, причем тут срач, вы ведь как тараканы тут размножаетесь, от вас башкиру прохода нету

      Удалить
    2. ну башкир дает, такой гостеприимный ))))))))))0

      Удалить
    3. так дави тараканов тапочкой

      Удалить
  12. иптэш рустам, чемодан, вокзал, альметьевск

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. татара пусть татары забирают

      Удалить
  13. Тебе пора на процедуры.

    ОтветитьУдалить
  14. У башкир нет истории, кроме скотоводства. Что у них отнять то? Все стараются умыкнуть от татар, приписывая себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скотоводы, говоришь? А ты значит, скот? Чабан пасет баран, значит.

      Удалить
    2. Размечтался ты манкурт. У башкир великая история, а у тебя - шестерил у монголов, и таким трусом примитивным и остался

      Удалить
    3. А у вас какая история? То требуете переписать историю, якобы не было татаро-монгольского нашествия, то Батыя восхваляете. Так откуда и из чего произошли такие русские народные поговорки про поганых и незваных?

      Удалить
    4. У Башкиров отличная история. Это доказывает даже один эпос Урал Батыр. Который хотят добавить в список ЮНЕЦКО как величайшее творение человечества

      Удалить
    5. Это у татар ничего не было, башкиры коренной народ Урала, у башкир были много городов, в закрытых городах башкиры варили сталь булатную. Вы хоть представляете как можно жить в юртах зимой, в морозы, скотоводством они тоже занимались, выезжали летом яйлэургэ пасти скот. Вот у татар то точно ничего не было, все они переняли у башкир, башкирские песни присвоили, башкирские блюда, башкирскую лошадь назвали татарской, курай башкирский тоже хотели присвоить, не получилось, тростник для курая растет только на Урале.

      Удалить
  15. не обижайтись на татар,они в детском возрасте.ипташ Сталин создал их с таким трудом,обьединив иудеев-чабаталы мурза,типтяр и мишар.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Похоже тебя в пузе крутит от бишбармака батыр не горюй вытащи свой курай и поиграй.

      Удалить
    2. И каждый ответ твой примитивный ты подтверждаешь вышестоящий коммент о тебе - тебе только торговать с трусами, но не здесь в Башкирии, а на родине своей в Монголии. С трусами китайскими.

      Удалить
    3. Татары самый предательский народ, во время Второй мировой войны создали Легион Идель Урал татарских нацистов, никто из предателей России, не организовали Легион продажный они думали что немецкие фашисты захватят Россию, но народы победили и уничтожили фашистов в их логово. Стоило только России подеждать немецких фашистов, Легионеры продажные туту же переметнулись на сторону России. Татары в РБ, живут и ведут себя предавая башкир, пишут то и дело на руководство башкир, жалобы в Кремль, так они добились отставки Муртазы Губайдулловича Рахимова. Татары предатели генетически.

      Удалить
  16. С большим интересом просмотрел видео. С еще большим уважением отношусь к Ильдусу Илишеву. Подкупает его интеллект, манера кратко, ясно выражаться, как лидер не лебезит перед толпой, а может ею управлять и направлять в конструктивное русло. Хорошо поставил на место саратовского. Но к сожалению саратовские сегодня заправляют в нашем правительстве, курултае ИВКБ, имеют огромное влияние на потешного презика ХРЗ и его Гульку. Ильдус Илишев выгодно отличается от Сарбая, Гаскарова, Мавлиярова. " Стреляный воробей - на мякине не проведешь".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты прав. Из известных башкир он является достойным кандидатом в главы Башкортостана.

      Удалить
    2. _))))))))))))))))))) ж...па.....))))))))) в башлыки

      Удалить
  17. Да интеллекта в Генитальевиче много.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тебе торгашу до него как до Луны

      Удалить
    2. А он уже туда добрался боллотироваться с гениталиями.Нач фекальной станции его едреного.

      Удалить
    3. От такого у не башкир плохо стало, верным путем шел тогда. Что форточники в ступор впали

      Удалить
  18. Он может и знает неск.языков но вести себя не умеет при людях.

    ОтветитьУдалить
  19. Пзд конец сказочки о дружбе

    ОтветитьУдалить
  20. Еще раз об Илишеве, это тот Илишев, который капитально отремонтировал особняк палача башкирского народа Тевкелева?

    ОтветитьУдалить
  21. вот что значит дружба народов...

    ОтветитьУдалить
  22. Давайте жить дружно! И уважать соседей! Квартиру “Россия” не разменяешь. А если друг другу помогать, то и легче жить будет. А так только гадости друг другу наговорили.

