В поисках запятой
В прошлой статье мы говорили о конфликте вокруг заявленного на 4 ноября 2014 года «Русского марша» (далее - РМ. - Прим. авт.) в Уфе. Статья имела практические последствия: вчера, 29 октября 2014 года в помещении ИГИ РБ состоялся очередной круглый стол традиционалистов Башкортостана, посвященный конфликту вокруг этого мероприятия. В обсуждении, помимо инициаторов: представителей Центра социокультурного моделирования ИГИ РБ А.Т.Бердина и Р.Д.Карамышева, участвовали русские националисты из оргкомитета РМ-14 в Уфе Евгений Беляев и Константин Чадлин,
лидеры башкирских молодежных групп «Башкорт», «Кук буре», Молодежного Совета при Исполкоме Курултая башкир, сообщества по противодействию проведению "Русского марша" в Башкортостане «Сход батыров», правозащитница Рамиля Саитова, а также представитель РИСИ, известный историк, доцент Рамиль Рахимов. Старались собрать как можно более узкий круг, потому, что желающих участвовать набиралось как минимум в три раза больше, чем реально принявших участие: в большой аудитории трудно до чего либо договориться. Нам всем сейчас нужен не эмоциональный, а технический, инженерный подход к делу.
Организаторы РМ-14 раздали официальные требования мероприятия.
Цели публичного мероприятия:
- Требование поддержки русского и русскоязычного населения Юго-Востока Украины;
- Требование разработки и принятия мер, направленных на упорядочение процесса миграции на территорию РФ с учетом интересов и конституционных прав местного населения;
- За принятие комплекса мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма и его экспансии из-за рубежа;
- За сохранение исторического облика и исторической памяти г. Уфы.
- За обеспечение реализации прав граждан РБ на изучение русского языка в государственных учебных заведениях в полном объеме;
- За поддержку отечественного производителя, машиностроения и военно-промышленного комплекса;
Евгений Беляев, отвечая на вопросы, разъяснял все эти пункты, причем почти все сошлись, что сами пункты зачастую спорны – но приемлемы. Подробнее, с расшифровкой стенограммы, расскажем, если потребуется, позже, сейчас задача иная – не столько рассказать о встрече, сколько о раскрытой на ней сути конфликта – естественно, как она видится мне, автору.
Дело оказалось не в пунктах.
Давайте четко разделим, хотя бы в первом, рабочем приближении, неприемлемое в принципе от спорного, обсуждаемого.
Заметил, что как раз представления и претензии «Башкорта» и «Схода» были (стихийно, естественно) антинационалистическими, скорее традиционалистскими: "Русский марш" признается как справедливое явление в Москве - ибо это общая столица России, и областях: у русских в самом деле проблемы есть, сочувствуем. Но «мы никогда не согласимся, чтобы русские националисты проводили в Республике Башкортостан свои русские марши. Мы согласны, чтобы каждая национальность проводила такие мероприятия только на своей коренной земле: башкиры в Башкортостане, татары в Татарстане, русские в Москве, Орле, Туле и других русских городах, каждая национальность на своей земле». А вместе, пояснили башкирские активисты, нам можно пойти на Российские Марши: башкирская колонна, русская, татарская и т.д. – прямо телепатически повторяя тезисы столь разных русских активистов Башкирии, как Владимир Соловьев и Галина Лучкина. Патриотизм против этнонационализма.
Все это - из советских представлений о ритуальной иерархии и распределении национальных полномочий и национального представительства: ССР, АССР, а все вместе – Союз ССР и дружба народов. Они как раз противоположны националистической картине мира: в ней националист обязан бороться за интересы своей нации хоть в Уфе, хоть в Мельбурне. В основе национализма, в отличие от патриотизма, лежит не справедливость, а национальный эгоизм. По мере возможностей: от живодерства бандеровцев-резунов до мирного гандизма индусов.
Этот мой тезис делом подтвердил настоящий, соответствующий теории башкирский либеральный националист, Азат Сальманов, заявив Беляеву с Чадлиным: не поддавайтесь на провокации, не вздумайте сменить марш Русский на Российский! Он был радостен – РМ реанимирует угасавший башкирский национализм, причем на основе, которую никак не получалось привить добрым башкирам, сколько ни старались совместными усилиями Дильмухаметов и «Уфимские губернии» – русофобии. Примерно в том же духе выступили Тимур Мухтаров и Рамиля Саитова. Естественно, у всех остальных собравшихся башкирских оппонентов РМ-14 предложения были, как уже сказал, противоположны.
Как в учебнике проявилось, каким образом русский этнонационализм со своим РМ воскрешает и возбуждает национализм башкирский – именно в той форме, с которой якобы борется.
Рамзиль Байназаров из "Башкорта" прямо дал понять - проблема давно не в их группе либо каких-либо профессиональных башкирах: на этот раз и нередко реагируют люди, никогда ни на какие пикетики ходить не собиравшиеся: трудяги из деревень и городков, им работать надо. Но РМ они восприняли как вызов, который нельзя не остановить.
Добавлю пример навскидку: вечно ругающиеся паблики ВКонтакте: «Башкорт» и «Русская Башкирия», «Сход батыров» и «Русский марш в Уфе-2014» разместили опрос: ЗА либо ПРОТИВ проведения РМ в Уфе. Всем известно, как мало собирают башкирские националистические группы людей на свои пикеты. Этим они и полезны: делом показывая, насколько не разделяет сильный и патриотичный народ башкирский скудные идеи национализма. Но здесь в первый же день голосования ПРОТИВ «РусМарша» проголосовало более 500 человек.
Интернет позволяет посмотреть, кто это – там много людей, которых к националистам никак не отнесешь, известных и уважаемых – Вас, граждане организаторы и их мнение не интересует?
В том же «Башкорте» постоянно повторяли, что ничего не имеют против русских как таковых – решительно не желая признавать за националистами право представлять русский народ. Аналогичное заявление не раз делал тот же Беляев - он слишком уважает народ башкирский, чтобы считать его ответственным за тупую русофобию отдельных юзеров. В обсуждениях ВКонтакте это вполне четко прозвучало. Можно, конечно, судить не по их официальным высказываниям, а увлечено выискивать комменты в поганом уфагубском стиле, которые на этих пабликах нередки – по причине поразительной глупости либо гапонства вывешивающих. И в случае преследования за русофобские помои мне их жалко ничуть не более, чем таких же ущербных башкирофобов-комментаторов запрещенного за экстремизм Интернет-проекта «Уфимская губерния».
Товарищи, ругательства – признак слабости. Сильный не пакостит и не грозит. Давайте с этой встречи изживать фобии хотя бы в комментариях на Ваших пабликах. Модерируйте поганые комменты в стиле экстремистской «Уфимской губернии» (в Башнете даже термин закрепился «уфагубство»). Здесь передовой опыт – у Башфорума, а из оппонирующих в конфликте сторон – у «Русской Башкирии». Там тоже всякое проскальзывает - но модератор хотя бы старательно убирает откровенно башкирофобские вбросы: и это большое преимущество. Как правильно заметил при этом его редактор Евгений Беляев – по разжигающим и просто подлым комментариям тот же «Майдан РБ» давно стал Интернет-помойкой наподобие «Уфагуба» - и зачем поддаваться идиотскому и преступному примеру? И что ценно, с этим согласились все.
