"Без МСУ не будет гражданского общества. А без общества не будет настоящих народных партий и парламента, а мы так и будем свидетелями того, что любые партии рано или поздно попадают под контроль власти или их аппараты начинают работать сами на себя, вырождаясь в диктатуру КПСС".
Провозвестник МСУ Р.Загреев
из статьи "Победа народа неизбежна!"
К концу 1980-х годов Башкирская АССР, как национально-территориальное образование, являлась частью централизованной унитарной системы, функционирование которой обеспечивалось республиканскими структурами Коммунистической партии. Несмотря на конституционно закрепленные статус и полномочия, местные органы власти фактически не играли самостоятельной роли, составляя одно из нижних звеньев партийного управления.
Представительные органы власти (Верховный Совет, местные советы), также слабо влияли на решения, принимаемые на партийном уровне. Однако с началом провозглашенной М. Горбачевым политики «перестройки», направленной на децентрализацию и либерализацию советской системы, ситуация в республике резко меняется.
Возникают новые партии, общественные и национальные движения, растет активность населения. В этих условиях возрастает роль и Верховного Совета БАССР, который постепенно становиться ведущей силой в процессе становления новой политической системы региона.
Формирование местной парламентской системы прошло через несколько этапов и системных трансформаций, начало которым было положено 4 марта 1990 г. когда в БАССР впервые состоялись выборы на демократической основе в республиканские и местные Советы, проходившие под знаком повышения значения Советов в управлении страной. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС дала больший импульс для возникновения новых партий и движений. Несмотря на то, что они оказались слабо представлены в Верховном Совете, тем не менее, выборы прошли на альтернативной основе и 77,1% депутатов были избраны впервые. О том, что данный орган к этому времени стал главной политической силой, говорит тот факт, что в работе Верховного Совета приняли участие также члены правительства республики, ответственные секретари горкомов и районных Советов, председатели исполкомов городских и районных Советов народных депутатов, не являющиеся народными депутатами БАССР [1].
На открывшейся 4 апреля 1990 г. первой сессии состоялись выборы и нового председателя ВС БАССР. На этот пост выдвинулись 8 народных депутатов. В итоге в ходе жестких конкурентных выборов М. Рахимов, опередив во втором туре первого секретаря Стерлитамакского горкома лишь на 28 голосов, стал главой нового парламента. В своем программном докладе перед депутатами новоизбранного парламента он заявил о необходимости скорейшего решения назревших проблем, расширения экономического и политического суверенитета республики при сохранении социально ориентированной системы защиты населения. М. Рахимов также предложил двухпалатную структуру парламента (Съезд - Верховный Совет) [2, с. 28-30].
Первая сессия проходила под пристальным общественным вниманием. В столице республики, на площади перед зданием, где проходило заседание Верховного Совета, в этот день собралось большое количество простых граждан, представителей национальных и общественных объединений. В избрании М. Рахимова определенную роль сыграло также и то, что он был башкир по национальности, в то время как первым секретарем обкома БАССР был русский, а председатель Совета Министров М. Миргазямов татарином. Таким образом была соблюдена советская традиция равного представительства наиболее крупных национальностей республики в высшем руководстве [3, с.7]. На этой сессии был сформирован Президиум Верховного Совета, а также 11 постоянных комиссий.
Возросшие полномочия местного парламента дали широкую возможность для принятия собственных правовых актов в решении республиканских социально-экономических проблем без постоянной оглядки на Центр. Это стало возможным также в виду того, что произошло значительное расширение полномочий республиканского представительного органа. Помимо законодательных и представительных, Верховный Совет стал выполнять также и распорядительные функции. Формирование республиканского правительства – Совета Министров, избрание Верховного Суда и народных судей – все это также вошло в систему его полномочий. Парламент мог выразить вотум недоверия Совету Министров, который должен был выполнять, согласно Конституции, в основном управленческие функции в социально-экономической сфере. Члены правительства БАССР не могли иметь статуса депутата Верховного Совета [4, с. 169].
Особая роль принадлежала председателю Верховного Совета республики. Помимо чисто организационных полномочий, в круг его обязанностей входило представление законодательному органу кандидатур на должности председателя Совета Министров и Верховного Суда, главного государственного арбитра. Иными словами, он исполнял функции спикера, главы республики и главы правительства [5, с. 218].
Первые месяцы работы Верховного Совета Башкирской АССР показали, что он стал ведущей политической силой республики. Влияние его руководства постоянно росло, несмотря на то, что параллельно возрастало влияние на общественное сознание национальных и политических организаций.
Накануне принятия Декларации о суверенитете БССР в республике образовалось три центра официальной политической власти. Это избранный на волне демократизации в марте 1990 г. Верховный Совет во главе с М. Рахимовым, Совет Министров во главе с М. Миргазямовым, и республиканский обком партии с группой партийно-хозяйственной номенклатуры [4, с. 187].
Однако реальной политической силой к этому моменту обладал лишь башкирский парламент, поскольку в массовом сознании он был наиболее легитимным органом как избранный на принципиально новой основе. К нему тяготела, прежде всего, национальная интеллигенция, представители СМИ, различные слои населения. Совет Министров БАССР, Башкирский обком партии такой легитимностью в глазах населения не обладали, хотя фактически к этому моменту они постепенно перешли на позиции умеренного экономического суверенитета [6].
Политический процесс в республике шел сложно, постоянно возникали новые точки противостояний, конфликтов. Так, сразу же после принятия Декларации наступает незначительный период «двоевластия» в республике. Исходя из действующего на тот момент Регламента Верховного Совета, его Президиум и высший исполнительный орган власти – Совет Министров обладали практически равновеликими полномочиями и одинаковой ответственностью перед законодательным собранием. Это юридическое несоответствие привело к формированию двух центров в системе власти. Отражением этого процесса стал конфликт между председателем Совмина М. Миргазямовым и М. Рахимовым.
Фактически с этого момента в регионе начинается поворот к авторитаризму. Летом 1991 г. Верховным Советом были внесены соответствующие поправки в Конституцию БССР. Повышение статуса руководящих органов парламента мотивировалось необходимостью укрепления самостоятельности республиканских органов власти и в целом было созвучно процессам, происходящим в других регионах, в которых именно в это время учреждался институт президентства. В итоге 143 голосами поправки в Конституцию были приняты за основу. В ходе голосования они были поддержаны 221 депутатом. Против проголосовало двое, семь человек воздержались [4, с. 174].
В соответствии с внесенными поправками в ст. 102 и 103 Конституции, председатель Верховного Совета приобрел статус высшего должностного лица республики, осуществляющего представительство в отношениях с органами Союза ССР, РСФСР, включая международный уровень, получил право издавать указы и распоряжения, обязательные на всей территории республики. Другим важным моментом явилось то, что председатель получил возможность вносить предложения в парламент, а между сессиями – в Президиум по изменению и преобразованию структуры и персонального состава правительства, других органов исполнительной власти и назначаемых ими должностных лиц. Глава правительства и его члены должны были теперь согласовывать все назначения с председателем Верховного Совета [7].
