среда, 12 марта 2014 г.

Башкирский Йыйын. Или что это было 21 февраля?!

Очередное заседание курултая башкир произошло 21 февраля в Уфе. К 21 февралю об этом было написано предостаточно в различных интернет ресурсах. Было свое обсуждение, выдвинуты свои мнения и взгляды за февраль в таких ресурсах как http://maidanrb.blogspot.ru (Майдан РБ),http://rb21vek.com (Сайт традиционалистов Башкортостана), www.kyk-byre.ru (Башкирское общественное движение «Кук Буре») и в др. изданиях.
Но и до этого дня информация о намечающемся заседании курултая башкир была предельно известна и до освещения этого различными изданиями. Вопрос об этом среди активнейшей и не равнодушной части к этой теме башкирской общественности ставился уже давно, поднимался и обсуждался. Причем не один год.

Тема касалась такой стороны башкирской политической и общественной жизни, как роль, позиция и деятельность нынешнего руководства Исполкома Всемирного Курултая башкир.
Нужно задаться вопросом о том, для чего вообще предназначается этот курултай. Коснемся истории. Как известно из тюркской истории многих тюркских народов подобные курултаи играли роль и функцию политического органа тюрков, их управления, выборов и поддержания своего государственного, общественного, межплеменного и национального управления.
Если у русских в истории были земские соборы, то у башкир были свои курултаи, традиционные башкирские народные собрания – йыйыны. 

Превелика история и роль башкирских курултаев йыйынов в истории башкирского народа. Стоит сказать, что они всегда ровно и неотрывно шли всю историю башкирского народа и до нынешнего времени. 

Настолько превелико, что во времена восстаний башкир в 18 веке, чтобы как-то парализовать, усмирить и обуздать восстания и недовольство башкир, царскому режиму приходилось умно и тонко вмешиваться, внедряться и контролировать эти йыйыны. Где-то верхушку башкирского народа всегда пытались подкупать, вербовать, ставить своих подконтрольных, засылать агентов, прямо назначать из царской администрации. 

А на счет таких подконтрольных и «верных», то через них всегда легче уже контролировать, хороводить и вести общественную, политическую и народную жизнь башкирского народа. Что в далеком прошлом, что и сейчас.

Так легче указывать, вести, направлять общественные, политические и народные настроения, мысли и дела. А также заявлять от имени целого народа в той или иной политической ситуации, потребности и работе. 

Конечно же, не без сотрудничества и связи с официальной властью. А как там дела идут, какие кулуарные интриги затеваются не каждому дано знать.

На счет истории, то иногда подобные ходы помогали тактически и стратегически царскому правительству, а иногда нет. Восстания ведь как ни как были весь 18 век. 

Обратимся к одному историческому периоду башкирского народа. Это восстание башкир в 1735 -1740гг., при императрица Анне Иоанновне. Знатоки истории более поймут.

Тогда была организованна Комиссия башкирских дел (1735-1742). Служившая государственным учреждением в Российской империи, образованная правительством по указу императрицы Анны Иоанновны для организации мер по подавлению и наказанию башкир, участвовавших в восстаниях 1735 - 1740 гг.

Тогда были запрещено царским правительством хранить и носить башкирам оружие, запрет на любые кузнечные работы вне городов, запрет не башкирам продавать башкирам любого оружия, даже охотничьего оружия. А также запрет на проведение народных йыйынов (собраний), ограничение числа ахунов (мусульманских служителей), запрет на строительство новых мечетей, отмена выборности старост для башкирских племен с назначением их теперь от царской администрации.

Как говорится хорошо проработали в прошлом, били по самым уязвимым местам того времени и знали где эффективно. 

А после восстания Пугачева царская администрация провела тонкую работу, что в 19 веке не было уже восстаний. Сюда подключили новый образованный орган – религиозное духовное управление за мусульманами и верхушку башкирского народа структурно разделили. Одним дали привилегии, дворянские звания и особые статусы. Что верхи народа были одной стороной включены ближе к царской администрации. А с другой стороны выполняли надзор за своими сородичами и их настроениями. Верное духовенство также содействовало этому.

Весь 19 век башкиры молчали, как в 1917 революция дала возможность пробудиться и заявить о себе многим народам Российской империи. Башкиры во главе зародившегося национального движения во главе Заки Валиди воспользовались этим. 