От «Схода» добавлен и формально странный тезис: мы не против митинга или пикета, мы понимаем, что у русских Башкортостана могут быть свои проблемы и требования. Но категорически против Марша. «Если же русские националисты решат вместо марша провести пикет или митинг, мы им не будем мешать».
Казалось бы, а чем по содержанию марш отличается от пикета?
Я попытался Беляеву разъяснить: Марш, да с разрешением властей, им представляется именно как демонстрация силы, как по побежденному городу. Митинг ОГРАНИЧЕН, а марш – НАПРАВЛЕН, это агрессивная форма. Причем беспрецедентная для Башкортостана. А агрессия воспринимается как претензия на доминирование. Как марш протестантов по католическому Ольстеру. Не отреагировать на такой вызов башкиры не могут – они республикообразующий народ для Башкирии.
ВСЕ оппоненты РМ однозначно высказались ЗА РОССИЙСКИЙ МАРШ. Сами приняли бы в нем участие – естественно, отдельными башкирскими колоннами – если дать убедительные лозунги. Я бы на месте казенных общественников ловил, пока есть, такую удачу. Но нет, провокации интереснее.
Итак, важная проблема в том, что «Русский марш» воспринимается как вызов даже в целом, какие бы лозунги на нем не звучали, даже полностью конструктивные. А потому его разрешение в Уфе ставит государство перед целым рядом тупиковых и крайне конфликтных возможностей – на пустом, в общем-то, месте: реакция многих даже из немногочисленных пока русских профессиональных активистов – тоже против РМ.
Но это уже проблема другого уровня, сначала нужно освободить ситуацию от явно конфликтных составляющих внутри нее.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
«Русский Марш» в целом я считаю явлением вредным. И многие русские люди это мнение разделяют. Он раскалывает и без того слабое наше общество очень сильно. Даже символически – в День народного единства. Что и сказал на Соборе национал-активистке Наташе Кузнецовой. И это мое мнение разделяют, уверен, подавляющее большинство башкир и многие русские – прямо на Соборе нас в этом поддержала… Лина Серегина (Галина Лучкина), выразив свои мысли и в своем ЖЖ.
То же самое повторил на этом круглом столе историк Рамиль Насибуллович Рахимов. РИСИ жестко против идеи РМ – она разрушительна для державности. Вот Российский Марш – да, был бы поддержан!
И независимо от него то же самое высказало сразу несколько молодых башкир, не знавших никакого РИСИ.
С другой стороны, много что является вредным – приватизация, например, разгул национализмов, распад Союза. Вредным, но пока – увы - приемлемым.
Настолько, что убедившись в неэкстремистском (за исключением одного непродуманного баннера) настрое и хорошей организации первого «Русского Марша» в Уфе, мы, напомню, организовали по его результатам круглый стол с организаторами марша и представителями оппонирующих сторон: «Кук буре», «Туган тел», зам.начальником ФНС, главами армянской и азербайджанской диаспор Уфы.
Открою секрет: сами организаторы РМ-14 понимают, что «Русский марш в Москве в том виде в каком он проводится действительно себя изжил, не могу не признать. Последний раз он был интересен и актуален года три назад» (Евгений Беляев).
ТЕПЕРЬ О НЕПРИЕМЛЕМОМ.
Неприемлем будет РМ с откровенно фашистскими и шовинистическими лозунгами. За мир на таком марше я не пошевелил бы даже пальцем.
Но такого не будет. И НЕ ПЛАНИРОВАЛОСЬ. Это воля и организаторов РМ в Уфе. Это выражено много раз, в том числе позавчера – проникновенно и определенно.
Неприемлем, тем паче в Башкортостане, лозунг «Россия для русских!»
Смотрим репортаж Евгения Костицына («МКС») со слов заявителя РМ-14 в Уфе Константина Кузнецова: «Вопреки сложившемуся стереотипу о русских националистах – лозунг «Россия для русских» звучать на марше не будет».
И опять подтверждение – не планировалась такая глупость для Башкирии.
Неприемлем, категорически, мелькнувший прошлый раз лозунг: «Русский марш - Уфимский край».
О нем мало знали, потому, что, во-первых, мало знали о существовании некоего РМ в Уфе. А кто знал и увидел 4 ноября 2013 г., мог и не обратить внимание: там были и куда более кудрявые лозунги, вроде огромного «Убийцы русского языка, остановитесь!» (Кстати, в связи с Украиной он неожиданно приобрел уместное, даже трагическое звучание. А потому, лично считаю, в 2014 г. допустим).
Но теперь, когда над пиаром националистического мероприятия потрудился целый пул в официозных СМИ, включая Шушпанова в АиФ-Башкортостан, Костицына из МедиаКорСети, когда тема нагрета яростной дискуссией и жестким протестом группы «Башкорт»... Я понимаю, что этого Вы и добивались, узнаваемость для всех общественников – политический капитал. Но теперь-то лозунги тем более приобретают важнейшее значение.
Не нужно обманывать себя и других, якобы этот лозунг имеет «просто историческое, лирическое значение», что это метафора такая культурно-историческая, не имеющая никакого политического подтекста и претензий к Республике Башкортостан. Для людей – он имеет именно политическое значение! И это не их проблема, а организаторов марша. И государства.
Культурно-исторической метафорой это было бы в «Уфимских ведомостях», в «Вечерке», но не на марше русских националистов. На марше - наглый вызов. Отрицание Республики Башкортостан. Башкортостана, Башкирии вообще. Так это воспринимается людьми, и любые флажки и уловки рядом – на этом фоне будут восприниматься только как националистическая логика Бориса Филатова «а вешать будем потом».
И это именно не только их, а Ваши проблемы, товарищи организаторы! И если Вы это не признаете, то вся вина за конфронтацию падает на Вас, и Ваше поведение превращается в провокацию.
На круглом столе Вы показали людям, что не похожи на провокаторов, что как и они, ищите диалога. Но это не должно ограничиваться демонстрацией благих намерений на круглом столе.
Итак, «Русский марш – Уфимский край» – был бы уже прямой провокацией, не имеющей, кстати, никакого отношения ни к Новороссии, ни к прочей заявленным темам.
ЗАПЯТУЮ СТАВИТ ВЛАСТЬ
По логике, он совершенно недопустим и властями Республики Башкортостан – иначе они не соответствуют своему названию. Допустившее такое в центре Башкирии правительство просто действительно расписывается в работе против собственной республики. Открыто.
И не защищает население от провокации сепаратизма и экстремизма карабахского типа – причем, когда его можно мягко убрать легким движением руки.