Кроме того, прерогативой руководителя высшего представительного органа стало внесение предложений по персональному составу Комитета конституционного надзора. Поправки в ст. 111 и 112 закрепили подотчетность Совета Министров перед Президиумом Верховного Совета. Из поправок в ст. 115 и 117 следовало, что, выполняя свои функции, республиканские органы исполнительной власти должны были руководствоваться не только решениями Верховного Совета, но и решениями его председателя и Президиума. Поправки в ст. 102 Конституции закрепили за заместителями председателя Верховного Совета координирующую роль в отношении комиссий. Было установлено также, что заместители председателя осуществляют подготовку вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом [4, с. 174].
Эти процессы вполне логично привели к созданию института президентства. В 1993 г. прошли выборы главы республики, им стал М. Рахимов. 24 декабря, Верховный Совет республики принял новую Конституцию Республики Башкортостан. На следующий день, президент РБ принес присягу и вступил в должность. В новой Конституции республики был четко определен конституционный статус президентской власти. Являясь высшим должностным лицом, осуществляющим контроль и координацию ветвей власти, должен был руководить деятельностью Кабинета Министров (ст.96, пункт 7) [8, с. 37].
Совет Министров и пост председателя СМ были, таким образом, упразднены. Президент наделялся правом назначения и освобождения глав администраций районов и городов, получив тем самым возможность создания жесткой вертикали власти в республике. В ведение президента было отдано право формирования правительства республики – Кабинета Министров, но для назначения Премьер-министра требовалось согласие Государственного Собрания. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан назначались и освобождались от должности Президиумом (статья 101) [8, с. 31].
Чуть позднее, 6 января 1994 г. указом президента была сформирована Администрация Президента Республики Башкортостан. Она была создана за счет соответствующего сокращения Секретариата Верховного Совета и аппарата Управляющего Делами правительства. 28 марта 1994 г. указом главы региона был сформирован аппарат президента в составе Государственного секретаря, руководителя Администрации Президента и секретаря Совета безопасности и их служб. Тем же указом были утверждены Положение об аппарате Президента РБ и структуре аппарата Президента. Был также образован Президентский Совет как высший консультативный и совещательный орган [9, с. 392].
В соответствии с новой Конституцией в республике был создан двухпалатный парламент – Государственное Собрание – Курултай, состоящий из Палаты Представителей и Законодательной. В Палату Представителей Государственного Собрания было определенно 154 депутатских мест, в Законодательную – 40.
2 марта 1994 г. парламент принял закон «О Государственном Собрании», а 13 октября 1994 г. - закон «О выборах депутатов Государственного Собрания». По принятому закону, в Палату представителей депутаты должны были избираться на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ районов, городов, районов в городе. В Законодательную палату, работающую на постоянной основе, должны были избираться депутаты также по мажоритарной системе в примерно равных по численности одномандатных округах [5, с. 230].
5 марта 1995 г. прошли первые выборы в Государственное Собрание. Следующие выборы прошли в марте 1999 г. где также выявилась линия на усиление авторитарных тенденций. Республиканскими властями еще осенью 1998 г. были внесены поправки и изменения в действующий кодекс о выборах и в закон «О Государственном Собрании РБ». Было сокращено количество депутатов в верхней и нижней палатах Госсобрания. Если верхняя палата, состоявшая из 154 депутатов, была сокращена на 10 человек, то нижняя - почти на четверть, с 40 до 30 мест. Наиболее активно к выборам готовились коммунисты. Они заняли достаточно определенную позицию по вопросам местной политики. По инициативе КПРБ во многих городах и районах республики состоялись акции протеста. В декабре 1998 г. коммунисты провели съезд, на котором была принята предвыборная платформа КПРБ. Съездом было принято решение выдвинуть 27 кандидатов в депутаты в Государственное Собрание РБ.
Выборы депутатов в Госсобрание и местные Советы прошли 14 марта 1999 г. Явка избирателей по республике в целом составила 59%, что для Башкортостана было сравнительно невысоким показателем. Лишь две партии официально выдвинули своих кандидатов: КПРФ - десять и ЛДПР - одного. В конечном итоге только коммунистам удалось зарегистрировать 7 кандидатов. По итогам выборов нижняя палата обновилась почти наполовину. Из левых в нижнюю палату были избраны два представителя КПРФ и один представитель РКРП. Местной организации КПРФ не удалось провести ни одного из 27 кандидатов, выдвинутых на республиканском съезде КПРБ в конце 1998 г. [5, с. 240].
В дальнейшем развитии парламента РБ шло в спокойном, рабочем режиме, в русле поступательного конституционно-правового законотворчества.
16 марта 2003 г. состоялись выборы депутатов III созыва. Они проводились по мажоритарной системе. Курултай Республики Башкортостан стал однопалатным и состоял из 120 депутатов. Срок полномочий был увеличен до пяти лет. Выборы депутатов IV созыва состоялись 2 марта 2008 г. Они проводились по смешанной системе: половина депутатов (60) избиралась по пропорциональной системе, а другая (60) — по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы. Депутаты IV созыва стали работать в Курултае на постоянной (17 депутатов) и непостоянной основе (103 депутата).
Следующая страница в развития башкирского парламента началась с момента смены власти в республике. Новым главой региона Р. Хамитовым были инициированные реформы по модернизации политической системы РБ, коснулось это и деятельности Госсобрания. 8 сентября 2013 года прошли выборы депутатов в Курултай РБ. В отличие от предыдущих, эта кампания вызвала повышенный интерес со стороны экспертного сообщества и различных политических акторов, стала показателем возникновения новых тенденций в этой сфере.
Впервые в избирательной кампании участвовало 19 региональных отделений политических партий. По единому республиканскому округу были зарегистрированы списки кандидатов 12 местных отделений политических партий – в общей сложности 1232 кандидата. Семь региональных отделений выдвигали своих кандидатов только по одномандатным округам – всего 383 кандидата. Конкурс кандидатов по одномандатным округам был достаточно высоким – от четырех до 11 человек на место.
Наконец 8 сентября наступил день голосования. Явка избирателей на этих выборах составила 53 процента, что в целом нехарактерно для Башкирии, но неплохо сравнительно с аналогичными показателями в других субъектах РФ. Традиционно высокую активность (свыше 90 процентов) продемонстрировали избиратели сельских районов. Из городов наиболее высокой была явка в Салавате (35 процентов), Кумертау (чуть выше 33 процентов), Сибае (29 процентов). В Уфе наибольшую активность проявили избиратели Демского района — свыше 44 процентов [10].
