Шизофреническая раздвоенность проникла, кажется, всюду: недавно я с изумлением выслушал пламенную речь политтехнолога от партии власти, который вычеркивал из макета листовки выражения вроде «борец с коррупцией». Но избирателю об этом, как выяснилось, знать не обязательно: «Сейчас кто оседлал тему борьбы с коррупцией? Навальный и другие враги! У людей уже ассоциация: если ты борешься с коррупцией — значит, ты из «пятой колонны», вычеркиваем это». Ну чем не орруэловский взгляд на жизнь?
Приведу «местный» пример. Легендарный солист балета Рудольф Нуриев (правильно его фамилию надо писать «Нуреев», но опустим формальности) не только мировая звезда, но и — на малой родине, и по праву — «великий сын Башкирии», в честь которого у нас называют улицы, учебные заведения, фестивали и т.д.
Наверное, четверть века назад, когда пал железный занавес, Башкирской АССР тоже было трудно принять Нуриева в этом качестве. Во-первых, его много лет клеймили как изменника Родины. Побег Нуриева в парижском аэропорту был тем возмутительнее, что это потом, лет 15 спустя, деятели искусства становились невозвращенцами массово: в 1961-м это был первый подобный случай, и «хуже мог быть только побег космонавта», как выразился один из партийных лидеров. Во-вторых, Нуриев оказался одной из первых же звезд на Западе, не скрывавших свою ориентацию и даже эпатирующих этим публику: скандальные подробности просачивались из желтой прессы в переводные биографии и шокировали постсоветских людей. Но время наступило такое, что приходилось быть «посовременнее», и вот уже самые консерваторы, вроде 90-летнего главы республики еще хрущевских времен, заговорили о правильности «выбора свободы», молчу уж о множестве документальных фильмов, телепередач, о музеях…
Сегодня, когда угол зрения начал смещаться в обратную сторону, что говорить? И о Нуриеве, и о другом, кстати, уроженце Уфы, Сергее Довлатове, который вволю посмеялся над советскими нравами? — одна его книга «Ремесло» так больно бьет по нравам современной российской прессы, что странно, как поборники морали до нее еще не добрались.
Уже звоночки, уже нервозность. Уже деятели культуры, протестуя против присвоения имени Рудольфа Нуриева аллее в центре Уфы, не только ссылаются на то, что название 1940-х (Пушкинская) никто формально не отменял, но и глухо намекают на «безнравственность» такой инициативы. А недавно был совсем анекдот.
В уфимском театре поставили спектакль под названием «Руди. Never off» о парижском периоде Нуриева: «Руди» его звали за рубежом, а «Never off» — это характеристика, похвала танцору от Марго Фонтейн («Никогда не выключается»). И все бы ничего, но местная газета, пишущая о культуре, разразилась бранной статьей. В редакции-то языками не особо владеют: выражение «never off» они забили в гугл-переводчик. «Never» — понятно, «никогда», а вот многозначное «off» машина перевела как «прочь» (ну, как в выражении «пошел прочь!»). Таким образом «журналистское расследование» установило, что спектакль Бадрамтеатра называется «Руди никогда не прочь». Что тут началось! Разврат! Безнравственность! О-по-ро-чи-ли!..
В принципе ханжеский пересмотр биографий выдающихся деятелей культуры («пересмотр», если не подлог) не в новинку: в недавней книге уфимский краевед доказывал, что никаким геем Нуриев не был, это все придумал и раскрутил КГБ, чтобы отомстить беглецу. Ну что ж, еще немного — и придется придумывать уже так, чтобы и доблестный КГБ оказался ни при чем, и никаким беглецом артист не был…
Это забавная модель ситуации, с которой, возможно, новая идеология столкнется уже массово: слишком много о «старых порядках» сказано за 25 лет, да такого, что нынче, мягко говоря, не в тренде, а то и противоречит некоторым новым законам. Одна только «Галина», мемуарная книга Вишневской, может рассказать неокрепшему юношеству столько, что бессмысленны будут все новые учебники истории с «единым взглядом»…
Как, кстати, быть с автором? С Вишневской, с Ростроповичем, Любимовым, Довлатовым, Аксеновым, Нуриевым и многими-многими другими — с теми, чья эмиграция из СССР последние два десятилетия объявлялась делом совершенно правильным, благим; людям много лет объясняли, что эти великие писатели, артисты, режиссеры etc. правильно сделали, «выбрали свободу», потому что здесь вокруг них было то-то и то-то (с подробностями), — куда теперь эти подробности деть? Теперь, когда говорят, что все здесь было совершенно правильно, а с державного корабля во все времена бегут только крысы?