Без устранения именно самих поводов конфликтности вроде антиреспубликанских слоганов любые отказы и посылки в Затон (окраина Уфы) это только унижает заявителей, при этом заранее снимая с них ответственность, но оставляя конфликтность и провоцируя ее.
Наша же цель – преодоление именно конфликтности. Естественно, не «любой ценой», а в соответствии со справедливостью и балансом интересов сторон. Причем как стороны нас занимают не малоизвестные еще вчера БОО «Башкорт» и «РОД Уфы» (так, кажется?), а реальные стороны, которые их конфликт провоцирует на противостояние: башкирскую и русскую общественность, а шире – народы.
Смею заверить, что нарастание этноконфессиональной конфликтности в Башкортостане, как и удивительная в этом плане национальная политика новых властей РБ вызывает пристальный и живейший интерес у ведущих экспертных структур страны. Не публицистов-идеологов, вроде Раиса Сулейманова, а настоящих, включая Центр С.Г.Кара-Мурзы: экспертов, составляющих на федеральном уровне «карту угроз», людей, входящих в Совет обороны РФ и т.д.
Межнациональная политика некоторых кругов РБ в виде взращивания русского национализма и противопоставления его башкирскому понимается населением как провокационная.
Не было бы такой бурной реакции башкирской общественности на подготовку (только еще подготовку!) какой-то никому в миллионной, причем наполовину русской по населению, Уфе неинтересной акции «русских националистов» - если бы не четырехлетняя провокационная кампания «мягкой башкирофобии» («жесткой» - в Башнете, авторы те же и всем известны), по терминологии С.Г.Кара-Мурзы - «культурного садизма» в отношении башкирского народа, его героев и символов в местной прессе. Я уже не говорю о политике, о разозлившем многих "выборах Хамитова" и т.д. – всему свое место и время.
Оставим все это для анализа событий 4 Ноября на более серьезном уровне, чем сайт в Башнете: пока же они еще не произошли.
При этом власть самоуспокаивает себя, судя об обществе по покорно попискивающему из норки Курултаю башкир и до смешного легко разводимым качкам из «Башкорта».
Вторые, правда, хоть честно понимают, что нарушат закон. Не может одна общественная организация запретить другой общественной организации мирное шествие, если оно в рамках закона.
Так может быть, понятно, что если люди готовы драться, готовы сесть надолго из-за каких-то слов – эти слова не нужны?
Или они реально отражают Ваши жизненные потребности?
Тогда дело плохо. Но предупредить нужно об этом честно, чтобы все знали, к чему готовиться.
Дело же не в том, чтобы какого-то дурацкого плаката не было - дело в том, чтобы стороны поняли и желательно - проговорили, что в наших обстоятельствах, нашей Башкирии именно эти слова неприемлемы, и почему.
Тем паче, что логика националистов «обещайте им что угодно, а вешать будем потом» хорошо известна. Не вижу, чем русский радикал-националист принципиально отличается от украинского или немецкого.
А доказать, что у нас нет радикалов, ОБЕ стороны могут только делом.
Да, подсудного в баннере нет – иначе год назад несшие его обязаны были уже сидеть. Но зачем нам врать себе и друг другу? Вы несете вызов землякам или нет, вот в чем вопрос. Говорите: нет! А делаете: да! – это конструктив такой, граждане?
Причем вызов такой, не отреагировать на который нельзя – он задевает жизненно важные их интересы. Да, пока символически. А когда в обществе реально расходятся представления о жизненно важном, приходит беда. Как в Сараево. Грозный, Сухум, Цхинвал, Донбасс.
Боятся не Вас, боятся себя. Своей боятся реакции. Межнационального конфликта боятся, а как избежать его – не знают, ибо есть ситуации, когда не отвечать на вызов нельзя – иначе потеряешь себя.
Настаивать на таком лозунге, прекрасно зная реакцию, и отнюдь не только националистов мелких групп «Кук буре» или «Башкорт» - это именно гапоновщина. Или шантажировать власть, что пройдут и при запрете марша властями, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Кстати, шантаж удался.
Как и другой стороне - кричать, что не допустят мероприятие русских националистов в ЛЮБОМ виде.
Давайте совместными усилиями гапоновщину убирать из наших взаимоотношений.
Нам предки оставили их дружественными и никто не имеет право их марать.
Поэтому нужно четко выделять вещи просто вредные (в твоих глазах) и неприемлемые в принципе. Что здесь и делаем.
СХОДУ
Хотелось бы обратиться и к башкирским оппонентам РМ. Право на сомнение и сопоставление с нацистскими маршами по РФ Вы имеете, слов нет. Но ведь в данном случае было многократно конкретно сказано, что организаторы этого сами не приемлют. Они известны, Ваши представители разговаривали с ними целый вечер.
РМ – действительно вызов. Но именно для того, чтобы обосновать себе и другим его неприемлемость, нужно по максимуму поставить перед самим собой вопрос: что именно неприемлемо? И НЕ ОБМАНЫВАТЬ себя. И людей. Например, якобы виной всему "зиги" (неонацистские жесты). И продолжать иллюстрировать его "зигами". Это в целом эффектно для пропаганды, знаю. Но сейчас речь не о пропаганде, а именно о решении принципиальных вопросов, конфликта между земляками. Беспрецедентного.
А значит, лгать себе НЕЛЬЗЯ.
Так вот – если вопрос в "зигах", то он снят: в Уфе на РМ "зигов" и вообще нацистской стилистики НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ. «Россия для русских» - НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ.
Так что те, для кого неприемлем только этот аспект, могут быть спокойны.
Все остальные пункты – спорны, но обсуждаемы.
НЕ БУДЕТ попыток отрицания Республики Башкортостан.
НЕ БУДЕТ башкирофобских лозунгов.
Думаю, НЕ БУДЕТ и демонстративного массового шествия по городу, как протестантов по Ольстеру: а митинг, как все сошлись, - вещь всеми приемлемая.
Неприемлемым остается, по сути, один лозунг. Но тут, думаю, диалоги в Соборе, на круглом столе и собственные размышления организаторов принесут пользу.
И спорным - сам формат – почему не Российский, а Русский марш. Либо, если «Русский» - то почему не митинг, а Марш.
ИЩЕМ МАЙДАН
Но здесь важный нюанс. Вашим оппонентам, егеттар, и некоторым авантюрным кругам во власти крайне хочется представить Вас именно долгожданным «майданом в Башкирии» - а то противник все никак не вырисовывается. А он нужен – и властям, и им, очень. В этом их интересы с интересами Майдана РБ и «дежурного экстремиста Республики Башкортостан» Дильмухаметова совпадают. Нет лучшего способа окончательно маргинализировать, дискредитировать и выкинуть башкирское движение на обочину политической жизни следом за ним, чем представить «майданом».
А ведь именно СБМ было движением, противостоящим вместе с дугинской «Евразией» в 2005 г. оранжоидной оппозиции – тогдашней хилой разновидности Майдана, включая дежурного татариста Рамиля Бигнова, состоящего при нынешней власти «Председателем Общественной Палаты» (так, кажется?). Впрочем, раз это так важно, отношению башкирского движения и Новороссии посвящу отдельный материал.