    ОтветитьУдалить
  23. Отвратительно! Все друг друга обосрали и никто не задался вопросом какое отношение комментарий имеет к произошедшему. Мне всё равно кто предо мной Башкир или Татар (в моём шежере присутствуют обе национальности люди, которых вызывают у меня великую гордость), вопрос в том по какому праву представитель одной нации считает, что может оскорблять другого? С самооценкой плохо? Если ты оскорбил и тебе об этом сказали - извинись! И не уронишь лица. Зачем надо такими су..ими выходками раскалять межнациональную рознь приводя "достоверные факты" о походе Ахмет ибн-Фадлана; корректируя видеозапись с репликами Ильдуса Губайдуловича, зачем говорить о том какие башкиры в прошлом были никчемными и глупыми и так ли это было?
    Предположим даже если башкиры и были необразованными и грязными - сейчас это не так. Тогда зачем об этом говорить?
    Зачем формировать такое общественное мнение у татар? Какому татарину это необходимо? Кому это выгодно?
    Задумайтесь и посмотрите на факт: АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ТЕАТР ПРИЕХАЛ В УФУ, И ГРУБО ИСКАЗИВ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ ГИЗЗАТА ВЫДАЛ РАСИСТСКОЕ ВЫСТУПЛЕИЕ.
    Вы чего ожидали? Нельзя плевать в лица в надежде что отношение к тебе при таком поведении останится прежним.
    Честь имею!

    ОтветитьУдалить
  24. Талашмагыз бердэ юкка. Урыс белэн хохолдан урнэк алмагыз.

    ОтветитьУдалить
  25. Предлагаю мир несмотря ни на что. Почему башкиры сидят и думают что татары против них козни строят? Мне мало верится в то, что оскорбление точно было (где можно послушать или посмотреть?), но в итоге все равно извинились. Я в Казани живу и мне просто не верится, что там такое наколенное отношение между татарами РБ и башкортами... Татарлар, призываю быть снисходительней к башкирам, хватит ссориться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ещё один снисходитель. Мы равные народы, пора бы запомнить. Я татарин если что.

      Удалить
  26. Мы русские лучши, а остальные все чурки и гнать их надо

    ОтветитьУдалить
  27. Тем кто говорят что у Башкир нет истории. Изучите ИКБ! Кто не знает, как расшифруется нечем помощь не могу видимо сильно тупые!

    ОтветитьУдалить
  28. Я русский, но хочу чтоб все народы жили в мире. А Анонимному отвечу-вы не русский и не "лучши" вы просто хитрый провокатор.

    ОтветитьУдалить
  29. Исәнмесез, кардәшләр! Дөресен әйткәндә, бүгенге “башкорт” тиеп язылган, “казан татары” диеп язылган тезмәләр (“списки”) ул бер халыкны шулай икегә бүлү генә. Аны һәркем башы белән уйласа, аңлый (инде шуңа “йомышландырылган” идеолог-политрук, яки берәр икенче политик “фәнни хезмәткәр” булмаса гына, аларга “аңларга” ярамый, эшләре шундый).
    Шуны төпләп далиллап аңлата торган, барча татарларга да башкорт туганнарга да файдалы, бүгенге Татар һәм Башкорт халыкларының чын тарихының бик мөһим, яшерелгән өлешен белдереп, дошманнары Урдачы Бабаларыбызга яккан ялаларны фаш итеп, бүгенге татарларның, башкортларның абруен, ихтирамын күтәрә торган китаплар турында бер игълан куям:
    Мөстәкыйль татар тарихчысы Гали Еникәйнең китаплары турында мәгълүмәтләр, аның мәкаләләре, фәнни конференциялардагы (рәсми тарихчыларны шак катырган, чөнки Г. Еникәй язганнарны элегрәк белмәгәннәрме, аларга язарга-сөйләргә ярамаганы) чыгышларын да ошбу сайтта укырга була:
    https://tartareurasia.ucoz.com/publ/

    Урыс телендә генә укыганнар өчен дә язам:
    Если говорить прямо, то как современные “башкиры”, так и “казанские татары” – это части одного народа, расписанные по разным “спискам” политтехнологами романовых и партократов-большевиков, для того чтобы разделить единый некогда народ. Это каждый понимает, если он не идеолог-политрук или “научный сотрудник” с соответствующей “установкой” – тогда у них работа такая, ну нельзя им понимать.
    Информацию о книгах независимого историка Г.Р. Еникеева о существенной и сокрытой части подлинной истории современных татарского и башкирского народов, опровергающие клевету антиордынских историков на Предков-ордынцев современных Татар и Башкир и повышающие престиж и силу духа татар и их собратьев Башкир, и их Земляков можно найти на сайте “Татары Евразии (подлинная история)” https://tartareurasia.ucoz.com/publ/
    Там же на сайте можно прочитать статьи Г.Р. Еникеева и его выступления на научных конференциях, которые шокировали официальных историков – то ли они не знали ранее о том, о чем пишет Г.Р. Еникеев, то ли им нельзя было о том писать и говорить).
    А здесь https://daud45.livejournal.com/312.html
    про то, как некоторые высокопоставленные официальные историки пытаются повторять за независимым историком Г.Р. Еникеевым, да при этом дошли до плагиата – «заимствуя» результаты его труда и умалчивая об их авторе – значит, хорошо написал!

    ОтветитьУдалить