Пикет "Верните людям рынки, гады!" 2006 г. |
Местным производителям обещают создать единую региональную торговую сеть
В торговых сетях не считают идею перспективной, полагая, что такие магазины не будут привлекать покупателя. К ней критически отнеслись и эксперты. А сами производители пока не готовы встречаться на соседней полке, чтобы не конкурировать друг с другом.
В правительстве Башкирии дискутируют о необходимости создания единой розничной сети, в которой были бы широко представлены товары местных сельхозпроизводителей. Вчера эту тему подняли на встрече с президентом республики Рустэмом Хамитовым депутаты регионального парламента — Курултая. Отвечая на вопрос единоросса Расула Гусманова о мерах, предпринимаемых правительством в поддержку местного производителя, господин Хамитов заметил, что готов подумать о создании такой сети.
Базой, по его мнению, могла бы стать розничная сеть из более чем 400 магазинов, которой располагают государственные унитарные предприятия. «Объединив их в единую торговую сеть, мы можем перейти на совсем другой уровень продвижения наших товаров»,— отметил глава региона. Он тут же оговорился, впрочем, что самим ГУПам идея вряд ли понравится: «Попробуй сейчас у кого-нибудь возьми магазин, ор поднимут, в ООН начнут писать». Тем не менее, продолжил он, «эту работу… надо проводить».
Розничная сеть, сформированная на 70% местными товарами, как полагают в правительстве, могла бы «противостоять или работать рядом» с федеральными и мировыми ритейлерами — «акулами», которые «откусывают наш рынок». К ним глава региона отнес федеральную сеть «Магнит», сравнив ее с «колоссальным пылесосом, который выкачивает финансовые ресурсы из республики». «Он платит налогов менее 2% от оборота, а оборот там колоссальный — десятки миллиардов рублей»,— возмутился Рустэм Хамитов.
Представители «Магнита» для комментариев вчера были недоступны.
Отметим, что на сегодняшний момент ряд башкирских производителей развивает собственные розничные сети. 34 магазина объединяет розница специализирующегося на растениеводстве ГУП «Совхоз „Алексеевский”» (34 магазина), 56 — у крупного производителя свинины ГУП «Совхоз „Рощинский”». Около 200 брендированных магазинов насчитывает сеть государственного ОАО «Башспирт».
Заместитель председателя госкомитета по торговле и правам потребителей республики Валерий Белов отмечает, что идея создания единой розницы для местных производителей витает не первый год: «Все понимают, что нужно менять формат магазинов, создавать современный формат, чтобы магазины могли получать больше прибыли. Но этот вопрос надо прорабатывать, но не помахать шашкой и забирать у них магазины». 65% продуктов, производимых в регионе, по оценке зампреда госкомторга, относится к социально значимым.
Розничная сеть, сформированная на 70% местными товарами, как полагают в правительстве, могла бы «противостоять или работать рядом» с федеральными и мировыми ритейлерами — «акулами», которые «откусывают наш рынок». К ним глава региона отнес федеральную сеть «Магнит», сравнив ее с «колоссальным пылесосом, который выкачивает финансовые ресурсы из республики». «Он платит налогов менее 2% от оборота, а оборот там колоссальный — десятки миллиардов рублей»,— возмутился Рустэм Хамитов.
Представители «Магнита» для комментариев вчера были недоступны.
Отметим, что на сегодняшний момент ряд башкирских производителей развивает собственные розничные сети. 34 магазина объединяет розница специализирующегося на растениеводстве ГУП «Совхоз „Алексеевский”» (34 магазина), 56 — у крупного производителя свинины ГУП «Совхоз „Рощинский”». Около 200 брендированных магазинов насчитывает сеть государственного ОАО «Башспирт».
Заместитель председателя госкомитета по торговле и правам потребителей республики Валерий Белов отмечает, что идея создания единой розницы для местных производителей витает не первый год: «Все понимают, что нужно менять формат магазинов, создавать современный формат, чтобы магазины могли получать больше прибыли. Но этот вопрос надо прорабатывать, но не помахать шашкой и забирать у них магазины». 65% продуктов, производимых в регионе, по оценке зампреда госкомторга, относится к социально значимым.
При этом, по оценке директора стерлитамакской продуктовой сети „Матур” Дмитрия Шутова, на полках крупных федеральных ритейлеров их доля не превышает 15%. В сети «Матур» она достигает 30%, заметил господин Шутов. Он полагает, что магазины с доминантой местных товаров не привлекут покупателя. Сам по себе факт производства товара в Башкирии не является его конкурентным преимуществом, отметил руководитель сети «Матур», а «других доводов на вопрос, почему ваш продукт будет продаваться лучше, они (производители.— „Ъ“) не приводят». По его оценке, для коммерческой привлекательности сети ассортимент республиканских производителей не должен превышать 50%.