В период драматических событий 1918 – 1920 гг., было очень много попыток завладеть теми достижениями, за которые пролил кровь башкирский народ. За завоеванную автономию, за управление Малой Башкирии, за башкирское войско, за само управление башкирским народом.
Лидеры башкирского национального движения приложили большие усилия для самостоятельности автономии. Приходилось отбивать атаки от различных политических сторон. От русских националистических кругов, от сторонников татарской буржуазии, от белых и красных. Была заплачена большая цена этому.

Нынешний Всемирный Курултай Башкир в своем названии «Курултай» хотя бы несет и продолжает традицию и дань обозначения наименования исторической традиции. Хотя в настоящее время скорее уже только на уровне этого слова и не более. А об этом вот поподробнее. 

Всемирный Курултай Башкир как организация призванная защищать и отстаивать интересы башкирского народа, создавалась поколениями многих людей, начиная с 1990-х гг. Перестройка, подъем национального движения, парад суверенитетов, распад СССР и либерализация в стране открыли эти возможности. Ими были приложены большие усилия и кропотливая работа на этом пути. 

Расцвет и основная работа ВКБ пришлась на все время правления первого президента РБ М.Г.Рахимова. Являясь с одной стороны политическим инструментом в руках президентской администрации (в других национальных республиках свои национальные организации выполняли также соответствующую функцию перед местной властью), Курултай приносил и свою пользу в реализации прав и интересов башкирского народа, также выполняя права на самоопределение башкирского народа.

Как ни как республика Башкортостан многонациональная республика и наличие таких органов выражающая интересы, мнение и выбор народов (русских, башкир, татар и т.д.) необходимо в таком смешанном обществе. Чтобы на них либо опиралась власть в том или ином вопросе, либо власть через такие подконтрольные органы выполняла свою политику. 

Смена политической власти в РБ с 2010 года, также подкорректировала характер и место ВКБ в общественно-политической жизни башкирского народа и РБ. 

ВКБ за 20 лет при правлении М.Г.Рахимова приобрела большое значение и вес, которая от имени всего башкирского народа и руководства РБ также выражала политические настроения всей РБ, вела федеративные переговоры, споры и отношения с самой Москвой. Смена же власти в 2010 году, уход из под контроля прежнего руководства республики, понимание того, какую политическую роль имеет ВКБ, политические интриги внутри членов ВКБ, а также желание взять контроль на ВКБ, воздействовать и взять под контроль саму организацию ВКБ новым руководством республики с 2010 года привели к тому, что внутри этой организации сменилось прямо 4 руководителя. Видимо также не обходилось без указаний и решений Белого Дома. Как же не быть при делах в такой ситуации ?!

Ситуация с ВКБ, проблемами, вопросами и интересами башкирской части населения РБ прогрессировали последние 3 года. Постепенно за 3 года единственная влиятельная башкирская организация ВКБ теряла и потеряла свое активное и влиятельное место и значение в жизни башкирского народа и РБ. 

Заинтересованность иметь подручный и молчаливый орган также есть и у Белого Дома. Для того, чтобы в ненужное время не сказали и не повели себя не соответствующе без ведома сверху ?!

За это время также назрели и назревают свои национальные проблемы и вопросы башкирского народа (они есть у других народов РБ, речь только пока о башкирском). А сюда относится социально-экономические проблемы, проблемы языка, представительства в органах власти, преследование башкирских политических активистов и общественных деятелей, религиозные проблемы, проблемы культуры, искусства, нехватка бюджета и средств на значимые проекты, проблемы по работе с молодежью, вопросы БСТ, национального издательства, безработица, алкоголизм, не обустроенность, проблемы села и деревень, др. вопросы. 

Иногда отмечают, что башкирское население в РБ не составляет и половины населения РБ (не более 30 %, из 4 млн. населения). Так и есть. Но если смотреть на этническую карту проживания народов в РБ, то увидим, что башкирское население живет компактно на более половине территории РБ (считай более 50 %, как не считать то, как молчать то?!). При этом охватывается весь северо-восток, восток, юго-восток РБ. Остальное население не башкирской национальности вперемешку с башкирами концентрировано в городах, крупных населенных пунктах. 

А сюда уже входят назревающая проблема с 2014 года по планируемому размещению ядерного могильника в Иглинском районе, Кроношпан, проблема вырубки лесов, проблемы продажи земельных участков в районах в ущерб местным жителям и т.д.

Сейчас повторно с 21 февраля 2014 года на посту и во главе ВКБ остается через «выборы» председатель Исполкома Р.Азнабаев и его зам. Х.Ишмуратов.