Кстати, если вспомнили 2005 г. Удержать ситуацию при таком конфликтном подходе в формате РМ в Уфе уже почти невозможно. Это показал пример и СБМ, когда, будучи несравнимо многочисленнее и организованнее нынешних движений, допустили неожиданный и опозоривший акцию инцидент с пенсионером.
И недавняя провокация в Кумертау. Там РНЦ Лугового были не правы на 100% - но это неправоту смазал факт: первым в драку (во время которой и досталось бросившимся на улицу разнимать драчунов мулле и его жене) на двадцать качков бросился все-таки один из спешно прибывших пятерых мусульман. Мотив понятен – наших бьют! Муллу осадили! И по-мужски логика понятная – но свое порицание – поверьте, очень жесткое - от единоверцев за несдержанность он получил, а закон добавит – надеюсь, как и всем участникам, прежде всего - инициаторам осады и допустившим позорный инцидент полицейским.
При такой же организации, что ныне у стихийно собирающихся возмущенных вызовом молодых башкир – подобные «сбои», чреватые, как видим, конфликтом куда громче Кумертау (пресса наготове и Затон – все-таки Уфа, а не Куюргазинский район) – почти неизбежны.
Вы, егеттар – очень удобная информационная мишень. Уже готовы СМИ РБ и важные - РФ. При любом исходе готовы развопиться о жутких башкирских националистах русские нацдемы – Холмогоров, Крылов и т.д.: НДП прямо участвует в РМ в Уфе, а в связи с Украиной они заняли нишу в федеральных СМИ.
Это будет вовсе не славой мучеников: основной мишенью будете не Вы. Будет – Рахимов. Вы – это типа жуткое наследие рахимовщины, сепаратизма и этнополитического шантажа. Будет и Сарбаев, - их свяжут друг с другом, с Вами, с их истинными и выдуманными грехами в один грязный клубок, чтобы смести и выдавить окончательно, уж это-то в интересах АП РБ.
Посмотрите, как не выдержав, раньше времени расстаралась С.А.Нургалеева из «Регнума», прославленная своей патологической башкирофобией. Но она отражает желания людей более серьезных.
В действительности нескончаемые вопли «колорады! колорады!» несутся лишь с МайданРБ, оранжоидного ресурса, модерируемого, как поговаривают, хозяином из Одессы. Да от Айрата Дильмухаметова.
Куда мощнее «майданная волна» от наследника экстремистского сайта «Уфимская губерния» - «Уфимский журнал» Сергея Орлова и «Открытая Уфа» , поставленная на ноги той же Светланой Нургалеевой (Некрасовой) – но она-то теперь легализована.
Но здесь важный нюанс.
Айрат Ахнафович – неглупый и смелый человек, публицист эпатажный и известный. Но дитя перестройки навсегда. Политический маргинал, оригинал-одиночка. Похваляться, что состоял в партии Новодворской (не нашей башкирской, а настоящей) – не обижайтесь, но это диагноз. Политический, конечно. В свое время, время своей наибольшей силы, башкирское движение за ним не пошло. И сейчас не пойдет – оно и не должно идти с демшизовыми воплями в небытие.
Притом, что действительно майданическим являлось именно требование РМ – «пройдем в любом случае!»
Майдан ведь не тем определяется, за русских он или за украинских этнонационалистов. Можно истерически орать про поганых укров точно так же как "башкирская Новодворская" орала про таинственных башистов.
А целью и форматом. Майдан – это орудие запуска гражданской войны.
Фактически инициаторы срыва РМ, как в 2005, но самовольно и уже на грани нарушения закона, берут на себя роль АнтиМайдана, защитника стабильности.
Логика их понятна: башкиры точно также несут особую ответственность за безопасность и мир в Республике Башкортостан, как русские – по всей России (включая, кстати, и тот же Башкортостан).
Но реальная работа по сбережению Башкортостана и России тем-то и отличается от скакания на майданах, что люди умеют не скакать, а думать. Не допускать обратного эффекта от своих действий. И действовать по зрелому размышлению, как подобает мужчине.
Впрочем, разбор на тему «кто тут больше правосек» оставим на потом.
О МЕЧТАХ
Соображение некоторых, якобы в случае громкого инцидента – массовой драки на РМ, например, Путин снимет Хамитова – считаю, неверное.
Скандальные выборы 2014 г. показали: Р.З.Хамитов заново поставлен под совершенно конкретную задачу совершенно конкретными могущественными людьми и его не уберут, пока вопрос с Башнефтью (и последними остатками собственности РБ, вроде «Солитона» и прочих охотничьих угодий) не решится. Из приличия не уберут и ранее окончания ШОСоБРИКСА. А может быть, и весь срок доработает - но в данном случае важнее не гадания, а то, что сейчас не уберут точно.
Хотите обратить внимание на резко ухудшившуюся при этой администрации ситуацию в межнациональной сфере? Таким способом? Допустим.
Но надо понимать, что вина будет возложена прежде всего на ужасных «башкирских националистов».
Ибо Центр нервно и зачастую неадекватно реагирует на любое слово, хоть как-то увязываемое с сепаратизмом, а именно Вы, егеттар, по-пустому наболтали их на своих пабликах достаточно.
Это я ни отчего не отговариваю – а предупреждаю: что за чем стоит и каков расклад.
Пройдемся по списку.
СПИСОК ЗАПРЕТНОГО
По мигрантам. Башкиры к таковым, понятное дело, не относятся. Можно спорить, но разгонять за это… хм – а почему за это «Кук буре» никто не разгонял?
По языку – да, позиция РМ спорна и конфликтна. Да, в такой ситуации спор может перерасти во что угодно. Но, между прочим, они занимают точно ту же позицию, что известный националист и публицист Айрат Дильмухаметов. Его тоже разгонять будем? Хотя уже было как-то, в 2005. Не одобряю метода.
По религиозному радикализму. Конфликтно в этаких устах. Но само по себе – обсуждаемо, ибо исламский радикализм существует, и даже более известен, чем, скажем, православный. Обсуждать – не преступление, люди реально напуганы Дагестаном, Сирией, Ираком, Ливией, Украиной. В общем, здесь будет зависеть от того, КАК подадут, и о чем будут говорить.
По культурному состоянию города. Замечательно, что в обсуждениях башкиры, включая противников РМ, сами горячо высказывались в защиту уродуемого за считанные годы облика своей столицы.
Это – не конфликтный пункт: конечно, при условии, что его будут подавать не так лживо и провокационно, как бывало на РусБаше, «Сообществе друзей Уфы и Башкортостана», «АиФ-Башкортостан» и прочем «прохамитовском пуле». Здесь снять конфликтность легко.
Новороссия. Вообще без вопросов. У башкир единства во взглядах на нее также мало, как среди самих русских.