В итоге в башкирский парламент, преодолев семипроцентный барьер, прошли лишь: региональное отделение КПРФ, набравшее 11,7 процента голосов (6 мандатов) и отделение партии «Единая Россия» - 76 процента голосов избирателей (49 мандатов). По одномандатным округам единороссы одержали победу в 39 из 55 округов. Кандидаты от КПРФ получили мандаты в четырех округах, от ЛДПР – в трех округах. Интересно, что по некоторым округам прошли представители трех, до этого мало кому известных в Башкирии, партий — «Патриотов России», «Альянса Зеленых – Народной партии» и «Партии Социальной Солидарности» [10].
Показательно также, что в Госсобрание пятого созыва прошли и кандидаты от партий, которые одновременно являются представителями ряда национальных организаций Башкирии. Это важный факт, учитывая, что в республике этнонациональные объединения традиционно играют более важную роль, чем отделения российских партий (кроме, «партии власти», конечно) [11, с.127]. К примеру, от Собора русских РБ прошли его председатель В. Пчелинцев, Е. Родина; от НКА татар Республики Башкортостан - Р. Утяшева (также является председателем Совета), Р. Асадуллин. Председатель МСОО «Всемирный курултай башкир» Р. Азнабаев, члены исполкома – Х. Ишмуратов, И. Габитов, И. Аблязов, Ю. Ильясова и др. Другими словами этнический баланс в парламенте между представителями трех крупных народов региона – башкир, русских, татар – в целом соблюден, что в дальнейшем может стабилизировать ситуацию в этом вопросе.
С формальной точки зрения состав нового парламента стал более демократичным, ее политическая палитра более разнообразной, однако следует признать, что он по-прежнему остался институтом, находящимся под сильным влиянием исполнительной власти. С другой стороны все эти процессы вполне укладываются в логику создания региональной версии «управляемой демократии», соответствуют общероссийским тенденциям [12, с.207].
Говоря в целом о становлении парламентской системы республики в 1990-2015 гг. необходимо выделить, на наш взгляд, два ключевых момента.
В начале 90-х годов шло бурное развитие основ парламентаризма в регионе, когда в условиях кризиса партийной системы фактически произошёл переход к «парламентской республике». Однако в последующем, с установлением президентского авторитаризма, демократические тенденции внутри парламента заметно слабели, поле самостоятельных действий постоянно сужалось. Сегодня данную ситуацию можно по-разному оценивать, однако тогда это было продиктовано общей логикой социально-политических процессов, которые шли не только в республике, но и в целом по России (в сущности, они и подготовили условия для «неоконсервативного поворота» В. Путина).
Тем не менее, даже при снижении его статусно-ролевого положения по отношению к исполнительной власти, несомненна стабилизирующая, позитивная роль парламента, которую он всегда играл в общественной жизни региона. И, прежде всего, в качестве одного из влиятельных центров умеренно-консервативных, конструктивных сил в политическом пространстве Башкортостана.
На наш взгляд, опыт развития парламентской системы Украины (Верховной Рады) красноречиво показал, что при сохранении принципов западноевропейских демократий (что, естественно, идет за счет ослабления президентской власти), общие политические процессы, в конечном счете, принимают неконтролируемый характер, могут обрушить всю политическую конструкцию государства.
Госсобрание-Курултай РБ, как исторический правопреемник Верховного Совета БАССР, не стал и не мог стать парламентом западного типа, как не стал таковым и его федеральный аналог в лице Государственной Думы.
Сегодня уже ясно, что парламентская система в России исторически была и может быть лишь представительным органом соборного типа, в котором отражены основные политические группы и сегменты российского общества. Соответственно чем точнее и богаче представлена в ней существующая социальная структура общества (в том числе и в национальном срезе), тем выше ее политическая и общественная легитимность. Парадокс же ситуации в том, что стремящаяся к постоянному усилению представительских функций современная парламентская система РФ (активно критикуемая российскими либералами-западниками за формализм и консерватизм), достаточно успешна с этой точки зрения, и, как ни странно, более справедлива. Поскольку, в случае проведения максимально открытых и чистых выборов есть риск, что состав парламента в идеологическом плане может в итоге стать крайне однородным, в котором вряд ли найдется место для сторонников даже самых умеренных либерально-ориентированных сил.
Источники и литература:
1. Вечерняя Уфа. 1990. 5 апреля.
2. Стенографический отчёт Верховного Совета Башкирской АССР XII созыва. I сессия Верховного Совета. Уфа, 1990.
3. Й. Гревингхольт. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму. Уфа, 2004.
4. Азнагулов В.Г., Хамитова З.Г.Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Уфа, 2005.
5. Регионы России: хроника и руководители. Т.8. Республика Башкортостан / Под ред. К. Мацузато. Екатеринбург, 2003.
6. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.221. Д.7.Л.3.
7. Закон Башкирской ССР от 20 июня 1991г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Башкирской социалистической республики» //Этнополитическая мозаика Башкортостана. М. 1992. Т. 1.
8. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 1995.
9. Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. №5.
10. В Башкирии явка избирателей на выборах в Госсобрание превысила 53 процента // www.bashinform.ru/news/574840/.
11. Буранчин А.М. Этнополитическое развитие Республики Башкортостан в 1990-2000 гг. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 180 с.
12. Буранчин А.М., Вахитов Р.Р., Демичев И.В. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в Республике Башкортостан». Уфа: «ДизайнПресс», 2014. – 240 с.
А. Хайбуллин, специально для сайта «РБ – XXI век»
http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/844-stanovlenie-i-razvitie-parlamentskoy-sistemy-respubliki-bashkortostan-v-postsovetskiy-period-1990-2015-gg.html
Провозвестник МСУ Р.Загреев
из статьи "Победа народа неизбежна!"
К концу 1980-х годов Башкирская АССР, как национально-территориальное образование, являлась частью централизованной унитарной системы, функционирование которой обеспечивалось республиканскими структурами Коммунистической партии. Несмотря на конституционно закрепленные статус и полномочия, местные органы власти фактически не играли самостоятельной роли, составляя одно из нижних звеньев партийного управления.
Представительные органы власти (Верховный Совет, местные советы), также слабо влияли на решения, принимаемые на партийном уровне. Однако с началом провозглашенной М. Горбачевым политики «перестройки», направленной на децентрализацию и либерализацию советской системы, ситуация в республике резко меняется.
Возникают новые партии, общественные и национальные движения, растет активность населения. В этих условиях возрастает роль и Верховного Совета БАССР, который постепенно становиться ведущей силой в процессе становления новой политической системы региона.
Формирование местной парламентской системы прошло через несколько этапов и системных трансформаций, начало которым было положено 4 марта 1990 г. когда в БАССР впервые состоялись выборы на демократической основе в республиканские и местные Советы, проходившие под знаком повышения значения Советов в управлении страной. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС дала больший импульс для возникновения новых партий и движений. Несмотря на то, что они оказались слабо представлены в Верховном Совете, тем не менее, выборы прошли на альтернативной основе и 77,1% депутатов были избраны впервые. О том, что данный орган к этому времени стал главной политической силой, говорит тот факт, что в работе Верховного Совета приняли участие также члены правительства республики, ответственные секретари горкомов и районных Советов, председатели исполкомов городских и районных Советов народных депутатов, не являющиеся народными депутатами БАССР [1].
