Сравнительный анализ бюджетных процессов РБ в 2006г.-2013г.
Исполняется 3 года с
момента вступления в должность Президента РБ Хамитова Р.З. (с 19.07.2010г.).
Это вполне достаточный срок для объективной оценки и анализа результатов
деятельности Президента и Правительства Республики в экономической сфере.
Наиболее наглядно и непосредственно итоги руководства регионом проявляются в
бюджетных процессах. Поэтому необходимы анализ и оценка доходов и расходов
бюджета РБ, межбюджетных отношений, государственного долга Башкортостана,
собираемости налогов и сборов в бюджет, эффективности использования бюджетных
средств.
1) Одним из
важнейших критериев эффективности экономической политики является уровень
бюджетной обеспеченности региона. В качестве одной из форм межбюджетных
трансфертов законодательством предусмотрены специальные дотации из федерального
бюджета бюджетам субъектов Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов, которые рассматриваются как часть бюджетного регулирования,
осуществляемого вышестоящими органами власти с целью сглаживания различий в
уровнях социально-экономического развития территорий и обеспечения их гражданам
определенных государственных гарантий.
В ст.131 Бюджетного Кодекса РФ указано:
«1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета
и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой,
утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями настоящего
Кодекса. 2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной
бюджетной обеспеченности субъектов РФ…
4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной
обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия
выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. 6. Уровень
расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между
расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены
консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры
экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным
показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом
структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и
иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления
одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на
одного жителя».
В упрощенном виде бюджетную обеспеченность можно определить
как соотношение между Индексом налогового потенциала и Индексом бюджетных
расходов региона. Для расчета Индекса бюджетных расходов используются
коэффициенты: 1) уровня зарплаты; 2) уровня цен; 3) стоимости
жилищно-коммунальных услуг и прочие показатели.
Индекс налогового потенциала – совокупность потенциальных платежей по
всем видам налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.
Для
сравнительного анализа динамики изменения уровня бюджетной обеспеченности
Республики Башкортостан использованы официальные данные Министерства финансов
России не только за последние 3 года (2010г.-2012г.), но и данные за 2006 год и
за 2009 год для более полноценных и взвешенных оценок (см. Приложение №1 в
таблицах и графиках). Анализ показателей Республики проведен в сравнении с
показателями других 8-ми «соседних» регионов с сопоставимыми уровнями развития
и потенциалами (численностью населения,
территорией и пр.): 1) Республика Татарстан; 2) Челябинская область; 3)
Оренбургская область; 4) Самарская область; 5) Удмуртская республика; 6)
Пермский край; 7) Нижегородская область; 8) Свердловская область.
По
результатам анализа установлено неуклонное падение уровня реальной бюджетной
обеспеченности РБ в 2006-2008г.г. и начиная с 2010 года по настоящее время
(рост уровня наблюдался только по данным на 2009 год по сравнению с данными на
2008 год). В частности, Минфином РФ были установлены следующие уровни
(коэффициенты) для Республики:
на 2006 год - 1,0677;
на 2007 год - 0,9106;
на 2008 год - 0,8454;
на 2009 год - 0,890;
на 2010 год - 0,840;
на 2011 год - 0,830;
на 2012 год - 0,773.
Примечание: средний уровень бюджетной обеспеченности по
Российской Федерации всегда равен 1.
То есть
только в 2006 году коэффициент уровня бюджетной обеспеченности (УБО)
Башкортостана превышал единицу – средневзвешенный уровень УБО по всем регионам
России. С 2007 года он неизменно ниже общероссийского уровня. Соответственно,
только на 2006 г. Башкирии не выделялись дотации на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности. С 2007 года указанные дотации начали выделяться;
причем наименьшая сумма дотаций (1.145.121 тыс.руб.) была выделена на 2009 год
(период увеличения УБО по сравнению с прошлым периодом); а наибольшая сумма
дотаций – на 2011 год (4.619.302,5 тыс.руб. по расчету). В целом общие
расчетные суммы дотаций (без дополнительных дотаций и поправочных
коэффициентов) на выравнивание УБО составили:
на 2007 год - 1.295.087,6 тыс.руб.;
на 2008 год - 2 601 446,4 тыс.руб.;
на 2009 год - 1 145 121 тыс.руб.;
на 2010 год - 4 047 700,6 тыс.руб.;
на 2011 год - 4 619 302,5 тыс.руб.;
на 2012 год - 4 200 499 тыс.руб..