Знаю нескольких башкир, воюющих там. А первая кровь из Донбасса из Башкирии, первые 300-е, оказались именно башкирами. Я не имею в виду Исламшина из Кумертау, который прославился в этом споре неожиданным криком, что пойдет охранять РМ – фигура, конечно, эпатажная, но сам его выбор на Донбассе достоин уважения. Знаю известного топ-блогера Юлая, танкиста самообороны ЛНР с первых дней. Знаю журналиста, работающего там с Майдана до сегодняшний день. (В ополченцах башкир вообще немало, чаще из отслуживших в «горячих точках» - и было бы намного больше, если бы не низкая легитимность режима Хамитова, особенно у башкирского населения; хоть в чем-то провалы в национальной политике РБ пригодились).
В общем, ГЛАВНАЯ, по заверениям организаторов, тема РМ-14 в Уфе не задевает интересов башкир и в этом неконфликтна. Никто же к митингам НОДа претензий не имеет: да пожалуйста.
Если она действительно главная. А не прикрытие для провоцирующих вещей. Вот практика и покажет, что для русских националистов главное – конфликты в Башкирии или поддержка Новороссии.
То же самое относится и к их оппонентам – если неприемлемые моменты и формат будут сняты, а спорные – переведены в режим регулярного обсуждения, мы увидим, что для кого важнее – пиар на конфликте или действительно интересы Республики Башкортостан.
Азат Бердин,
специально для сайта «РБ –XXI век»
http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/825-russkiy-marsh-14-v-ufe-zapretit-nelzya-razreshit.html
В прошлой статье мы говорили о конфликте вокруг заявленного на 4 ноября 2014 года «Русского марша» (далее - РМ. - Прим. авт.) в Уфе. Статья имела практические последствия: вчера, 29 октября 2014 года в помещении ИГИ РБ состоялся очередной круглый стол традиционалистов Башкортостана, посвященный конфликту вокруг этого мероприятия. В обсуждении, помимо инициаторов: представителей Центра социокультурного моделирования ИГИ РБ А.Т.Бердина и Р.Д.Карамышева, участвовали русские националисты из оргкомитета РМ-14 в Уфе Евгений Беляев и Константин Чадлин,
лидеры башкирских молодежных групп «Башкорт», «Кук буре», Молодежного Совета при Исполкоме Курултая башкир, сообщества по противодействию проведению "Русского марша" в Башкортостане «Сход батыров», правозащитница Рамиля Саитова, а также представитель РИСИ, известный историк, доцент Рамиль Рахимов. Старались собрать как можно более узкий круг, потому, что желающих участвовать набиралось как минимум в три раза больше, чем реально принявших участие: в большой аудитории трудно до чего либо договориться. Нам всем сейчас нужен не эмоциональный, а технический, инженерный подход к делу.
Организаторы РМ-14 раздали официальные требования мероприятия.
Цели публичного мероприятия:
- Требование поддержки русского и русскоязычного населения Юго-Востока Украины;
- Требование разработки и принятия мер, направленных на упорядочение процесса миграции на территорию РФ с учетом интересов и конституционных прав местного населения;
- За принятие комплекса мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма и его экспансии из-за рубежа;
- За сохранение исторического облика и исторической памяти г. Уфы.
- За обеспечение реализации прав граждан РБ на изучение русского языка в государственных учебных заведениях в полном объеме;
- За поддержку отечественного производителя, машиностроения и военно-промышленного комплекса;
Евгений Беляев, отвечая на вопросы, разъяснял все эти пункты, причем почти все сошлись, что сами пункты зачастую спорны – но приемлемы. Подробнее, с расшифровкой стенограммы, расскажем, если потребуется, позже, сейчас задача иная – не столько рассказать о встрече, сколько о раскрытой на ней сути конфликта – естественно, как она видится мне, автору.
Дело оказалось не в пунктах.
Давайте четко разделим, хотя бы в первом, рабочем приближении, неприемлемое в принципе от спорного, обсуждаемого.
Заметил, что как раз представления и претензии «Башкорта» и «Схода» были (стихийно, естественно) антинационалистическими, скорее традиционалистскими: "Русский марш" признается как справедливое явление в Москве - ибо это общая столица России, и областях: у русских в самом деле проблемы есть, сочувствуем. Но «мы никогда не согласимся, чтобы русские националисты проводили в Республике Башкортостан свои русские марши. Мы согласны, чтобы каждая национальность проводила такие мероприятия только на своей коренной земле: башкиры в Башкортостане, татары в Татарстане, русские в Москве, Орле, Туле и других русских городах, каждая национальность на своей земле». А вместе, пояснили башкирские активисты, нам можно пойти на Российские Марши: башкирская колонна, русская, татарская и т.д. – прямо телепатически повторяя тезисы столь разных русских активистов Башкирии, как Владимир Соловьев и Галина Лучкина. Патриотизм против этнонационализма.
Все это - из советских представлений о ритуальной иерархии и распределении национальных полномочий и национального представительства: ССР, АССР, а все вместе – Союз ССР и дружба народов. Они как раз противоположны националистической картине мира: в ней националист обязан бороться за интересы своей нации хоть в Уфе, хоть в Мельбурне. В основе национализма, в отличие от патриотизма, лежит не справедливость, а национальный эгоизм. По мере возможностей: от живодерства бандеровцев-резунов до мирного гандизма индусов.
Этот мой тезис делом подтвердил настоящий, соответствующий теории башкирский либеральный националист, Азат Сальманов, заявив Беляеву с Чадлиным: не поддавайтесь на провокации, не вздумайте сменить марш Русский на Российский! Он был радостен – РМ реанимирует угасавший башкирский национализм, причем на основе, которую никак не получалось привить добрым башкирам, сколько ни старались совместными усилиями Дильмухаметов и «Уфимские губернии» – русофобии. Примерно в том же духе выступили Тимур Мухтаров и Рамиля Саитова. Естественно, у всех остальных собравшихся башкирских оппонентов РМ-14 предложения были, как уже сказал, противоположны.
Как в учебнике проявилось, каким образом русский этнонационализм со своим РМ воскрешает и возбуждает национализм башкирский – именно в той форме, с которой якобы борется.
Рамзиль Байназаров из "Башкорта" прямо дал понять - проблема давно не в их группе либо каких-либо профессиональных башкирах: на этот раз и нередко реагируют люди, никогда ни на какие пикетики ходить не собиравшиеся: трудяги из деревень и городков, им работать надо. Но РМ они восприняли как вызов, который нельзя не остановить.
Добавлю пример навскидку: вечно ругающиеся паблики ВКонтакте: «Башкорт» и «Русская Башкирия», «Сход батыров» и «Русский марш в Уфе-2014» разместили опрос: ЗА либо ПРОТИВ проведения РМ в Уфе. Всем известно, как мало собирают башкирские националистические группы людей на свои пикеты. Этим они и полезны: делом показывая, насколько не разделяет сильный и патриотичный народ башкирский скудные идеи национализма. Но здесь в первый же день голосования ПРОТИВ «РусМарша» проголосовало более 500 человек.
