20 лет вперед и 16 шагов назад! Конституции Республики Башкортостан сегодня исполнилось 20 лет.
Башкортостан одним из первых регионов в постсоветской России закрепил принципы демократического, правового и социального государства на уровне Конституции.
За 20 лет в основной закон Башкирии изменения вносились четыре раза: в 2000, 2002, 2006 и 2012 годах. В основном изменения были связаны с поправками в федеральном законодательстве. В 2012 году башкирские парламентарии закрепили в Конституции право граждан на выборы главы республики.
Читай по этой теме:
Роберт Загреев. "Права и свободы в новой Конституции Башкортостана: шаг вперёд и 16 шагов назад".
Принятая 3 декабря 2002 года новая Конституция Республики Башкортостан, республиканскими (и даже федеральными) средствами массовой пропаганды преподноситься как шедевр демократической мысли полностью приведенный в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Однако уже при визуальном осмотре новой редакции Конституции Башкортостана, создаётся впечатление, что это не совсем так. И что перед тобой лежит не адаптированный применительно к республике вариант Всеобщей Декларации Прав Человека (каковой по сути своей должна быть Конституция любого демократического государства), а устав какого-нибудь закрытого акционерного общества, - настолько в новой её редакции ужался раздел о правах и свободах граждан и расширился раздел о государственном устройстве республики с мельчайшей детализацией регламента работы Госсобрания и президента.
Более тщательный анализ раздела о правах и свободах граждан лишь усиливает это первоначальное впечатление. Действительно, многие положения основных прав и свобод, являющихся фундаментом большинства развитых демократических государств, в новой редакции сохранены, но и они изложены лишь туманными полунамёками, якобы предполагаются, имеются в виду или как бы сами собой подразумеваются, но не имеют место быть. А всё это вместе взятое даёт возможность двоякого толкования конституционных норм по желанию властей. И такая расплывчатость формулировок по большому счёту таит в себе потенциальную опасность для демократии.
Достаточно взять в руки старую и новую Конституции Республики Башкортостан, сравнить ее в части касающейся прав и свобод граждан, и тогда сразу бросается в глаза что:
1. Из статьи 9 (в старой редакции статья 10) исчезло положение о праве частной собственности на землю, что противоречит ст. 9 Конституции Российской Федерации;
2. Упразднена статья 18 прежней Конституции Башкортостана, отвергавшая войну как средство разрешения споров между государствами и народами и запрещавшая пропаганду войны (и это в то время как она заполонила собой все экраны и газеты), что противоречит п. 1, ст. 20 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года;
3. Из ст. 23 (ранее ст. 28), исчезло положение о запрете пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, что противоречит п. 2, ст.21 Конституции Российской Федерации, ст.5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 2 Конвенции ООН «Против пыток…» от 10 декабря 1984 года;
4. Из ст.24 (ранее ст. 29) исчезло положение о запрете ареста или заключения под стражу иначе, как только по судебному решению, что противоречит п.2 ст.22 Конституции Российской Федерации, а так же ст.9 Всеобщей Декларации Прав Человека;
5. Из ст.29 (ранее ст. 34) упразднен основополагающий для демократии и свободы слова (которой в Башкортостане и раньше-то не было) принцип запрета цензуры, что противоречит п.5, ст.29 Конституции РФ;
6. Из ст.30 (ранее ст. 35) исчез пункт о необходимости соблюдения законов при осуществлении религиозных обрядов (радуйтесь шахиды и вахабиты!), что противоречит п.3 ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах, от 16 декабря 1966 года;
7. В ст. 35 (ранее ст. 40) ранее безусловное право граждан собираться для проведения митингов пикетов и демонстраций отныне будет ограничено соответствующими законами, что противоречит ст. 31 Конституции Российской Федерации;
8. Из ст. 37 (ранее ст. 42) исключен пункт, обязывающий органы государственной власти рассматривать и принимать решения в установленный срок по обращениям граждан. Так, что пишите жалобы. Адрес вы знаете: «на деревню, дедушке»;
9. Из ст. 39 (ранее ст. 44) исчез пункт, запрещавший экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестной конкуренцию (прощай малый бизнес), что противоречит п.2, ст. 34 Конституции Российской Федерации;
10. Из ст. 40 (ранее ст. 46) исчезло право работников на забастовку (это в то время как бастуют все от сантехников из ЖКХ до авиадиспетчеров), что противоречит п.4, ст. 34 Конституции Российской Федерации. Профсоюзы теперь лишены своего главного оружия, и их можно распускать, а значит и ст. 36 Конституции Башкортостана о праве на создание профессиональных союзов теряет смысл;
11. Из ст. 44 (ранее ст.50) исключено положение об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. А это противоречит п. 3, ст. 41 Конституции Российской Федерации. Гражданин! Будь готов к новым фенольным катастрофам!!!