Прогнозные
показатели УБО по региону на 2013г. и 2014г. также неутешительны – планируется
фактическое сохранение уровня 2012 года.
В целом за период с 2006г. по 2012г. УБО по 9 (девяти)
рассматриваемым регионам снизился в средневзвешенном выражении на 19,65%. При
этом УБО в Республике упал гораздо больше среднего значения – на 27,6%; наш
регион находится на неприятном предпоследнем месте по темпам падения УБО
(несколько больше уровень в целом за 6 лет снизился только в Свердловской
области – на 29,7%). Следует отметить, что падение УБО в 2006г.-2010г. в
существенной степени объясняется внешними факторами, на которые не могла
повлиять внутренняя экономическая политика: 1) реформой межбюджетных отношений
(увеличением доли поступающих в федеральный бюджет налогов и пр., что прежде
всего сказалось на показателях 2006г-2008г.); 2) мировым экономическим кризисом
2008г.-2010г.
Отдельно
необходимо рассмотреть динамику уровня бюджетной обеспеченности за последние 2
года (2011г. и 2012г.) не только в связи со сменой руководства региона, но и в
связи с окончанием кризиса и началом достаточно устойчивого экономического
роста в России в целом. Только за 2011г.-2012г. (по сравнению с 2010г.) УБО по
9 рассматриваемым регионам снизился в средневзвешенном выражении на 7,42%. При
этом в Башкортостане уровень снизился больше среднего значения – на 8%.
Примечательно, что
в этом периоде Республика получила наибольшие дотации именно на выравнивание
бюджетной обеспеченности (по расчетным данным – 4.619.302,5 тыс.руб. за 2011
год и 4.200.499 тыс.руб. за 2012 год), тогда как, например, вообще не получали
данных дотаций за 2012 год 2 (два) региона (Республика Татарстан, Самарская
область) и за 2011 год. – 3 (три) региона (Республика Татарстан, Самарская
область, Пермский край). Из этого можно сделать вывод о том, что основной
причиной ускоренного снижения УБО в Башкирии в 2011г.-2012г. явилась
неэффективная экономическая политика руководства региона в данный период.
На 2012 год
средний коэффициент уровня бюджетной обеспеченности по 9 соседним регионам
составляет 0,916; тогда как в РБ данный уровень составляет всего 0,773 – то
есть на 22,7% ниже средневзвешенного общероссийского уровня и на 15,61% ниже
среднего уровня по 9 соседним регионам. По данному показателю наша Республика
делит предпоследние 7-8 места с Челябинской областью среди 9-ти субъектов
Федерации (немного ниже уровень только в Удмуртской республике). Лидеру по
данному показателю (Татарстану с коэффициентом 1,164) мы уступаем 33,6% (более
чем на 1/3 меньше бюджетная обеспеченность!).
Если
проследить общую ретроспективную динамику, то по состоянию на 2006 год Башкирия
находилась на 7 месте среди 9 субъектов Федерации; по состоянию на 2009 год
сумела подняться до 5-го места; а по состоянию на 2012 год опустилась до
«исторического минимума» - до 7-8 места.
Информация
подготовлена аналитиками Российской партии народного управлении. В ближайшем
номере газеты читайте редакционный материал Бюджет Башкирии как зеркало
«хамитономики».
Сравнительные таблицы уровней бюджетной обеспеченности 9
субъектов РФ за 2006г.-2012г.
Результаты распределения дотаций на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2006 год
Субъект
|
1 Население тыс.чел. на 01.01.2005г.
|
2 Индекс налогового потенциала
|
3 Индекс бюджетных расходов
|
4 Уровень бюджетной обеспеченности до
дотаций(=2/3)
|
9 Расчетный объем дотаций на выравнивание бюдж
обеспеч-ти на 2006г.