Интернет позволяет посмотреть, кто это – там много людей, которых к националистам никак не отнесешь, известных и уважаемых – Вас, граждане организаторы и их мнение не интересует?
В том же «Башкорте» постоянно повторяли, что ничего не имеют против русских как таковых – решительно не желая признавать за националистами право представлять русский народ. Аналогичное заявление не раз делал тот же Беляев - он слишком уважает народ башкирский, чтобы считать его ответственным за тупую русофобию отдельных юзеров. В обсуждениях ВКонтакте это вполне четко прозвучало. Можно, конечно, судить не по их официальным высказываниям, а увлечено выискивать комменты в поганом уфагубском стиле, которые на этих пабликах нередки – по причине поразительной глупости либо гапонства вывешивающих. И в случае преследования за русофобские помои мне их жалко ничуть не более, чем таких же ущербных башкирофобов-комментаторов запрещенного за экстремизм Интернет-проекта «Уфимская губерния».
Товарищи, ругательства – признак слабости. Сильный не пакостит и не грозит. Давайте с этой встречи изживать фобии хотя бы в комментариях на Ваших пабликах. Модерируйте поганые комменты в стиле экстремистской «Уфимской губернии» (в Башнете даже термин закрепился «уфагубство»). Здесь передовой опыт – у Башфорума, а из оппонирующих в конфликте сторон – у «Русской Башкирии». Там тоже всякое проскальзывает - но модератор хотя бы старательно убирает откровенно башкирофобские вбросы: и это большое преимущество. Как правильно заметил при этом его редактор Евгений Беляев – по разжигающим и просто подлым комментариям тот же «Майдан РБ» давно стал Интернет-помойкой наподобие «Уфагуба» - и зачем поддаваться идиотскому и преступному примеру? И что ценно, с этим согласились все.
От «Схода» добавлен и формально странный тезис: мы не против митинга или пикета, мы понимаем, что у русских Башкортостана могут быть свои проблемы и требования. Но категорически против Марша. «Если же русские националисты решат вместо марша провести пикет или митинг, мы им не будем мешать».
Казалось бы, а чем по содержанию марш отличается от пикета?
Я попытался Беляеву разъяснить: Марш, да с разрешением властей, им представляется именно как демонстрация силы, как по побежденному городу. Митинг ОГРАНИЧЕН, а марш – НАПРАВЛЕН, это агрессивная форма. Причем беспрецедентная для Башкортостана. А агрессия воспринимается как претензия на доминирование. Как марш протестантов по католическому Ольстеру. Не отреагировать на такой вызов башкиры не могут – они республикообразующий народ для Башкирии.
ВСЕ оппоненты РМ однозначно высказались ЗА РОССИЙСКИЙ МАРШ. Сами приняли бы в нем участие – естественно, отдельными башкирскими колоннами – если дать убедительные лозунги. Я бы на месте казенных общественников ловил, пока есть, такую удачу. Но нет, провокации интереснее.
Итак, важная проблема в том, что «Русский марш» воспринимается как вызов даже в целом, какие бы лозунги на нем не звучали, даже полностью конструктивные. А потому его разрешение в Уфе ставит государство перед целым рядом тупиковых и крайне конфликтных возможностей – на пустом, в общем-то, месте: реакция многих даже из немногочисленных пока русских профессиональных активистов – тоже против РМ.
Но это уже проблема другого уровня, сначала нужно освободить ситуацию от явно конфликтных составляющих внутри нее.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
«Русский Марш» в целом я считаю явлением вредным. И многие русские люди это мнение разделяют. Он раскалывает и без того слабое наше общество очень сильно. Даже символически – в День народного единства. Что и сказал на Соборе национал-активистке Наташе Кузнецовой. И это мое мнение разделяют, уверен, подавляющее большинство башкир и многие русские – прямо на Соборе нас в этом поддержала… Лина Серегина (Галина Лучкина), выразив свои мысли и в своем ЖЖ.
То же самое повторил на этом круглом столе историк Рамиль Насибуллович Рахимов. РИСИ жестко против идеи РМ – она разрушительна для державности. Вот Российский Марш – да, был бы поддержан!
И независимо от него то же самое высказало сразу несколько молодых башкир, не знавших никакого РИСИ.
С другой стороны, много что является вредным – приватизация, например, разгул национализмов, распад Союза. Вредным, но пока – увы - приемлемым.
Настолько, что убедившись в неэкстремистском (за исключением одного непродуманного баннера) настрое и хорошей организации первого «Русского Марша» в Уфе, мы, напомню, организовали по его результатам круглый стол с организаторами марша и представителями оппонирующих сторон: «Кук буре», «Туган тел», зам.начальником ФНС, главами армянской и азербайджанской диаспор Уфы.
Открою секрет: сами организаторы РМ-14 понимают, что «Русский марш в Москве в том виде в каком он проводится действительно себя изжил, не могу не признать. Последний раз он был интересен и актуален года три назад» (Евгений Беляев).
ТЕПЕРЬ О НЕПРИЕМЛЕМОМ.
Неприемлем будет РМ с откровенно фашистскими и шовинистическими лозунгами. За мир на таком марше я не пошевелил бы даже пальцем.
Но такого не будет. И НЕ ПЛАНИРОВАЛОСЬ. Это воля и организаторов РМ в Уфе. Это выражено много раз, в том числе позавчера – проникновенно и определенно.
Неприемлем, тем паче в Башкортостане, лозунг «Россия для русских!»
Смотрим репортаж Евгения Костицына («МКС») со слов заявителя РМ-14 в Уфе Константина Кузнецова: «Вопреки сложившемуся стереотипу о русских националистах – лозунг «Россия для русских» звучать на марше не будет».
И опять подтверждение – не планировалась такая глупость для Башкирии.
Неприемлем, категорически, мелькнувший прошлый раз лозунг: «Русский марш - Уфимский край».
О нем мало знали, потому, что, во-первых, мало знали о существовании некоего РМ в Уфе. А кто знал и увидел 4 ноября 2013 г., мог и не обратить внимание: там были и куда более кудрявые лозунги, вроде огромного «Убийцы русского языка, остановитесь!» (Кстати, в связи с Украиной он неожиданно приобрел уместное, даже трагическое звучание. А потому, лично считаю, в 2014 г. допустим).
Но теперь, когда над пиаром националистического мероприятия потрудился целый пул в официозных СМИ, включая Шушпанова в АиФ-Башкортостан, Костицына из МедиаКорСети, когда тема нагрета яростной дискуссией и жестким протестом группы «Башкорт»... Я понимаю, что этого Вы и добивались, узнаваемость для всех общественников – политический капитал. Но теперь-то лозунги тем более приобретают важнейшее значение.
Не нужно обманывать себя и других, якобы этот лозунг имеет «просто историческое, лирическое значение», что это метафора такая культурно-историческая, не имеющая никакого политического подтекста и претензий к Республике Башкортостан. Для людей – он имеет именно политическое значение! И это не их проблема, а организаторов марша. И государства.