Вот, кстати. Для оправдания Вишневской и Ростроповича новые идеологи могут позаимствовать как раз советский метод. Когда схлынул революционный угар, надо же было объяснить согражданам — начиная с уроков литературы и музыки в школе, — как же так получилось, что многие классики, всей душой поддерживая «нас», оказались за рубежом? И ковались смешные формулировки про «недопонял», «поздно осознал, но раскаивался»… Юрий Нагибин над ними издевался: «То, что Рахманинов эмигрировал, поистине фантастическим вольтом преподносится в книге как любовь к России, как высшее проявление патриотизма. Рахманинов, подобно Шаляпину, Алехину, Бунину, Гречанинову и иже с ними, испытывал нечеловеческие муки вдали от Родины, эмиграция обрекла его на бесплодие, но возникает естественный вопрос: почему же он не вернулся? Сразу прекратились бы все муки, фонтаном забило бы творчество, но в каком-то мазохистском ослеплении ни один из названных страдальцев не подумал вернуться…» (Дневник, 6 октября 1982 г.). Вуаля, фантастический вольт, как выразился Нагибин, и мы видим ту же интонацию в газетах 2014 года.
Как в каком-нибудь восьмидесятом в «Литературке» новый плохой эмигрант вроде Аксенова или Довлатова уничижительно сравнивался со старым, хорошим, раскаивавшимся вроде Бунина — так и в свежей провластной газете в роли Бунина оказывается Довлатов, а в роли Довлатова — Борис Акунин (именуемый в статье исключительно по паспорту: Георгий Чхартишвили).
И поехали, поехали очищенные от нафталина штампы: «Довлатов покидал страну вынужденно, тяжело, уезжая в неизвестность. Расставание с родной землей стало для него настоящей трагедией…» Довлатов умирал бы со смеху от этих казенных формулировок, многократно высмеянных им в прозе, — но ни его, ни подавляющего большинства его «подельников» уже нет среди живых, поэтому можно смело: «Рудольф Нуриев очень любил женщин и очень хотел вернуться в СССР, но ни того ни другого не позволяли ему злобные западные продюсеры…»
Игорь Савельев
http://ruclubnews.ru/vojna-eto-mir.html
Приведу «местный» пример. Легендарный солист балета Рудольф Нуриев (правильно его фамилию надо писать «Нуреев», но опустим формальности) не только мировая звезда, но и — на малой родине, и по праву — «великий сын Башкирии», в честь которого у нас называют улицы, учебные заведения, фестивали и т.д.
Наверное, четверть века назад, когда пал железный занавес, Башкирской АССР тоже было трудно принять Нуриева в этом качестве. Во-первых, его много лет клеймили как изменника Родины. Побег Нуриева в парижском аэропорту был тем возмутительнее, что это потом, лет 15 спустя, деятели искусства становились невозвращенцами массово: в 1961-м это был первый подобный случай, и «хуже мог быть только побег космонавта», как выразился один из партийных лидеров. Во-вторых, Нуриев оказался одной из первых же звезд на Западе, не скрывавших свою ориентацию и даже эпатирующих этим публику: скандальные подробности просачивались из желтой прессы в переводные биографии и шокировали постсоветских людей. Но время наступило такое, что приходилось быть «посовременнее», и вот уже самые консерваторы, вроде 90-летнего главы республики еще хрущевских времен, заговорили о правильности «выбора свободы», молчу уж о множестве документальных фильмов, телепередач, о музеях…
Сегодня, когда угол зрения начал смещаться в обратную сторону, что говорить? И о Нуриеве, и о другом, кстати, уроженце Уфы, Сергее Довлатове, который вволю посмеялся над советскими нравами? — одна его книга «Ремесло» так больно бьет по нравам современной российской прессы, что странно, как поборники морали до нее еще не добрались.
Уже звоночки, уже нервозность. Уже деятели культуры, протестуя против присвоения имени Рудольфа Нуриева аллее в центре Уфы, не только ссылаются на то, что название 1940-х (Пушкинская) никто формально не отменял, но и глухо намекают на «безнравственность» такой инициативы. А недавно был совсем анекдот.
В уфимском театре поставили спектакль под названием «Руди. Never off» о парижском периоде Нуриева: «Руди» его звали за рубежом, а «Never off» — это характеристика, похвала танцору от Марго Фонтейн («Никогда не выключается»). И все бы ничего, но местная газета, пишущая о культуре, разразилась бранной статьей. В редакции-то языками не особо владеют: выражение «never off» они забили в гугл-переводчик. «Never» — понятно, «никогда», а вот многозначное «off» машина перевела как «прочь» (ну, как в выражении «пошел прочь!»). Таким образом «журналистское расследование» установило, что спектакль Бадрамтеатра называется «Руди никогда не прочь». Что тут началось! Разврат! Безнравственность! О-по-ро-чи-ли!..