|
10 Уровень бюджетной обеспеченности после дотаций
|
1) Республика
Татарстан
|
3 768,5
|
1,1962
|
0,7826
|
1,5286
|
------
|
1,5286
|
2) Пермская область
|
2 637,0
|
1,2341
|
0,9372
|
1,3168
|
-----
|
1,3168
|
3) Самарская область
|
3 201,3
|
1,0874
|
0,8295
|
1,3110
|
-----
|
1,3110
|
4) Челябинская
область
|
3 551,4
|
0,9454
|
0,8630
|
1,0954
|
------
|
1,0954
|
5) Свердловская
область
|
4 428,2
|
0,9605
|
0,8787
|
1,0930
|
------
|
1,0930
|
6) Оренбургская
область
|
2 150,4
|
0,9520
|
0,8877
|
1,0724
|
------
|
1,0724
|
7) Республика
Башкортостан
|
4 078,8
|
0,9318
|
0,8727
|
1,0677
|
-----
|
1,0677
|
8) Удмуртская
Республика
|
1 552,8
|
0,8576
|
0,9002
|
0,9526
|
271 568
|
0,9641
|
9) Нижегородская
область
|
3 445,3
|
0,7647
|
0,8563
|
0,8931
|
1 293 653
|
0,9190
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская
Федерация
|
143 474,2
|
1,000
|
1,000
|
1,000
|
|
|
Результаты распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности субъектов РФ на 2009 год
Субъект
|
1 Население тыс.чел. на 01.01.2008г.
|
2 Индекс налогового потенциала
|
3 Индекс бюджетных расходов
|
4 Уровень бюджетной обеспеченности до
дотаций(=2/3)
|
9 Расчетный объем дотаций на выравнивание бюдж
обеспеч-ти на 2009г.
|
10 Уровень бюджетной обеспеченности после дотаций
|
1) Свердловская
область
|
4 395,6
|
0,997
|
0,872
|
1,144
|
------
|
1,144
|
2) Республика
Татарстан
|
3 762,8
|
0,894
|
0,826
|
1,082
|
------
|
1,082
|
3) Самарская область
|
3 172,8
|
0,864
|
0,847
|
1,020
|
-----
|
1,020
|
4) Пермский край
|
2 718,2
|
0,951
|
0,958
|
0,993
|
11 503
|
0,993
|
5) Республика
Башкортостан
|
4 052,7
|
0,818
|
0,920
|
0,890
|
1 145 121
|
0,898
|
6) Челябинская
область
|
3 511,0
|
0,767
|
0,870
|
0,882
|
926 961
|
0,890
|
7) Нижегородская
область
|
3 359,8
|
0,727
|
0,882
|
0,824
|
1 901 571
|
0,842
|
8) Оренбургская
область
|
2 119,0
|
0,718
|
0,904
|
0,795
|
1 201 192
|
0,813
|
9) Удмуртская
Республика
|
1 532,7
|
0,685
|
0,888
|
0,772
|
1 079 515
|
0,794
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская
Федерация
|
142 008,8
|
1,000
|
1,000
|
1,000
|
|
|
Результаты распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности субъектов РФ на 2010 год
Субъект
|
1 Население тыс.чел. на 01.01.2009г.
|
2 Индекс налогового потенциала
|
3 Индекс бюджетных расходов
|
4 Уровень бюджетной обеспеченности до
дотаций(=2/3)
|
9 Расчетный объем дотаций на выравнивание бюдж
обеспеч-ти на 2010г.
|
10 Уровень бюджетной обеспеченности после дотаций
|
1) Самарская область
|
3 171,4
|
1,020
|
0,842
|
1,211
|
-----
|
1,211
|
2) Республика
Татарстан
|
3 768,6
|
0,964
|
0,807
|
1,195
|
------
|
1,195
|
3) Пермский край
|
2 708,4
|
1,055
|
0,924
|
1,143
|
-----
|
1,143
|
4) Свердловская
область
|
4 394,6
|
0,951
|
0,868
|
1,095
|
------
|
1,095
|
5) Нижегородская
область
|
3 340,7
|
0,823
|
0,839
|
0,981
|
367 665,0
|
0,985
|
6) Оренбургская
область
|
2 111,5
|
0,840
|
0,898
|
0,936
|
842 787,0
|
0,950
|
7) Республика
Башкортостан
|
4 057,3
|
0,757
|
0,901
|
0,840
|
4 047 700,6
|
0,876
|
8) Удмуртская
Республика
|
1 528,5
|
0,714
|
0,880
|
0,812
|
1 751 542,2
|
0,854
|
9) Челябинская
область
|
3 508,7
|
0,751
|
1,004
|
0,749
|
6 119 738,4
|
0,805
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская
Федерация
|
141 904,0
|
1,000
|
1,000
|
1,000
|
|
|
Результаты распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности субъектов РФ на 2011 год
Субъект
|
1 Население тыс.чел. на 01.01.2010г.
|
2 Индекс налогового потенциала
|
3 Индекс бюджетных расходов
|
4 Уровень бюджетной обеспеченности до
дотаций(=2/3)
|
9 Расчетный объем дотаций на выравнивание бюдж
обеспеч-ти на 2011г.
|
10 Уровень бюджетной обеспеченности после дотаций
|
1) Респ.