Культурно-исторической метафорой это было бы в «Уфимских ведомостях», в «Вечерке», но не на марше русских националистов. На марше - наглый вызов. Отрицание Республики Башкортостан. Башкортостана, Башкирии вообще. Так это воспринимается людьми, и любые флажки и уловки рядом – на этом фоне будут восприниматься только как националистическая логика Бориса Филатова «а вешать будем потом».
И это именно не только их, а Ваши проблемы, товарищи организаторы! И если Вы это не признаете, то вся вина за конфронтацию падает на Вас, и Ваше поведение превращается в провокацию.
На круглом столе Вы показали людям, что не похожи на провокаторов, что как и они, ищите диалога. Но это не должно ограничиваться демонстрацией благих намерений на круглом столе.
Итак, «Русский марш – Уфимский край» – был бы уже прямой провокацией, не имеющей, кстати, никакого отношения ни к Новороссии, ни к прочей заявленным темам.
ЗАПЯТУЮ СТАВИТ ВЛАСТЬ
По логике, он совершенно недопустим и властями Республики Башкортостан – иначе они не соответствуют своему названию. Допустившее такое в центре Башкирии правительство просто действительно расписывается в работе против собственной республики. Открыто.
И не защищает население от провокации сепаратизма и экстремизма карабахского типа – причем, когда его можно мягко убрать легким движением руки.
Без устранения именно самих поводов конфликтности вроде антиреспубликанских слоганов любые отказы и посылки в Затон (окраина Уфы) это только унижает заявителей, при этом заранее снимая с них ответственность, но оставляя конфликтность и провоцируя ее.
Наша же цель – преодоление именно конфликтности. Естественно, не «любой ценой», а в соответствии со справедливостью и балансом интересов сторон. Причем как стороны нас занимают не малоизвестные еще вчера БОО «Башкорт» и «РОД Уфы» (так, кажется?), а реальные стороны, которые их конфликт провоцирует на противостояние: башкирскую и русскую общественность, а шире – народы.
Смею заверить, что нарастание этноконфессиональной конфликтности в Башкортостане, как и удивительная в этом плане национальная политика новых властей РБ вызывает пристальный и живейший интерес у ведущих экспертных структур страны. Не публицистов-идеологов, вроде Раиса Сулейманова, а настоящих, включая Центр С.Г.Кара-Мурзы: экспертов, составляющих на федеральном уровне «карту угроз», людей, входящих в Совет обороны РФ и т.д.
Межнациональная политика некоторых кругов РБ в виде взращивания русского национализма и противопоставления его башкирскому понимается населением как провокационная.
Не было бы такой бурной реакции башкирской общественности на подготовку (только еще подготовку!) какой-то никому в миллионной, причем наполовину русской по населению, Уфе неинтересной акции «русских националистов» - если бы не четырехлетняя провокационная кампания «мягкой башкирофобии» («жесткой» - в Башнете, авторы те же и всем известны), по терминологии С.Г.Кара-Мурзы - «культурного садизма» в отношении башкирского народа, его героев и символов в местной прессе. Я уже не говорю о политике, о разозлившем многих "выборах Хамитова" и т.д. – всему свое место и время.
Оставим все это для анализа событий 4 Ноября на более серьезном уровне, чем сайт в Башнете: пока же они еще не произошли.
При этом власть самоуспокаивает себя, судя об обществе по покорно попискивающему из норки Курултаю башкир и до смешного легко разводимым качкам из «Башкорта».
Вторые, правда, хоть честно понимают, что нарушат закон. Не может одна общественная организация запретить другой общественной организации мирное шествие, если оно в рамках закона.
Так может быть, понятно, что если люди готовы драться, готовы сесть надолго из-за каких-то слов – эти слова не нужны?
Или они реально отражают Ваши жизненные потребности?
Тогда дело плохо. Но предупредить нужно об этом честно, чтобы все знали, к чему готовиться.
Дело же не в том, чтобы какого-то дурацкого плаката не было - дело в том, чтобы стороны поняли и желательно - проговорили, что в наших обстоятельствах, нашей Башкирии именно эти слова неприемлемы, и почему.
Тем паче, что логика националистов «обещайте им что угодно, а вешать будем потом» хорошо известна. Не вижу, чем русский радикал-националист принципиально отличается от украинского или немецкого.
А доказать, что у нас нет радикалов, ОБЕ стороны могут только делом.
Да, подсудного в баннере нет – иначе год назад несшие его обязаны были уже сидеть. Но зачем нам врать себе и друг другу? Вы несете вызов землякам или нет, вот в чем вопрос. Говорите: нет! А делаете: да! – это конструктив такой, граждане?
Причем вызов такой, не отреагировать на который нельзя – он задевает жизненно важные их интересы. Да, пока символически. А когда в обществе реально расходятся представления о жизненно важном, приходит беда. Как в Сараево. Грозный, Сухум, Цхинвал, Донбасс.
Боятся не Вас, боятся себя. Своей боятся реакции. Межнационального конфликта боятся, а как избежать его – не знают, ибо есть ситуации, когда не отвечать на вызов нельзя – иначе потеряешь себя.
Настаивать на таком лозунге, прекрасно зная реакцию, и отнюдь не только националистов мелких групп «Кук буре» или «Башкорт» - это именно гапоновщина. Или шантажировать власть, что пройдут и при запрете марша властями, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Кстати, шантаж удался.
Как и другой стороне - кричать, что не допустят мероприятие русских националистов в ЛЮБОМ виде.
Давайте совместными усилиями гапоновщину убирать из наших взаимоотношений.
Нам предки оставили их дружественными и никто не имеет право их марать.
Поэтому нужно четко выделять вещи просто вредные (в твоих глазах) и неприемлемые в принципе. Что здесь и делаем.
СХОДУ
Хотелось бы обратиться и к башкирским оппонентам РМ. Право на сомнение и сопоставление с нацистскими маршами по РФ Вы имеете, слов нет. Но ведь в данном случае было многократно конкретно сказано, что организаторы этого сами не приемлют. Они известны, Ваши представители разговаривали с ними целый вечер.
РМ – действительно вызов. Но именно для того, чтобы обосновать себе и другим его неприемлемость, нужно по максимуму поставить перед самим собой вопрос: что именно неприемлемо? И НЕ ОБМАНЫВАТЬ себя. И людей. Например, якобы виной всему "зиги" (неонацистские жесты). И продолжать иллюстрировать его "зигами". Это в целом эффектно для пропаганды, знаю. Но сейчас речь не о пропаганде, а именно о решении принципиальных вопросов, конфликта между земляками. Беспрецедентного.
А значит, лгать себе НЕЛЬЗЯ.
Так вот – если вопрос в "зигах", то он снят: в Уфе на РМ "зигов" и вообще нацистской стилистики НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ. «Россия для русских» - НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ.
Так что те, для кого неприемлем только этот аспект, могут быть спокойны.
Все остальные пункты – спорны, но обсуждаемы.