На открывшейся 4 апреля 1990 г. первой сессии состоялись выборы и нового председателя ВС БАССР. На этот пост выдвинулись 8 народных депутатов. В итоге в ходе жестких конкурентных выборов М. Рахимов, опередив во втором туре первого секретаря Стерлитамакского горкома лишь на 28 голосов, стал главой нового парламента. В своем программном докладе перед депутатами новоизбранного парламента он заявил о необходимости скорейшего решения назревших проблем, расширения экономического и политического суверенитета республики при сохранении социально ориентированной системы защиты населения. М. Рахимов также предложил двухпалатную структуру парламента (Съезд - Верховный Совет) [2, с. 28-30].
Первая сессия проходила под пристальным общественным вниманием. В столице республики, на площади перед зданием, где проходило заседание Верховного Совета, в этот день собралось большое количество простых граждан, представителей национальных и общественных объединений. В избрании М. Рахимова определенную роль сыграло также и то, что он был башкир по национальности, в то время как первым секретарем обкома БАССР был русский, а председатель Совета Министров М. Миргазямов татарином. Таким образом была соблюдена советская традиция равного представительства наиболее крупных национальностей республики в высшем руководстве [3, с.7]. На этой сессии был сформирован Президиум Верховного Совета, а также 11 постоянных комиссий.
Возросшие полномочия местного парламента дали широкую возможность для принятия собственных правовых актов в решении республиканских социально-экономических проблем без постоянной оглядки на Центр. Это стало возможным также в виду того, что произошло значительное расширение полномочий республиканского представительного органа. Помимо законодательных и представительных, Верховный Совет стал выполнять также и распорядительные функции. Формирование республиканского правительства – Совета Министров, избрание Верховного Суда и народных судей – все это также вошло в систему его полномочий. Парламент мог выразить вотум недоверия Совету Министров, который должен был выполнять, согласно Конституции, в основном управленческие функции в социально-экономической сфере. Члены правительства БАССР не могли иметь статуса депутата Верховного Совета [4, с. 169].
Особая роль принадлежала председателю Верховного Совета республики. Помимо чисто организационных полномочий, в круг его обязанностей входило представление законодательному органу кандидатур на должности председателя Совета Министров и Верховного Суда, главного государственного арбитра. Иными словами, он исполнял функции спикера, главы республики и главы правительства [5, с. 218].
Первые месяцы работы Верховного Совета Башкирской АССР показали, что он стал ведущей политической силой республики. Влияние его руководства постоянно росло, несмотря на то, что параллельно возрастало влияние на общественное сознание национальных и политических организаций.
Накануне принятия Декларации о суверенитете БССР в республике образовалось три центра официальной политической власти. Это избранный на волне демократизации в марте 1990 г. Верховный Совет во главе с М. Рахимовым, Совет Министров во главе с М. Миргазямовым, и республиканский обком партии с группой партийно-хозяйственной номенклатуры [4, с. 187].
Однако реальной политической силой к этому моменту обладал лишь башкирский парламент, поскольку в массовом сознании он был наиболее легитимным органом как избранный на принципиально новой основе. К нему тяготела, прежде всего, национальная интеллигенция, представители СМИ, различные слои населения. Совет Министров БАССР, Башкирский обком партии такой легитимностью в глазах населения не обладали, хотя фактически к этому моменту они постепенно перешли на позиции умеренного экономического суверенитета [6].
Политический процесс в республике шел сложно, постоянно возникали новые точки противостояний, конфликтов. Так, сразу же после принятия Декларации наступает незначительный период «двоевластия» в республике. Исходя из действующего на тот момент Регламента Верховного Совета, его Президиум и высший исполнительный орган власти – Совет Министров обладали практически равновеликими полномочиями и одинаковой ответственностью перед законодательным собранием. Это юридическое несоответствие привело к формированию двух центров в системе власти. Отражением этого процесса стал конфликт между председателем Совмина М. Миргазямовым и М. Рахимовым.
Фактически с этого момента в регионе начинается поворот к авторитаризму. Летом 1991 г. Верховным Советом были внесены соответствующие поправки в Конституцию БССР. Повышение статуса руководящих органов парламента мотивировалось необходимостью укрепления самостоятельности республиканских органов власти и в целом было созвучно процессам, происходящим в других регионах, в которых именно в это время учреждался институт президентства. В итоге 143 голосами поправки в Конституцию были приняты за основу. В ходе голосования они были поддержаны 221 депутатом. Против проголосовало двое, семь человек воздержались [4, с. 174].
В соответствии с внесенными поправками в ст. 102 и 103 Конституции, председатель Верховного Совета приобрел статус высшего должностного лица республики, осуществляющего представительство в отношениях с органами Союза ССР, РСФСР, включая международный уровень, получил право издавать указы и распоряжения, обязательные на всей территории республики. Другим важным моментом явилось то, что председатель получил возможность вносить предложения в парламент, а между сессиями – в Президиум по изменению и преобразованию структуры и персонального состава правительства, других органов исполнительной власти и назначаемых ими должностных лиц. Глава правительства и его члены должны были теперь согласовывать все назначения с председателем Верховного Совета [7].
Кроме того, прерогативой руководителя высшего представительного органа стало внесение предложений по персональному составу Комитета конституционного надзора. Поправки в ст. 111 и 112 закрепили подотчетность Совета Министров перед Президиумом Верховного Совета. Из поправок в ст. 115 и 117 следовало, что, выполняя свои функции, республиканские органы исполнительной власти должны были руководствоваться не только решениями Верховного Совета, но и решениями его председателя и Президиума. Поправки в ст. 102 Конституции закрепили за заместителями председателя Верховного Совета координирующую роль в отношении комиссий. Было установлено также, что заместители председателя осуществляют подготовку вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом [4, с. 174].
Эти процессы вполне логично привели к созданию института президентства. В 1993 г. прошли выборы главы республики, им стал М. Рахимов. 24 декабря, Верховный Совет республики принял новую Конституцию Республики Башкортостан. На следующий день, президент РБ принес присягу и вступил в должность. В новой Конституции республики был четко определен конституционный статус президентской власти. Являясь высшим должностным лицом, осуществляющим контроль и координацию ветвей власти, должен был руководить деятельностью Кабинета Министров (ст.96, пункт 7) [8, с. 37].
Совет Министров и пост председателя СМ были, таким образом, упразднены. Президент наделялся правом назначения и освобождения глав администраций районов и городов, получив тем самым возможность создания жесткой вертикали власти в республике. В ведение президента было отдано право формирования правительства республики – Кабинета Министров, но для назначения Премьер-министра требовалось согласие Государственного Собрания. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан назначались и освобождались от должности Президиумом (статья 101) [8, с. 31].