В принципе ханжеский пересмотр биографий выдающихся деятелей культуры («пересмотр», если не подлог) не в новинку: в недавней книге уфимский краевед доказывал, что никаким геем Нуриев не был, это все придумал и раскрутил КГБ, чтобы отомстить беглецу. Ну что ж, еще немного — и придется придумывать уже так, чтобы и доблестный КГБ оказался ни при чем, и никаким беглецом артист не был…
Это забавная модель ситуации, с которой, возможно, новая идеология столкнется уже массово: слишком много о «старых порядках» сказано за 25 лет, да такого, что нынче, мягко говоря, не в тренде, а то и противоречит некоторым новым законам. Одна только «Галина», мемуарная книга Вишневской, может рассказать неокрепшему юношеству столько, что бессмысленны будут все новые учебники истории с «единым взглядом»…
Как, кстати, быть с автором? С Вишневской, с Ростроповичем, Любимовым, Довлатовым, Аксеновым, Нуриевым и многими-многими другими — с теми, чья эмиграция из СССР последние два десятилетия объявлялась делом совершенно правильным, благим; людям много лет объясняли, что эти великие писатели, артисты, режиссеры etc. правильно сделали, «выбрали свободу», потому что здесь вокруг них было то-то и то-то (с подробностями), — куда теперь эти подробности деть? Теперь, когда говорят, что все здесь было совершенно правильно, а с державного корабля во все времена бегут только крысы?
Вот, кстати. Для оправдания Вишневской и Ростроповича новые идеологи могут позаимствовать как раз советский метод. Когда схлынул революционный угар, надо же было объяснить согражданам — начиная с уроков литературы и музыки в школе, — как же так получилось, что многие классики, всей душой поддерживая «нас», оказались за рубежом? И ковались смешные формулировки про «недопонял», «поздно осознал, но раскаивался»… Юрий Нагибин над ними издевался: «То, что Рахманинов эмигрировал, поистине фантастическим вольтом преподносится в книге как любовь к России, как высшее проявление патриотизма. Рахманинов, подобно Шаляпину, Алехину, Бунину, Гречанинову и иже с ними, испытывал нечеловеческие муки вдали от Родины, эмиграция обрекла его на бесплодие, но возникает естественный вопрос: почему же он не вернулся? Сразу прекратились бы все муки, фонтаном забило бы творчество, но в каком-то мазохистском ослеплении ни один из названных страдальцев не подумал вернуться…» (Дневник, 6 октября 1982 г.). Вуаля, фантастический вольт, как выразился Нагибин, и мы видим ту же интонацию в газетах 2014 года.
Как в каком-нибудь восьмидесятом в «Литературке» новый плохой эмигрант вроде Аксенова или Довлатова уничижительно сравнивался со старым, хорошим, раскаивавшимся вроде Бунина — так и в свежей провластной газете в роли Бунина оказывается Довлатов, а в роли Довлатова — Борис Акунин (именуемый в статье исключительно по паспорту: Георгий Чхартишвили).
И поехали, поехали очищенные от нафталина штампы: «Довлатов покидал страну вынужденно, тяжело, уезжая в неизвестность. Расставание с родной землей стало для него настоящей трагедией…» Довлатов умирал бы со смеху от этих казенных формулировок, многократно высмеянных им в прозе, — но ни его, ни подавляющего большинства его «подельников» уже нет среди живых, поэтому можно смело: «Рудольф Нуриев очень любил женщин и очень хотел вернуться в СССР, но ни того ни другого не позволяли ему злобные западные продюсеры…»
Игорь Савельев
http://ruclubnews.ru/vojna-eto-mir.html
Савельев болван.
ОтветитьУдалитьТатарские фамилии имеют происхождение от имен. Деда Нуриева звали Нури, а не Нуре. Поэтому фамилия отца Рудольфа писалась Нуриев.
Татарские имена русскоязычные склоняли как хотели, обычно на "й", т.е. звали и записывали не Нури, а Нурей, не Вали, а Валей - поэтому у татар чаще на ее - Рудик Нуриев, Шамиль Валеев и т.д.
Удалитьопечателися: НуреЕв, ВалеЕв и т.д.
УдалитьКак, Нуреев ведь по документам башкир. Никакой он не манкурт.
УдалитьИ тут же татар-комплекс. Чуть ли и Наполеон тоже татар-монгол.
ОтветитьУдалитьНасчет Рудольфа Нуреева. Родился на поезде. Отец башкир. Мать неизвестной национальности, поэтому числилась татаркой.