В пресс-службе ритейлера «О’кей», комментируя взаимоотношения с местным производителем, заметили, что есть проблема объема и стабильности поставок такой продукции, ее качества, кроме того, у компаний «зачастую существует проблема с упаковкой, маркировкой и штрих-кодом».
Ряд местных производителей опасается конкуренции друг с другом. Как отметил директор совхоза «Рощинский» Анвар Абдрафиков, с идеей создания единого оператора он согласен при условии, что «не будет перехлеста товаров». Предпочтительнее при этом, добавил собеседник, просто «размещать товар друг у друга (в магазинах разных производителей.— „Ъ“), тем самым расширяя ассортимент».
Заместитель генерального директора по маркетингу ООО «Башкирский птицеводческий комплекс» (развивает бренд «Индюшкин») Ольга Деобальд в то же время считает целесообразной работу единого оператора в формате супермаркета «площадью не меньше 100 кв.м». Сотрудничество с крупными сетями для местного производителя проблематично, подтвердила собеседница: «Сложно работать из-за их требований и штрафных санкций. Для производителя скоропортящейся продукции, кроме того, проблема заключается в необходимости принятия возврата».
«Проекты подобного профиля анонсировались неоднократно, но, если не ошибаюсь, до этапа практической реализации ни один из них не дошел»,— заметил аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Одна из причин — «исключительно за счет продукции локальных производителей сложно сформировать сбалансированный ассортимент, что затрудняет формирование нормальной маржинальности».
«Даже в Республике Беларусь, при всем стремлении поддержать местного производителя, к дискриминации импортных товаров прибегают крайне осторожно,— разделяет его точку зрения управляющий активами ФК AForex Сергей Ковжаров.— Единственный способ поддержать местного производителя — обеспечить ему условия для производства конкурентоспособной продукции». Впрочем, по прогнозу эксперта, доля местных товаров на полках будет расти, в том числе из-за удорожания импортных товаров.
Эта тенденция может обойти мелких товаропроизводителей, для которых «остро стоит проблема стабильности качества продукции», отметил эксперт департамента персонального финансового планирования банка БКС Премьер Антон Шабанов. Один из выходов для них — создание сетей, аудитория которых сфокусирована на фермерских продуктах. «В Москве популярность этого направления в последние годы сильно выросла, поэтому и в регионах она может быть вполне успешна»,— заключил эксперт.
Булат Баширов, Анна Челак
http://www.kommersant.ru/doc/2438148
В пресс-службе ритейлера «О’кей», комментируя взаимоотношения с местным производителем, заметили, что есть проблема объема и стабильности поставок такой продукции, ее качества, кроме того, у компаний «зачастую существует проблема с упаковкой, маркировкой и штрих-кодом».
Ряд местных производителей опасается конкуренции друг с другом. Как отметил директор совхоза «Рощинский» Анвар Абдрафиков, с идеей создания единого оператора он согласен при условии, что «не будет перехлеста товаров». Предпочтительнее при этом, добавил собеседник, просто «размещать товар друг у друга (в магазинах разных производителей.— „Ъ“), тем самым расширяя ассортимент».
Заместитель генерального директора по маркетингу ООО «Башкирский птицеводческий комплекс» (развивает бренд «Индюшкин») Ольга Деобальд в то же время считает целесообразной работу единого оператора в формате супермаркета «площадью не меньше 100 кв.м». Сотрудничество с крупными сетями для местного производителя проблематично, подтвердила собеседница: «Сложно работать из-за их требований и штрафных санкций. Для производителя скоропортящейся продукции, кроме того, проблема заключается в необходимости принятия возврата».
«Проекты подобного профиля анонсировались неоднократно, но, если не ошибаюсь, до этапа практической реализации ни один из них не дошел»,— заметил аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин. Одна из причин — «исключительно за счет продукции локальных производителей сложно сформировать сбалансированный ассортимент, что затрудняет формирование нормальной маржинальности».
«Даже в Республике Беларусь, при всем стремлении поддержать местного производителя, к дискриминации импортных товаров прибегают крайне осторожно,— разделяет его точку зрения управляющий активами ФК AForex Сергей Ковжаров.— Единственный способ поддержать местного производителя — обеспечить ему условия для производства конкурентоспособной продукции». Впрочем, по прогнозу эксперта, доля местных товаров на полках будет расти, в том числе из-за удорожания импортных товаров.
Эта тенденция может обойти мелких товаропроизводителей, для которых «остро стоит проблема стабильности качества продукции», отметил эксперт департамента персонального финансового планирования банка БКС Премьер Антон Шабанов. Один из выходов для них — создание сетей, аудитория которых сфокусирована на фермерских продуктах. «В Москве популярность этого направления в последние годы сильно выросла, поэтому и в регионах она может быть вполне успешна»,— заключил эксперт.