Татарстан
|
3 778,5
|
0,964
|
0,830
|
1,162
|
-----
|
1,162
|
2) Самарская
область
|
3 170,1
|
0,940
|
0,840
|
1,119
|
------
|
1,119
|
3) Пермский
край
|
2 701,2
|
0,987
|
0,963
|
1,025
|
-----
|
1,025
|
4) Свердловская
область
|
4 393,8
|
0,875
|
0,885
|
0,989
|
317 733,2
|
0,991
|
5) Нижегородская
область
|
3 323,6
|
0,806
|
0,867
|
0,931
|
1 461 558,5
|
0,946
|
6) Оренбургская
область
|
2 112,9
|
0,793
|
0,892
|
0,889
|
1 524 215,4
|
0,913
|
7) Республика
Башкортостан
|
4 066,0
|
0,759
|
0,915
|
0,830
|
4 619 302,5
|
0,867
|
8) Челябинская
область
|
3 508,4
|
0,709
|
0,871
|
0,814
|
4 166 366,4
|
0,854
|
9) Удмуртская
Респ.
|
1 526,3
|
0,680
|
0,897
|
0,758
|
2 425 343,4
|
0,811
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская
Федерация
|
141 914,5
|
1,000
|
1,000
|
1,000
|
|
|
Результаты распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности субъектов РФ на 2012 год
Субъект
|
1 Население тыс.чел. на 01.01.2011г.
|
2 Индекс налогового потенциала
|
3 Индекс бюджетных расходов
|
4 Уровень бюджетной обеспеченности до
дотаций(=2/3)
|
9 Расчетный объем дотаций на выравнивание бюдж
обеспеч-ти на 2012г.
|
10 Уровень бюджетной обеспеченности после дотаций
|
1) Республика
Татарстан
|
3 787,4
|
0,979
|
0,841
|
1,164
|
------
|
1,164
|
2) Самарская область
|
3 215,4
|
0,859
|
0,836
|
1,027
|
-----
|
1,027
|
3) Пермский край
|
2 634,1
|
0,967
|
0,967
|
0,999
|
6 123
|
0,999
|
4) Оренбургская
область
|
2 031,3
|
0,895
|
0,900
|
0,994
|
960 981
|
1,007
|
5) Свердловская
область
|
4 297,5
|
0,846
|
0,897
|
0,943
|
775 911
|
0,948
|
6) Нижегородская
область
|
3 307,6
|
0,719
|
0,873
|
0,824
|
1 944 123
|
0,841
|
7- 8) Республика
Башкортостан
|
4 071,9
|
0,712
|
0,920
|
0,773
|
4 200 499
|
0,800
|
7- 8) Челябинская
область
|
3 478,0
|
0,680
|
0,883
|
0,770
|
2 941 523
|
0,793
|
9) Удмуртская
Республика
|
1 521,7
|
0,676
|
0,900
|
0,751
|
1 518 133
|
0,778
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская
Федерация
|
142 914,1
|
1,000
|
1,000
|
1,000
|
|
|
Указ о борьбе с коррупцией в регионах президент страны подписал еще в июле 2015 года, а уже в 2016 году буквально на днях он подверг резкой критике состояние дел в этой сфере, сказав, что коррупционеров нужно жестко наказывать, вплоть до конфискации незаконно нажитого имущества. Глава государства также отметил, что недопустимо кумовство в управлении госорганами.
ОтветитьУдалитьНаш башбашлык Хамитов Рустем Закиевич видать не знает о решениях и действиях руководства России. Иначе чем объяснить назначение на пост гендиректора «Башкиравтодора» своего кума Гилязетдинова Рима Кадимовича. Кресло освобождается благодаря сфабрикованному делу в отношении прежнего руководителя Абдуллина Р.З., которого обвинили в различного рода мнимых грехах. Таким образом, напоследок перед своим предстоящим уходом господин Хамитов пытается оставить своих людей на хлебных должностях. Так что кумовство в Башкирии пока процветает.