понедельник, 8 апреля 2013 г.

Художник должен быть голодным?

 Руководители художественных театров Башкирии ждут от власти денег, квартир и званий

28 марта в Госсобрании прошли парламентские слушания по проблеме совершенствования законодательства в области культуры. В них участвовали депутаты, представители Министерства культуры и Союза театральных деятелей Башкирии, руководители театров.

Разговор (запись которого мы передаём в сжатом виде) вышел за рамки обозначенной тематики.


Итогом стало принятие рекомендаций правительству, Госсобранию и Минкульту РБ, призванных улучшить положение театров.


«Драматурги перестали писать»

Ахтям Абушахманов, председатель Союза театральных деятелей РБ:

В государственных театрах должно быть два руководителя: директор, ответственный за финансы, хозяйство и творческую атмосферу, и худрук - режиссёр или дирижёр, отвечающий за качество продукции и репертуарную политику.

Неадекватная оплата труда губительна для творческого процесса. Гонорары низкие, от 30 000 до 70 000 руб. за пьесу. Драматурги перестали писать. 30 000 – полумесячный  оклад артиста Екатеринбургского театра оперы и балета. А пьеса пишется годами. Надо поддержать наших авторов, создающих материал для постановок.

Несправедлива и система награждения почётными званиями, вследствие чего хорошие артисты вынуждены покидать Башкирию.

Олег Ханов, художественный руководитель Башкирского театра драмы им. М. Гафури:

Необходимы совершенствование национальной драматургии, создание условий для башкирских драматургов, реализация программы стажировки деятелей культуры за пределами республики и за рубежом. Для оживления межкультурных контактов надо приглашать видных театральных деятелей на экспериментальные постановки, возродить традиции полноценных гастролей, в том числе зарубежных. Для повышения престижа профессии и мотивации - поднять материально-техническую базу учреждений культуры, скорректировать систему оплаты труда и заняться решением жилищной проблемы артистов.

«Театр вынужден ложиться под зрителя»

Михаил Рабинович, художественный руководитель Русского драматического театра РБ:

Трудно поверить, что что-то может измениться, и не хочется думать, что встреча продиктована не заботой о театре, а предвыборной пиар-компанией... Конечно, решение большей части проблем зависит от Госдумы, но ей сегодня не до театра: у нее свои пьесы и свои артисты. Даже имеющиеся законы и программы, направленные на развитие театрального дела, не исполняются. В ежегодном послании к Госсобранию Рустэм Хамитов сказал, что в республике будет ежегодно выделяться 100 млн рублей в виде грантов на значительные творческие проекты и 50 млн рублей – на приобретение жилья для работников культуры. Это было бы замечательно. Но проходит первый квартал – и какая-то подозрительная тишина. А хочется, чтобы желания совпадали с возможностями.

Сегодня, чтобы платить зарплату и ставить спектакли, театр должен зарабатывать сам. К тому же в 2013 году финансирование госзаказа снизилось по сравнению с 2012-м на 15%. Так в репертуаре появляются низкопробные постановки. Театр вынужден ложиться под зрителя, которому это нравится, он уже не хочет смотреть другое: «У нас в жизни достаточно драм и трагедий. Мы приходим в театр отдохнуть». Так мы теряем прежний театр, который участвовал в формировании общественного сознания, принимал как личную боль проблемы страны, будоражил чувства.

Введение контрактной системы позволит в разы увеличить зарплаты и избежать лишних конфликтов в творческом коллективе, зачастую спровоцированных неверными назначениями.

Некоторые артисты считают, что им все дозволено, они сами решают, кто должен работать в театре, что играть, кого приглашать и т.п. Контракт - жёсткая мера, поэтому необходимо разработать систему социальной защиты артистов.

Что касается Русского театра, то он работает в условиях незаконченной реконструкция, которая осложнилась финансовыми махинациями со стороны генподрядчика. Каждый вечер, когда артисты входят на сцену, возникает мысль: «Хоть бы ничего не произошло». Если ждать дальше, придётся делать ещё одну реконструкцию. За эти безобразия никто не наказан.

«У кого деньги – тот и руководитель»

Рустэм Сабитов, генеральный директор Башкирского театра оперы и балета:

Коллективу приходится выполнять функции трёх театров музкомедии, оперного и детского. Но получаемые сейчас деньги не позволяют ставить что-то стоящее.

Зрителей сегодня не возьмешь скромными постановками, он избалован и требует зрелищности и новых имен. Без приглашённых солистов работать нельзя, а наша труппа укомплектована главным образом выпускниками Уфимской академии искусств и Уфимского хореографического училища. Как играл бы «Салават Юлаев», будь он укомплектован только игроками местной школы?

Приглашённым звёздам приходится платить из постановочного фонда, в то время как на это должна быть предусмотрена особая статья.

Пришлось долго уговаривать Юрия Григоровича поставить у нас знаменитый «Спартак» Хачатуряна. 30-31 мая пройдёт премьера, но она «съела» все деньги, отпущенные на постановки. Обнадёживает, что президент республики обещал выделять деньги на знаковые спектакли.

В очереди на получение квартир в коллективе стоят 85 человек.

Я специально пригласил наших солистов, семейную пару Екатерину и Яна Лейше - посмотрите, какие красавцы! Но у них нет жилья, приходится тратить немалые средства на съём…

Голос из зала: А были бы некрасивые – жильё не надо?

…Некрасивым тоже надо. Как и ветеранам, которых немало в числе очередников.

Что касается двойного управления театром, о чём говорил Абушахманов, то руководителем должен быть творческий человек-профессионал. У кого деньги, тот и руководитель.

Светлана ИСТОМИНА
http://u7a.ru/articles/culture/5110


Комментариев нет:

Отправить комментарий