Булат Баширов, Анна Челак
http://www.kommersant.ru/doc/2438148
А МСУ не пробовали?
Комментарий Провозвестника МСУ Роберта Загреева:
Развитие своих торговых сетей бессмысленно без развития МСУ!
Мало что понимаю в бизнесе, так что посоветовать ничего не могу. Но отмечу, что на совещание по проблемам бизнеса неплохо было бы пригласить наших главных "бизнесменов" - глав администраций. Вот кто воистину руководит бизнесами в республике.
Это с их согласия получают добро или черную метку предприниматели республики, это они создают административные барьеры или дают зеленый свет. Небескорыстно, разумеется и не без ущерба для бюджета. Это они ликвидировали само понятие свободное конкуренция и свели к нулю инвестиционную привлекательность региона. Странно, что их там не было. Было бы интересно посадить их напротив предпринимателей и спросить бизнесменов кто из них в каких отношениях с главами.
Не понимаю я также на кой ляд бизнесу помогать?! Им достаточно не мешать. А тут первым делом необходимо отделить глав от бизнеса, поставить глав под контроль избирателей-покупателей, т.е. тех кто, в конечном итоге, из своего кармана оплачивает все издержки административных барьеров и несет все тяготы отсутствия свободной конкуренции.
Создайте предпринимателям конкурентную среду и не только отстранив от бизнеса глав, но и введя нового участника на рынке - домовые и квартальные комитеты, наделив их правом юрлица, правом коммерческой деятельности, прибыль от которой бы шла на уставные цели домкомов и кварткомов. Вот вам и увеличение участников свободного рынка и социальная ответственность в одном флаконе.
Кварткомовские фирмы могли бы заниматься не только предоставлением бытовых услуг (своим жителям скидка по карточке, особенно тем, кто набрал больше балов в рейтинге общественной активности или малоимущим жителям квартала), но и заниматься вопросами закупки социально-значимых товаров и продуктов оптом от производителей, т.е. без магазинной накрутки или без с/х посредников. Наличие таких новых игроков на рынке (только в Уфе около 6 тыс. домов или более 600 кварталов) заметно оживило бы деловую активность и при этом бы снизило социальную напряженность.
Начать малый бизнес лучше всего с малых дел, в собтвенном квартале. Организовать поставки картофеля без посредника напрямую от одного сельского комитета до подвала своего домкома. Или стать оператором развозки соседей по утрам на машинах других соседей (пусть порожняком не прутся через весь город, а окупят хотя бы бензин), организовать магазинчик секондхенда собранного по квартирам в своем квартале. Т.е. пройти школу предпринимательства при поддержке отдела по малому бизнесу при квартальном комитете.
Вообще-то частные предприниматели на Западе вышли из средневековых вольных городов, из рядов ремесленников, живущих цеховыми уставами и построенных на принципах МСУ и избираемости мэра. Т.е. прежде чем у нас появятся частные предприниматели, нам необходимо развивать МСУ. И вот там в коллективе вырастут (через поколение) предприниматели которым не надо будет напоминать о социальной ответственности бизнеса.
Поэтому, если вы действительно озабочены вопросами развития бизнеса - боритесь за всенародные выборы глав городов и районов, пропагандируйте идеи местного самоуправления среди затюканных хамитовским режимом жителей республики!
Так победим!
Роберт Загреев,
редактор газеты "За местное самоуправление" (издается с 2004 года)
Когда все точки в стерлитамаке проданы или отдаются в первую очередь Магниту,Семерочке и им подобным,из местного ассортимента только хлеб и немного молочки. Они растут как грибы,фуры магнитовские стоят на проезжей части в нарушении всех ПДД. Сейчас по городу рекламные банеры висят торговой сети западной.Может хватит с трибуны верещать, пройдись по городу, только по незапланированному маршруту и без главы назначенного.
ОтветитьУдалитьхам-пиарщик к выборам готовится.
ОтветитьУдалитьВ начале 90-х ликвидировали все горпродторги и их бызы.Основание-под видом борьбы с монополизмом и снижения цен .Появилось куча магазинчиков-цены были все как один.Конкуренции не получили.Через 10 лет вошли сети-опять все так же .Цены устанавливают по принципу все равно возьмете .А сельчан на рынке не допускают.Потребкооперация занимет шикарное здание в центе Уфы-но где она .?
ОтветитьУдалитьА когда Качку в эфиере телепограммы БСТ задавали впрос , что вы делаете зачем даете зеленый свет торговым сетям , они же всех кинут , он отвечал что это новый формат торговли??????
ОтветитьУдалить