До этого были проведены собрания различных башкирских национальных движений, по поводу намечавшихся на 21 февраля «выборов», на 20 февраля проведен в Уфе пикет по вопросу несогласия председателю Исполкома Р.Азнабаеву. Было и так ясно, что молчаливая и бездеятельная «реакция» (была ли она?!) руководства ВКБ за последние 3 года на происходящие вопросы и проблемы в РБ, сказываются отрицательно на РБ и состоянии башкирского народа.

Как видно и отношение с двух сторон к заседанию 21 февраля 2014 года было живым и серьезным. Башкирская активная часть ставила целью воздействовать на политический орган ВКБ, провести честные выборы, оживить башкирский политический орган в интересах народа. 

Бурное и активное вмешательство в выборы администрации Белого Дома (закрытость голосования, не допуск СМИ, других активистов из башкир, наличие посторонних людей не имеющих отношения к ВКБ, подставные люди) тоже имело и скрывало свои интересы. 

Видимо в желании держать ситуацию под контролем, скрывалось намерение и цель не допуска пробуждения ВКБ, нежелание смены привычного молчаливого руководства, приход несогласной оппозиции из активнейшей части башкирской общественности в ущерб администрации РБ. А также самое главное, нежелание терять ВКБ как отличный политический подручный инструмент. Вдруг ко времени выборов президента РБ потребуется какое-нибудь доверенное лицо и поддержка от молчаливого ВКБ, голоса в поддержку того или иного кандидата для набора политического рейтинга.

Но вряд ли к этому времени о народе и его проблемах будут думать. Возможно и будут, но на время выборов в политической программе. И не более.

Из всего написанного и прочитанного можно сделать выводы, что ВКБ на сегодняшний момент просто законсервировавшаяся организация. Нельзя сказать, что и добровольно с одной стороны, если даже получаешь от этого хорошие дивиденды. Но и желание других сторон тоже исключать нельзя, если уже во время «выборов» 21 февраля это четко и ясно подтвердилось.

При таком раскладе дел и при таком положении с таким руководством бурное оживление деятельнеости вряд ли будет в ВКБ. Нет, с другой стороны, и потребности создавать другой более независимый орган наподобие ВКБ. Усилия напрасны будут, если нет связи с властью, возможно просто стать и превратиться в очередное общественное движение которых и так не мало, без эффективного влияния на власть и обратной отдачи.

Самое главное, что все так долго продолжаться не может. В мире происходят быстрые перемены, также в России, сильные перемены будут от того, как пойдут события в Украине. В Башкортостане на смену национальным движениям набиравшем оборот в 1990 гг., на смену приходит нарастающее религиозное возрождение. Своя тема для обсуждения есть и там. Также в РБ возможна почва для социально-экономического, экологического, политического протеста в виду ухудшающегося положения в этой области в РБ, а также по проблеме становления гражданского общества.

Башкирский народ за свою историю прошел большие испытания. И он должен знать, что смотреть вперед в будущее можно с уверенностью, зная и опираясь на прошлое, традиции своего народа, его опыт в политики и управлении. Где йыйыны всегда были символом внутренней свободы, самоуправления и независимости, не допуская вмешательства извне.

Уже больше 250 лет прошло после 1735 – 1740 гг. Есть свобода поводить свои собрания йыйыны на местном уровне, образовывать движения, заниматься политической и общественной деятельностью. Также есть свобода строить мусульманам свои мечети, религиозные учреждения, вести богослужение и заниматься образовательной деятельностью.

Но останутся лишь 2 вопроса. А вот 21 февраля 2014 года башкирское собрание йыйын было проведено свободно, независимо и объективно, или же и там была проложена рука царской администрации?

И второй вопрос. И не касается ли первый вопрос в отношении также современных ахунов Башкортостана ?

4 комментария:

  1. кворума не было,после того как несогласные покинули заседание. чинуши проиграли.

    ОтветитьУдалить
  2. Курултай, который лег под ноги колониальной администрации - умер.
    Курултай умер. Что у Хама - это пустое место.
    У башкир пока нет власти, которая выражает его интересы, выражает интересы его страны Башкортостан.
    Будущий Йыйын может решить этот вопрос. Но проводить легально Йыйын в условиях колониальной власти является не возможным. Отсюда выводы.

    ОтветитьУдалить
  3. А вообще, как по закону, высшие чиновники обязательно должны что ли присутствовать в заседаниях общественных организаций и влиять на ход голосования? По закону на них можно ли как-то...?

    ОтветитьУдалить
  4. Рашка. Закон тайга. Медведь прокурор.
    В Башкортостане сейчас закон - тундра Драченино.

    ОтветитьУдалить