Да правильно. Танцор родился на поезде, на Сибирской дороге. По отцу башкир. Но у татар как у евреев - национальность идет по матери.
УдалитьНу почти цыган. Особенно если учесть что танцевал. Татаам торговать но никак не танцоры. На вид он северный, гайнинский башкир. Ну точно не Баймакский.
УдалитьПричем здесь Савельев?
ОтветитьУдалитьПодобную хню мог написать только активист ГЛБТ и пропагандист западного образа жизни в среде башкир и политический провокатор Эд. Мурзин( девичья фамилия, кажется, Хуснутдинов)
новый плохой эмигрант вроде Аксенова или Довлатова уничижительно сравнивался со старым, хорошим, раскаивавшимся вроде Бунина ......
ОтветитьУдалитьАффтор, а когда Бунин "раскаялся"-то и перед кем? Случайно не перед Нуреевым-Нуриевым или Аксеново-Довлатовым? Врать про "сыно"-дочку великой популяции башкир можете сколько угодно, только Бунина не приплетайте, а то всплывут все его антигейские и противолесбиянские высказывания и выпутываться будет сложней!
Нуриев - татар. Нигде в своих интервью, видео, воспоминаниях он не говорит о себе как башкир. Наоборот, говорит о себе как о татаре.
ОтветитьУдалитьЕсли национальность у евреев по матери, то у всех остальных по отцу.
УдалитьНо татары не являются национальностью - татарское племя монголов + всякие, это в самом деле как бы куча.
Как следствие остатков татар-моголов и всяких - для них все татары, если кто не скажет или не потерял свое происхождение.
Наполеон - татар. Он нигде не говорит о себе как башкир. Неоднократно он говорит о себе о татаре.
ОтветитьУдалитьНаполеон о себе говорит как о татаре, он уже не башкир.
ОтветитьУдалитьЕго корни татарские - со стороны матери идет род самого Бату-хана.
Не оскорбляйте Наполеона. Он точно не манкурт.
ОтветитьУдалитьНапалеон-нац херой башкирнации
УдалитьБашкирская конница в свое время Рашку спасла от Наполеона. А зря. Наполеон хотел спасти русских от рабства - раскрепостить.Да и сами русские не хотели отказаться от рабства.
УдалитьСученок,гитлер тоже Россию спасал.Только 3 четверти при этом уничтожить хотел.
УдалитьРудольф Нуриев. Классный парень. Никакой не голубой. Татарин он или нет ему барбер. Себя он считал башкиром так как это его Родина. Я лично с ним общался и он мне обещал сделать одно дело. После его смерти его обещание сдержали его друзья потому что он их просил сдержать своё обещание. Настоящий мужик . Обещал и сделал. Познакомил меня с ним президент Татарстана Минтемир Шаймиев. Говорить и судить о нём могут только люди которые с ним общались. Остальное блаблаблушки.
ОтветитьУдалитьШизоид. У Нуриева масса интервью и письменных воспоминаний, где он говорит о себе как о татарине. И ни одного - где он себя представляет как башкирина.
УдалитьОпять мы сталкиваемся с башкирской ущербностью, записать в башкиры любого известного персонажа, чтобы вытащить из-под плинтуса башкирское эго, куда его загнал Муртаза Рахимов
Рудольф Нуриев. Классный парень. Никакой не голубой. Просто обычный гей, умерший от СПИДа из-за своей традиционной для башкир ориентации.
ОтветитьУдалитьВы, голубые,требуете себе права трубить всему миру о своих пороках. А мы, просто люди, рожаем, ВОСПИТЫВАЕМ ДЕТИШЕК, РАБОТАЕМ И ДЕЛАЕМ КАРЬЕРУ НЕ ЧЕРЕЗ ...ОПУ, И говорим - отстаньте от нас своими грязными ..... , у нас есть данные богом право жить чисто, облагораживая трудом землю, без Спида и Вич. Вы действительно больные и телом, и мозгом, если свои порочные болезни выставляете и носитесь.
ОтветитьУдалитьРодители Нуриева были татарами-мусульманами. Мама была казанской татарской. Отец, Хамет Нуриев, родился в маленькой деревеньке возле Уфы. Он был человеком, которому советская власть дала возможность выбиться в люди – он стал политруком. Места его службы постоянно менялись. Возить за собой семью было неудобно, поэтому Фарида с маленькими дочерьми оставалась одна. Но когда Хамет получил назначение во Владивосток, она вскоре отправилась вслед за мужем.
ОтветитьУдалитьУскорься сразу до голубых связей Нуриева и сведений от кого он СПИД получил.
Удалить