Чуть позднее, 6 января 1994 г. указом президента была сформирована Администрация Президента Республики Башкортостан. Она была создана за счет соответствующего сокращения Секретариата Верховного Совета и аппарата Управляющего Делами правительства. 28 марта 1994 г. указом главы региона был сформирован аппарат президента в составе Государственного секретаря, руководителя Администрации Президента и секретаря Совета безопасности и их служб. Тем же указом были утверждены Положение об аппарате Президента РБ и структуре аппарата Президента. Был также образован Президентский Совет как высший консультативный и совещательный орган [9, с. 392].
В соответствии с новой Конституцией в республике был создан двухпалатный парламент – Государственное Собрание – Курултай, состоящий из Палаты Представителей и Законодательной. В Палату Представителей Государственного Собрания было определенно 154 депутатских мест, в Законодательную – 40.
2 марта 1994 г. парламент принял закон «О Государственном Собрании», а 13 октября 1994 г. - закон «О выборах депутатов Государственного Собрания». По принятому закону, в Палату представителей депутаты должны были избираться на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ районов, городов, районов в городе. В Законодательную палату, работающую на постоянной основе, должны были избираться депутаты также по мажоритарной системе в примерно равных по численности одномандатных округах [5, с. 230].
5 марта 1995 г. прошли первые выборы в Государственное Собрание. Следующие выборы прошли в марте 1999 г. где также выявилась линия на усиление авторитарных тенденций. Республиканскими властями еще осенью 1998 г. были внесены поправки и изменения в действующий кодекс о выборах и в закон «О Государственном Собрании РБ». Было сокращено количество депутатов в верхней и нижней палатах Госсобрания. Если верхняя палата, состоявшая из 154 депутатов, была сокращена на 10 человек, то нижняя - почти на четверть, с 40 до 30 мест. Наиболее активно к выборам готовились коммунисты. Они заняли достаточно определенную позицию по вопросам местной политики. По инициативе КПРБ во многих городах и районах республики состоялись акции протеста. В декабре 1998 г. коммунисты провели съезд, на котором была принята предвыборная платформа КПРБ. Съездом было принято решение выдвинуть 27 кандидатов в депутаты в Государственное Собрание РБ.
Выборы депутатов в Госсобрание и местные Советы прошли 14 марта 1999 г. Явка избирателей по республике в целом составила 59%, что для Башкортостана было сравнительно невысоким показателем. Лишь две партии официально выдвинули своих кандидатов: КПРФ - десять и ЛДПР - одного. В конечном итоге только коммунистам удалось зарегистрировать 7 кандидатов. По итогам выборов нижняя палата обновилась почти наполовину. Из левых в нижнюю палату были избраны два представителя КПРФ и один представитель РКРП. Местной организации КПРФ не удалось провести ни одного из 27 кандидатов, выдвинутых на республиканском съезде КПРБ в конце 1998 г. [5, с. 240].
В дальнейшем развитии парламента РБ шло в спокойном, рабочем режиме, в русле поступательного конституционно-правового законотворчества.
16 марта 2003 г. состоялись выборы депутатов III созыва. Они проводились по мажоритарной системе. Курултай Республики Башкортостан стал однопалатным и состоял из 120 депутатов. Срок полномочий был увеличен до пяти лет. Выборы депутатов IV созыва состоялись 2 марта 2008 г. Они проводились по смешанной системе: половина депутатов (60) избиралась по пропорциональной системе, а другая (60) — по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы. Депутаты IV созыва стали работать в Курултае на постоянной (17 депутатов) и непостоянной основе (103 депутата).
Следующая страница в развития башкирского парламента началась с момента смены власти в республике. Новым главой региона Р. Хамитовым были инициированные реформы по модернизации политической системы РБ, коснулось это и деятельности Госсобрания. 8 сентября 2013 года прошли выборы депутатов в Курултай РБ. В отличие от предыдущих, эта кампания вызвала повышенный интерес со стороны экспертного сообщества и различных политических акторов, стала показателем возникновения новых тенденций в этой сфере.
Впервые в избирательной кампании участвовало 19 региональных отделений политических партий. По единому республиканскому округу были зарегистрированы списки кандидатов 12 местных отделений политических партий – в общей сложности 1232 кандидата. Семь региональных отделений выдвигали своих кандидатов только по одномандатным округам – всего 383 кандидата. Конкурс кандидатов по одномандатным округам был достаточно высоким – от четырех до 11 человек на место.
Наконец 8 сентября наступил день голосования. Явка избирателей на этих выборах составила 53 процента, что в целом нехарактерно для Башкирии, но неплохо сравнительно с аналогичными показателями в других субъектах РФ. Традиционно высокую активность (свыше 90 процентов) продемонстрировали избиратели сельских районов. Из городов наиболее высокой была явка в Салавате (35 процентов), Кумертау (чуть выше 33 процентов), Сибае (29 процентов). В Уфе наибольшую активность проявили избиратели Демского района — свыше 44 процентов [10].
В итоге в башкирский парламент, преодолев семипроцентный барьер, прошли лишь: региональное отделение КПРФ, набравшее 11,7 процента голосов (6 мандатов) и отделение партии «Единая Россия» - 76 процента голосов избирателей (49 мандатов). По одномандатным округам единороссы одержали победу в 39 из 55 округов. Кандидаты от КПРФ получили мандаты в четырех округах, от ЛДПР – в трех округах. Интересно, что по некоторым округам прошли представители трех, до этого мало кому известных в Башкирии, партий — «Патриотов России», «Альянса Зеленых – Народной партии» и «Партии Социальной Солидарности» [10].
Показательно также, что в Госсобрание пятого созыва прошли и кандидаты от партий, которые одновременно являются представителями ряда национальных организаций Башкирии. Это важный факт, учитывая, что в республике этнонациональные объединения традиционно играют более важную роль, чем отделения российских партий (кроме, «партии власти», конечно) [11, с.127]. К примеру, от Собора русских РБ прошли его председатель В. Пчелинцев, Е. Родина; от НКА татар Республики Башкортостан - Р. Утяшева (также является председателем Совета), Р. Асадуллин. Председатель МСОО «Всемирный курултай башкир» Р. Азнабаев, члены исполкома – Х. Ишмуратов, И. Габитов, И. Аблязов, Ю. Ильясова и др. Другими словами этнический баланс в парламенте между представителями трех крупных народов региона – башкир, русских, татар – в целом соблюден, что в дальнейшем может стабилизировать ситуацию в этом вопросе.
С формальной точки зрения состав нового парламента стал более демократичным, ее политическая палитра более разнообразной, однако следует признать, что он по-прежнему остался институтом, находящимся под сильным влиянием исполнительной власти. С другой стороны все эти процессы вполне укладываются в логику создания региональной версии «управляемой демократии», соответствуют общероссийским тенденциям [12, с.207].