12. Из ст. 48 (ранее ст. 54) исчезли гарантии интеллектуальной собственности, которая сегодня в век информации является основным достоянием общества и двигателем предпринимательской инициативы. И, если идеи - это сегодня самое ценное, то – «Мозги, утекайте за границу!!!»;
13. Из ст. 51 (ранее ст. 58) исключено право граждан на получение бесплатной юридической помощи, и право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, что противоречит ст. 47 и ст. 48 Конституции Российской Федерации и п.2, ст. 27 Всеобщей Декларации Прав Человека;
14. Упразднена ст. 59 провозглашающая презумпцию невиновности, являющейся фундаментом судебно-правовой системы во всех демократических странах, что противоречит ст. 49 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Всеобщей Декларации Прав Человека и в п. 2, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;
15. Упразднена прежняя ст. 60, согласно которой никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, что противоречит ст. 50 Конституции Российской Федерации, а также ст. 11 Всеобщей Декларации Прав Человека и п. 7, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;
16. Полностью упразднена бывшая статья 69-я, устанавливавшая пределы и сроки ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения и перечисляющая статьи раздела прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях, что противоречит ст. 49 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, можно сказать, что и в новой редакции Конституции Республики Башкортостан сохранилось множество противоречий Конституции Российской Федерации, а значит процесс ее приведения в соответствие с федеральной Конституцией далек от завершения. Кроме того, в новой редакции Конституции Башкортостана допущены значительные отступления от норм демократического государства зафиксированных как в российской Конституции, так и в основных международных документах. Причем эти отступления носят ярко выраженную тенденцию, а значит, и не могут рассматриваться как ошибки, упущения или недоработки. Очевидно, что в дальнейшем это отступление от общепризнанных норм демократии и свободного предпринимательства может стремительно нарастать в направлении выгодном для бюрократии, строящей сегодня в России свое полицейское государство.
Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что в новой редакции башкирской Конституции осуществлен и один поистине революционный шаг вперед на пути к демократии. А именно: из ст. 33 (ранее ст. 38) исключено положение, лишающее избирательных прав лиц, находящихся в заключении и сумасшедших. Так, что теперь стало вполне понятным, почему в новом составе Государственного Собрания РБ заседают лишь преступники и дураки.
Постоянные изменения в Конституции Башкирии - результат политических игр людей не знающих Истории, а без знания российской исторической логики мы не можем создать консолидирующую национальную идею, а, значит, и полноценных политических партий, мы не можем определиться с идеологией нормотворчества и бросаемся из крайности в крайность, превращая Конституцию в публичную девку, подкладывая ее под каждого нового российского президента.
Роберт Загреев, Провозвестник МСУ
Башкортостан одним из первых регионов в постсоветской России закрепил принципы демократического, правового и социального государства на уровне Конституции.
За 20 лет в основной закон Башкирии изменения вносились четыре раза: в 2000, 2002, 2006 и 2012 годах. В основном изменения были связаны с поправками в федеральном законодательстве. В 2012 году башкирские парламентарии закрепили в Конституции право граждан на выборы главы республики.
Читай по этой теме:
Роберт Загреев. "Права и свободы в новой Конституции Башкортостана: шаг вперёд и 16 шагов назад".
Принятая 3 декабря 2002 года новая Конституция Республики Башкортостан, республиканскими (и даже федеральными) средствами массовой пропаганды преподноситься как шедевр демократической мысли полностью приведенный в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Однако уже при визуальном осмотре новой редакции Конституции Башкортостана, создаётся впечатление, что это не совсем так. И что перед тобой лежит не адаптированный применительно к республике вариант Всеобщей Декларации Прав Человека (каковой по сути своей должна быть Конституция любого демократического государства), а устав какого-нибудь закрытого акционерного общества, - настолько в новой её редакции ужался раздел о правах и свободах граждан и расширился раздел о государственном устройстве республики с мельчайшей детализацией регламента работы Госсобрания и президента.
Более тщательный анализ раздела о правах и свободах граждан лишь усиливает это первоначальное впечатление. Действительно, многие положения основных прав и свобод, являющихся фундаментом большинства развитых демократических государств, в новой редакции сохранены, но и они изложены лишь туманными полунамёками, якобы предполагаются, имеются в виду или как бы сами собой подразумеваются, но не имеют место быть. А всё это вместе взятое даёт возможность двоякого толкования конституционных норм по желанию властей. И такая расплывчатость формулировок по большому счёту таит в себе потенциальную опасность для демократии.