Говоря в целом о становлении парламентской системы республики в 1990-2015 гг. необходимо выделить, на наш взгляд, два ключевых момента.
В начале 90-х годов шло бурное развитие основ парламентаризма в регионе, когда в условиях кризиса партийной системы фактически произошёл переход к «парламентской республике». Однако в последующем, с установлением президентского авторитаризма, демократические тенденции внутри парламента заметно слабели, поле самостоятельных действий постоянно сужалось. Сегодня данную ситуацию можно по-разному оценивать, однако тогда это было продиктовано общей логикой социально-политических процессов, которые шли не только в республике, но и в целом по России (в сущности, они и подготовили условия для «неоконсервативного поворота» В. Путина).
Тем не менее, даже при снижении его статусно-ролевого положения по отношению к исполнительной власти, несомненна стабилизирующая, позитивная роль парламента, которую он всегда играл в общественной жизни региона. И, прежде всего, в качестве одного из влиятельных центров умеренно-консервативных, конструктивных сил в политическом пространстве Башкортостана.
На наш взгляд, опыт развития парламентской системы Украины (Верховной Рады) красноречиво показал, что при сохранении принципов западноевропейских демократий (что, естественно, идет за счет ослабления президентской власти), общие политические процессы, в конечном счете, принимают неконтролируемый характер, могут обрушить всю политическую конструкцию государства.
Госсобрание-Курултай РБ, как исторический правопреемник Верховного Совета БАССР, не стал и не мог стать парламентом западного типа, как не стал таковым и его федеральный аналог в лице Государственной Думы.
Сегодня уже ясно, что парламентская система в России исторически была и может быть лишь представительным органом соборного типа, в котором отражены основные политические группы и сегменты российского общества. Соответственно чем точнее и богаче представлена в ней существующая социальная структура общества (в том числе и в национальном срезе), тем выше ее политическая и общественная легитимность. Парадокс же ситуации в том, что стремящаяся к постоянному усилению представительских функций современная парламентская система РФ (активно критикуемая российскими либералами-западниками за формализм и консерватизм), достаточно успешна с этой точки зрения, и, как ни странно, более справедлива. Поскольку, в случае проведения максимально открытых и чистых выборов есть риск, что состав парламента в идеологическом плане может в итоге стать крайне однородным, в котором вряд ли найдется место для сторонников даже самых умеренных либерально-ориентированных сил.
Источники и литература:
1. Вечерняя Уфа. 1990. 5 апреля.
2. Стенографический отчёт Верховного Совета Башкирской АССР XII созыва. I сессия Верховного Совета. Уфа, 1990.
3. Й. Гревингхольт. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму. Уфа, 2004.
4. Азнагулов В.Г., Хамитова З.Г.Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Уфа, 2005.
5. Регионы России: хроника и руководители. Т.8. Республика Башкортостан / Под ред. К. Мацузато. Екатеринбург, 2003.
6. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.221. Д.7.Л.3.
7. Закон Башкирской ССР от 20 июня 1991г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Башкирской социалистической республики» //Этнополитическая мозаика Башкортостана. М. 1992. Т. 1.
8. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 1995.
9. Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1994. №5.
10. В Башкирии явка избирателей на выборах в Госсобрание превысила 53 процента // www.bashinform.ru/news/574840/.
11. Буранчин А.М. Этнополитическое развитие Республики Башкортостан в 1990-2000 гг. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 180 с.
12. Буранчин А.М., Вахитов Р.Р., Демичев И.В. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в Республике Башкортостан». Уфа: «ДизайнПресс», 2014. – 240 с.
А. Хайбуллин, специально для сайта «РБ – XXI век»
http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/844-stanovlenie-i-razvitie-parlamentskoy-sistemy-respubliki-bashkortostan-v-postsovetskiy-period-1990-2015-gg.html
парламент был 25 лет назад,когда народ его выбрал. а теперь кучка лизоблюдов сфальцировавших выборы.
ОтветитьУдалитьнунихуя не понял ап чом статья! Типа дума и курултай нах не нужны, хоть в таком, хоть в ином виде?
ОтветитьУдалитьпи-ис: а куда пропал Айрат Дильмухаметов, вроде среди башкирцев самый толковый был мужик?
Айрат Дильмухаметов никуда не пропал. Он более месяца тут:http://www.4republic.org/. Читайте, просвещайстесь!
УдалитьПФФФФ,просвещайтесьь)))))нашли от кого
УдалитьЭто че типа русский ваня вооше тупой , а Айратик ему должен пояснить ап чом статья?
ОтветитьУдалитьбратка, ты ашипся! Я из татарцев, просвещенных и тебе как дикому собрату скажу - современные башкиры есть предки монголо-татар вотчинников, которым Ваня Грозный или же белый царь в здешних местах дарил земли, в т.ч за взятие Казани в составе его войска. Благодаря таким как ты за нами закрепилась поговорка" нам татарам лишь бы даром", потому что кочевому войску было пох что Казань брать, что с Рязанцами и москвичами новгород, лишь бы грабить или что с пугачевым, что в париже гулять и т.д. Оправдание конечно есть - московские цари были тоже чингизидами и кочевники создавали и охраняли Русское государство, но в конце концов русская кровь взяла верх и благодаря таким как ты потеряли все свои земли -начиная с касимовского ханства началась русификация и христианизация. И блядь, у дикой татарвы есть одно очень хировое качество при всей его мужественности и отваге- выучит два слова по-русски тут же начинает ненавидеть свой народ и чем узкоглазее тем яростнее доказывает что он русский. И если москва покажет какие-нибудь брюлики готов продать всех и вся, как Салаватку например или как Муртаза. Не зря Гумилев говорит что башкиры наши местные команчи. И сцука история ничему не учит.
УдалитьА Айратка это понимает, поэтому мне он интересен и временами интересно его почитать. Запиши это у себя.
НЕ, а чё нормально для рамок стандартной фразеологии диванных, никогда не работающих идиотов,: кто когда-то был более великий и могучий, что богоугоднее - тюбетейка или свечка и т.д.?
УдалитьНа полном серьезе переживать за африканских детей, в то время когда собственный ребенок рисует стены и мочится в подъезде и т.д.
Айрат Дильмухаметов, вроде среди башкирцев самый толковый был мужик?
Удалить+++++++++
Был такой слушок. Кто распускал не знаю.Но когда фигуранг 3-х уголовных дел попал под влияние группы Мурзина-Исянгулова слушок принял явно негативный характер из-за взбудоражено- экспресивной подачи своей публицистики. Сами рассуждения АДа приняли признаки субьективных впечатлений, поскольку реальное положение описываемых процессов выглядило несколько иначе.
Анонимный18 февраля 2015 г., 17:17 - монголтатар, ты башкир к себе не приписывай.
УдалитьКогда башкиры за свою родину погибали, твои предки монгол обслуживали и объедками приторговывали.