Достаточно взять в руки старую и новую Конституции Республики Башкортостан, сравнить ее в части касающейся прав и свобод граждан, и тогда сразу бросается в глаза что:
1. Из статьи 9 (в старой редакции статья 10) исчезло положение о праве частной собственности на землю, что противоречит ст. 9 Конституции Российской Федерации;
2. Упразднена статья 18 прежней Конституции Башкортостана, отвергавшая войну как средство разрешения споров между государствами и народами и запрещавшая пропаганду войны (и это в то время как она заполонила собой все экраны и газеты), что противоречит п. 1, ст. 20 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года;
3. Из ст. 23 (ранее ст. 28), исчезло положение о запрете пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, что противоречит п. 2, ст.21 Конституции Российской Федерации, ст.5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 2 Конвенции ООН «Против пыток…» от 10 декабря 1984 года;
4. Из ст.24 (ранее ст. 29) исчезло положение о запрете ареста или заключения под стражу иначе, как только по судебному решению, что противоречит п.2 ст.22 Конституции Российской Федерации, а так же ст.9 Всеобщей Декларации Прав Человека;
5. Из ст.29 (ранее ст. 34) упразднен основополагающий для демократии и свободы слова (которой в Башкортостане и раньше-то не было) принцип запрета цензуры, что противоречит п.5, ст.29 Конституции РФ;
6. Из ст.30 (ранее ст. 35) исчез пункт о необходимости соблюдения законов при осуществлении религиозных обрядов (радуйтесь шахиды и вахабиты!), что противоречит п.3 ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах, от 16 декабря 1966 года;
7. В ст. 35 (ранее ст. 40) ранее безусловное право граждан собираться для проведения митингов пикетов и демонстраций отныне будет ограничено соответствующими законами, что противоречит ст. 31 Конституции Российской Федерации;
8. Из ст. 37 (ранее ст. 42) исключен пункт, обязывающий органы государственной власти рассматривать и принимать решения в установленный срок по обращениям граждан. Так, что пишите жалобы. Адрес вы знаете: «на деревню, дедушке»;
9. Из ст. 39 (ранее ст. 44) исчез пункт, запрещавший экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестной конкуренцию (прощай малый бизнес), что противоречит п.2, ст. 34 Конституции Российской Федерации;
10. Из ст. 40 (ранее ст. 46) исчезло право работников на забастовку (это в то время как бастуют все от сантехников из ЖКХ до авиадиспетчеров), что противоречит п.4, ст. 34 Конституции Российской Федерации. Профсоюзы теперь лишены своего главного оружия, и их можно распускать, а значит и ст. 36 Конституции Башкортостана о праве на создание профессиональных союзов теряет смысл;
11. Из ст. 44 (ранее ст.50) исключено положение об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. А это противоречит п. 3, ст. 41 Конституции Российской Федерации. Гражданин! Будь готов к новым фенольным катастрофам!!!
12. Из ст. 48 (ранее ст. 54) исчезли гарантии интеллектуальной собственности, которая сегодня в век информации является основным достоянием общества и двигателем предпринимательской инициативы. И, если идеи - это сегодня самое ценное, то – «Мозги, утекайте за границу!!!»;
13. Из ст. 51 (ранее ст. 58) исключено право граждан на получение бесплатной юридической помощи, и право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, что противоречит ст. 47 и ст. 48 Конституции Российской Федерации и п.2, ст. 27 Всеобщей Декларации Прав Человека;
14. Упразднена ст. 59 провозглашающая презумпцию невиновности, являющейся фундаментом судебно-правовой системы во всех демократических странах, что противоречит ст. 49 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Всеобщей Декларации Прав Человека и в п. 2, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;
15. Упразднена прежняя ст. 60, согласно которой никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, что противоречит ст. 50 Конституции Российской Федерации, а также ст. 11 Всеобщей Декларации Прав Человека и п. 7, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;
16. Полностью упразднена бывшая статья 69-я, устанавливавшая пределы и сроки ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения и перечисляющая статьи раздела прав и свобод, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях, что противоречит ст. 49 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, можно сказать, что и в новой редакции Конституции Республики Башкортостан сохранилось множество противоречий Конституции Российской Федерации, а значит процесс ее приведения в соответствие с федеральной Конституцией далек от завершения. Кроме того, в новой редакции Конституции Башкортостана допущены значительные отступления от норм демократического государства зафиксированных как в российской Конституции, так и в основных международных документах. Причем эти отступления носят ярко выраженную тенденцию, а значит, и не могут рассматриваться как ошибки, упущения или недоработки. Очевидно, что в дальнейшем это отступление от общепризнанных норм демократии и свободного предпринимательства может стремительно нарастать в направлении выгодном для бюрократии, строящей сегодня в России свое полицейское государство.
Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что в новой редакции башкирской Конституции осуществлен и один поистине революционный шаг вперед на пути к демократии. А именно: из ст. 33 (ранее ст. 38) исключено положение, лишающее избирательных прав лиц, находящихся в заключении и сумасшедших. Так, что теперь стало вполне понятным, почему в новом составе Государственного Собрания РБ заседают лишь преступники и дураки.
Постоянные изменения в Конституции Башкирии - результат политических игр людей не знающих Истории, а без знания российской исторической логики мы не можем создать консолидирующую национальную идею, а, значит, и полноценных политических партий, мы не можем определиться с идеологией нормотворчества и бросаемся из крайности в крайность, превращая Конституцию в публичную девку, подкладывая ее под каждого нового российского президента.
Роберт Загреев, Провозвестник МСУ
Как декларация прав человека.Декларация есть,а прав человека нет.
ОтветитьУдалить