20:40.На хер ты нужен, к СЕБЕ приписывать!Когда татары погибали, защищая свою РОДИНУ- ХАНСТВО, твои предки побежали мелкими шажками в сторону Москвы лизать "прелести" хайвану.Это общеизвестный факт!
Удалить11:14 Там черемисы погибали. После взятия казани начались восстания черемисов. Погугли черемисские восстания, татарских восстаний напротив не было, интересный факт не правда ли!)) Мишари как треть татар были на стороне Грозного при взятии Казани: По словам мишарских депутатов Абдулкадыра Абдулкаримова «с товарыщи», обратившихся в 1794 году с прошением к генерал-прокурору, «мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию ещё в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 году), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими»
УдалитьАнонимный19 февраля 2015 г., 11:14 ! Насмешил!
УдалитьТатары вовсе не погибали как башкиры, а торговали.
Это элементарно, поскольку у башкир здесь родина. А у татар - родина Южная Монголия.
И не надо лапшу людям вешать про Булгар-Чувашии.
Не в обиду автору, но статья, на мой взгляд, дежурная, так для галочки. Поэтому и пустая. По сути ее содержание - это лишь краткое перечисление каких-то событий и фактов, при этом всем известных. Не вижу поставленных вопросов и выводов. Название звучит круче, чем суть. Не в обиду, Азамат, но читать статью в 7 утра, когда торопишься, разочаровало.
ОтветитьУдалитьРахматов
Согласен с предыдущим комментом Р. Рахматова. Все таки А. Буранчин, скрывающийся под ником А. Хайбуллин мог бы написать кое-что содержательнее. Но добавлю от себя следующее. Первое - Нынешний парламент РБ представляет из себя более интересное сообщество но с точки зрения обсуждаемых там вопросов, плюрализма мнений и т.д., а только исходя из своего состава присутствующих там депутатов. По сути это конечно мало влияет на текущую ситуацию, но сам тренд интересен. И автор публикации лишь слегка затронул этот вопрос, не углубившись в данный вопрос.
ОтветитьУдалитьВторое - приход к власти М.Г. Рахимова был обеспечен не в малой степени тем, что несмотря на острую полемику между ТОЦ БАССР и БНЦ "Урал", национальные противоречия (в том числе благодаря перестроечной демократии) еще не поляризовались настолько, чтобы этническое происхождение кандидата стало определяющим при электоральных предпочтениях. Многие из тех кто невольно способствовал из числа . Но трагедия здесь в том, что приход к власти такого человека как М.Г. Рахимова навсегда изменило эту ситуацию. Поэтому даже если однажды на свободных и демократических выборах свою кандидатуру выдвинет этнический башкир, при этом не важно какими личностными качествами он будет обладать, однозначно небашкирская части населения его не поддержит. Слишком большой негатив оставил Рахимов в сердце башкортостанцев. После его правления у людей автоматом вырабатывается установка что любой кандидат во власть башкир - это коллективный Рахимов. Если даже со временем удастся преодолеть этот посыл, пройдет очень много времени до этого момента... Гарифуллин
Гарифулиян и почему ты до сих пор не в Улан-Баторе. Или ты тупо думаешь что здесь не Башкортостан.
УдалитьТатманкурты не помнящие родства, также не помнят как способствовали и способствуют приходу в Башкирии антибашкирской власти.
Бездарный почему оказался у власти? Поскольку он не был башкиром и в семейном плане, и он политиком не был.
Татары позорно не "помнят" как они тогда все везде говорили что ПРЕЗИДЕНТ НАШ! ПРЕЗИДЕНТ НАШ! Только после того как интернет и и свобода информации врать было бесполезно, то стали подругому врать - этнократ, националист и тому подобное.
Рахитбездарный враг башкирского народа уже потому что в самом сердце башкирской земли построил монгольский театр.
УдалитьИ враг еще потому, что создал поколение "верных башкир" - обратить внимание тупящих вконтакте КУКишцев и БАШБАШКОРТцев. Они там грамотных башкир блокируют - добровольничают своему старшему брату. При этом эти "верные" тупо и без конца прикрываются башкирской историей.
19:35 Нечего вам башкирофобам тут ловить, на башкирской земле. Землю башкирскую мы вам не отдадим, если надо будет в трудную минуту все выйдем на *орьбу за нее. Вот и весь сказ.
УдалитьПервое - Нынешний парламент РБ представляет из себя более интересное сообщество но с точки зрения обсуждаемых там вопросов, плюрализма мнений и т.д., а только исходя из своего состава присутствующих там депутатов.
Удалить+++++
После этого пассажа становится понятным, что господин, подписавшийся, как Гарифуллин,- периферийный пиарпомощник какого-то мутного депутата Курултая последнего созыва.
Следовательно, к дальнейшиму словоблудию Гарифуллина следует относится крайне скептически.
Когда начнем выбирать за профессиональные качества,а не разрез глаз?
ОтветитьУдалитьВот ты профессионально топай в свою Монголию, не плюй где кушаешь. И не забывай свое родство с детоубийцами.
УдалитьПо твоей логике пусть тупой вор,зато свой!
УдалитьАнонимный18 февраля 2015 г., 17:17, Анонимный18 февраля 2015 г., 19:55
ОтветитьУдалитьТАТароид, ты издалека, от ТАТарского пролива притопал. Поэтому ты никто, и звать тебя никак. Хочешь вякать - скатертью дорога до ТАТарского пролива. Там тебя внимательно послушают.
Ну вот один уже показал умственные способности своей нации!
УдалитьЭй монгольские умственные способности, какого хрена ты у башкир на пороге, а не у своей монгольской нации у себя дома?
УдалитьТАТАР НЕ БЫЛО В БАШКИРИИ ДО ПРИХОДА БОЛЬШЕВИКОВ-ЛЮДОЕДОВ.
ОтветитьУдалитьГОЛОДОМОР - УНИЧТОЖЕНИЕ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ БАШКИРСКОГО НАРОДА И ТАТАРИЗАЦИЯ - ВЕЛИЧАЙШЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ КОЛОНИЗАТОРОВ В ОТНОШЕНИИ БАШКИРСКОГО НАРОДА.
БАШКИР! ТЫ НЕ ДОЛЖЕН ЭТО ЗАБЫВАТЬ НИ НА ОДНУ МИНУТУ!
И в настоящее время они способствовали и продолжают способствовать рахимству и хамитовсту.
Из этого следует, что татарство в первую очередь явление антибашкирское, только после оно уже антирусское и все другое.
Удалить21:19.Хочешь узнать всю подноготную об "арыйцах" башкирах- читай "Байгуш" Мамина- Сибиряка!!!!!!!!
Удалить11:20 Русские не пылали любовью к восстававшим башкирам, вот и все объяснение. Для исследования народов годна генетика и гаплогруппы.
УдалитьПочему бы коренным не создать автономию со столицей в Бурзяне и избрать своего кумира зоорахима повторно своим вожаком. А габитофа назначить премиер минстром?
ОтветитьУдалитьПриползший на коленях, если говоришь Бурзян, то Башкирия-Уфа не станет твоей Монголией.
УдалитьБашкиры тебя не звали, это помни всегда и не забывай свою родину Улан-Батор и свои детоубийства.
Придется тебе тогда на поклон в Бурзян ездить,ждем все проблемы решим,не то что в Уфе.
ОтветитьУдалить"Приползший на коленях, если говоришь Бурзян, то Башкирия-Уфа не станет твоей Монголией.
ОтветитьУдалитьБашкиры тебя не звали, это помни всегда и не забывай свою родину Улан-Батор и свои детоубийства".
Говорят, что АД тут дежурит, и как дежурный выдает ответы от имени башкир.
Имея в виду, что эти ответы все одинаково-недалекие, можно понять и духовный уровень их автора. И полагать будущие парламентарии в РБ, если республика: а) скоропостижно не излечится от синдрома особых теплых условий титульному населению; и, б) скоропостижно не умрет, и на ее базе создадутся регионы по национальному принципу...
11:06 "Говорят, что АД тут дежурит, и как дежурный выдает ответы от имени башкир"
УдалитьНет, не думаю, что это -настоящий АД. Этот зауральский идиота кусок, пишущий ответы от имени башкир пишет здесь и ВК то от имени Дамира Самарбаева, то от Алика Ганиева, то от имени Флорида Мухаметкулова.Зас...ал и зае....ал весь инет, вообщем. А если это сам АД расшалился, то очень жаль, это его, так называемого,будущего башкирбаши, совсем не красит.
Здесь некий башкир или поддерживающий башкир пишет все время о татарах как о монголах, хочу просто уточнить, что в основном к монгольской расе относятся одинаково и башкиры и татары, и японцы и корейцы идаже некоторые племена на американском континенте. Оскорбляя монгольскую расу оскорбляешь сам себя. Если ты более менее разумный человек то перестань копать под себя.
ОтветитьУдалитьмолчать татаренок монгольский
УдалитьАнонимный 11:17."Здесь некий башкир или поддерживающий башкир пишет все время о татарах как о монголах..."
УдалитьКакой это башкир?Это трусливый шакал, у которого весеннее обострение началось по всем швам.Шакаленок зауральский с полным комплексом неполноценного человека, который хочет самоутвердиться в собственных глазах, оскорбляя другие народы. Видно, что,это прорахимовское башистское чмо совсем опустился за годы башизма и дошел до нацизма, оскорбляя за деньги башкирбаши другие народы в сети.
11:06 Сам помалкивай в тряпочку, недоносок зауральский - потомок отюреченного калмыка.
УдалитьТефкелевам привет, где еще будете убивать и сжигать? В особняк убийцы Тефкелева - татарско-монгольского мурзы на поклон все еще едете в Туймазинский район?
ОтветитьУдалить12:21 А кто ты такой, чтобы учить нас куда ездить на поклон и к кому?Учи свою жену- апашку варить сукмар с твою голову.
УдалитьВо первых это буздякский район, во вторых тевкелевэто человек с русским сознание,и в третьих сеянтуз татарская деревня уничтоженная верными башкирцами
ОтветитьУдалить12:37 В Сеянтусе жили башкиры балыкчинцы и мурзалары. Самое активное участие принимали в восстании в 1735—1740 гг и балыкчинские башкиры. В конце декабря 1735 года один из руководителей Оренбургской экспедиции А. И. Тевкелев выступил из Уфы с карательным отрядом и направился через Бирск к реке Ай. Повстанцы под предводительством Юсупа Арыкова и Тюлькучуры Алдагулова намеревались разгромить Тевкелева в горных проходах на границе Балыкчинской и Мурзаларской волостей. Здесь действовал вооруженный отряд из 700 человек под руководством старшины Балыкчинской волости Чеката. Но верные властям мишари и татары заранее предупредили руководителей карательных отрядов о предполагаемых действиях повстанцев[6]. 19 января 1736 года А. И. Тевкелев прибывает в деревню Сеянтус, где узнал о причастности жителей деревни к намеченной операции[7] и жестоко расправился с его населением.
УдалитьХуянтуз и балыксы тебе достаточно, а мурзалар это вообще перебор двоешники
УдалитьТараканье и башкирский сеянтус своим объявляют!
УдалитьЭто как когда неполноценный и гробу чужому тупо завидует.
Как задело анонимустных нациков правда.
УдалитьДа ,балыкчинцы-это башкиры. Это доказано не многотонными панфлетами Ахметзянова или Исхакова,а может каких нибудь анонимустных клоунов .
Генетика все расставила на свои места. Балыкчинцы ,Иректинцы и еще немного родов севера РБ являются лишь ветвью большого генетического рода R1a z2123 . Который примерно тянется от татышлинского района на северо-западе до Челябинска и на юге от Уфы до Магнитогорска . Это все факты,которые не подстрришь под свои фантазии.
Да это и неудивительно они как и все башкиры имеют родоплеменную структуру,в отличии от соседних татар или чуваш.
Не говоря уж об мурзалар,которые тем более к татаро-монголам не имеют никакого отношения . И опять таки днк это подтверждает. Мурзалар относятся к линии I1 z140 .
Так что анонимусты прекращаем вонять,против фактов не попреш))
11:14 Там черемисы погибали. После взятия казани начались восстания черемисов. Погугли черемисские восстания, татарских восстаний напротив не было, интересный факт не правда ли!)) Мишари как треть татар были на стороне Грозного при взятии Казани: По словам мишарских депутатов Абдулкадыра Абдулкаримова «с товарыщи», обратившихся в 1794 году с прошением к генерал-прокурору, «мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию ещё в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 году), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими»
ОтветитьУдалитьТатарские мурзы на башкирской крови зарабатывали себе поместья, земли, рабов и звания...
ОтветитьУдалитьТакое было время нецивилизованное,татары убивали татар по науськиванию русских
ОтветитьУдалить16:00 Мишари, от слова Мещера, брали Казань. Черемисы мужественно боролись против этого, поднимая восстания. Причем тут татары?
УдалитьНифигасе, как башисты сплетничают и обсуждают татар на этом сайте.Это говорит о том. что они завидуют татарам.Запомните, шакаленки завистливые: НИКОГДА НЕ ОБСУЖДАЮТ И НЕ ЗАВИДУЮТ ПЛОХОМУ..ЗАВИДУЮТ ЛУЧШИМ, ОБСУЖДАЮТ ЛУЧШИХ !! Вот так, зауральские, темясовские "господа" башисты- завистливые вы наши! А теперь- оторвите свои задницы от компа и марш мелкими шажками - доить кобылиц и делать кумыс во славу нашей общей Родины под названием Башкирия!
ОтветитьУдалить