НЕ БУДЕТ попыток отрицания Республики Башкортостан.
НЕ БУДЕТ башкирофобских лозунгов.
Думаю, НЕ БУДЕТ и демонстративного массового шествия по городу, как протестантов по Ольстеру: а митинг, как все сошлись, - вещь всеми приемлемая.
Неприемлемым остается, по сути, один лозунг. Но тут, думаю, диалоги в Соборе, на круглом столе и собственные размышления организаторов принесут пользу.
И спорным - сам формат – почему не Российский, а Русский марш. Либо, если «Русский» - то почему не митинг, а Марш.
ИЩЕМ МАЙДАН
Но здесь важный нюанс. Вашим оппонентам, егеттар, и некоторым авантюрным кругам во власти крайне хочется представить Вас именно долгожданным «майданом в Башкирии» - а то противник все никак не вырисовывается. А он нужен – и властям, и им, очень. В этом их интересы с интересами Майдана РБ и «дежурного экстремиста Республики Башкортостан» Дильмухаметова совпадают. Нет лучшего способа окончательно маргинализировать, дискредитировать и выкинуть башкирское движение на обочину политической жизни следом за ним, чем представить «майданом».
А ведь именно СБМ было движением, противостоящим вместе с дугинской «Евразией» в 2005 г. оранжоидной оппозиции – тогдашней хилой разновидности Майдана, включая дежурного татариста Рамиля Бигнова, состоящего при нынешней власти «Председателем Общественной Палаты» (так, кажется?). Впрочем, раз это так важно, отношению башкирского движения и Новороссии посвящу отдельный материал.
Кстати, если вспомнили 2005 г. Удержать ситуацию при таком конфликтном подходе в формате РМ в Уфе уже почти невозможно. Это показал пример и СБМ, когда, будучи несравнимо многочисленнее и организованнее нынешних движений, допустили неожиданный и опозоривший акцию инцидент с пенсионером.
И недавняя провокация в Кумертау. Там РНЦ Лугового были не правы на 100% - но это неправоту смазал факт: первым в драку (во время которой и досталось бросившимся на улицу разнимать драчунов мулле и его жене) на двадцать качков бросился все-таки один из спешно прибывших пятерых мусульман. Мотив понятен – наших бьют! Муллу осадили! И по-мужски логика понятная – но свое порицание – поверьте, очень жесткое - от единоверцев за несдержанность он получил, а закон добавит – надеюсь, как и всем участникам, прежде всего - инициаторам осады и допустившим позорный инцидент полицейским.
При такой же организации, что ныне у стихийно собирающихся возмущенных вызовом молодых башкир – подобные «сбои», чреватые, как видим, конфликтом куда громче Кумертау (пресса наготове и Затон – все-таки Уфа, а не Куюргазинский район) – почти неизбежны.
Вы, егеттар – очень удобная информационная мишень. Уже готовы СМИ РБ и важные - РФ. При любом исходе готовы развопиться о жутких башкирских националистах русские нацдемы – Холмогоров, Крылов и т.д.: НДП прямо участвует в РМ в Уфе, а в связи с Украиной они заняли нишу в федеральных СМИ.
Это будет вовсе не славой мучеников: основной мишенью будете не Вы. Будет – Рахимов. Вы – это типа жуткое наследие рахимовщины, сепаратизма и этнополитического шантажа. Будет и Сарбаев, - их свяжут друг с другом, с Вами, с их истинными и выдуманными грехами в один грязный клубок, чтобы смести и выдавить окончательно, уж это-то в интересах АП РБ.
Посмотрите, как не выдержав, раньше времени расстаралась С.А.Нургалеева из «Регнума», прославленная своей патологической башкирофобией. Но она отражает желания людей более серьезных.
В действительности нескончаемые вопли «колорады! колорады!» несутся лишь с МайданРБ, оранжоидного ресурса, модерируемого, как поговаривают, хозяином из Одессы. Да от Айрата Дильмухаметова.
Куда мощнее «майданная волна» от наследника экстремистского сайта «Уфимская губерния» - «Уфимский журнал» Сергея Орлова и «Открытая Уфа» , поставленная на ноги той же Светланой Нургалеевой (Некрасовой) – но она-то теперь легализована.
Но здесь важный нюанс.
Айрат Ахнафович – неглупый и смелый человек, публицист эпатажный и известный. Но дитя перестройки навсегда. Политический маргинал, оригинал-одиночка. Похваляться, что состоял в партии Новодворской (не нашей башкирской, а настоящей) – не обижайтесь, но это диагноз. Политический, конечно. В свое время, время своей наибольшей силы, башкирское движение за ним не пошло. И сейчас не пойдет – оно и не должно идти с демшизовыми воплями в небытие.
Притом, что действительно майданическим являлось именно требование РМ – «пройдем в любом случае!»
Майдан ведь не тем определяется, за русских он или за украинских этнонационалистов. Можно истерически орать про поганых укров точно так же как "башкирская Новодворская" орала про таинственных башистов.
А целью и форматом. Майдан – это орудие запуска гражданской войны.
Фактически инициаторы срыва РМ, как в 2005, но самовольно и уже на грани нарушения закона, берут на себя роль АнтиМайдана, защитника стабильности.
Логика их понятна: башкиры точно также несут особую ответственность за безопасность и мир в Республике Башкортостан, как русские – по всей России (включая, кстати, и тот же Башкортостан).
Но реальная работа по сбережению Башкортостана и России тем-то и отличается от скакания на майданах, что люди умеют не скакать, а думать. Не допускать обратного эффекта от своих действий. И действовать по зрелому размышлению, как подобает мужчине.
Впрочем, разбор на тему «кто тут больше правосек» оставим на потом.
О МЕЧТАХ
Соображение некоторых, якобы в случае громкого инцидента – массовой драки на РМ, например, Путин снимет Хамитова – считаю, неверное.
Скандальные выборы 2014 г. показали: Р.З.Хамитов заново поставлен под совершенно конкретную задачу совершенно конкретными могущественными людьми и его не уберут, пока вопрос с Башнефтью (и последними остатками собственности РБ, вроде «Солитона» и прочих охотничьих угодий) не решится. Из приличия не уберут и ранее окончания ШОСоБРИКСА. А может быть, и весь срок доработает - но в данном случае важнее не гадания, а то, что сейчас не уберут точно.
Хотите обратить внимание на резко ухудшившуюся при этой администрации ситуацию в межнациональной сфере? Таким способом? Допустим.
Но надо понимать, что вина будет возложена прежде всего на ужасных «башкирских националистов».
Ибо Центр нервно и зачастую неадекватно реагирует на любое слово, хоть как-то увязываемое с сепаратизмом, а именно Вы, егеттар, по-пустому наболтали их на своих пабликах достаточно.
Это я ни отчего не отговариваю – а предупреждаю: что за чем стоит и каков расклад.
Пройдемся по списку.
СПИСОК ЗАПРЕТНОГО
По мигрантам. Башкиры к таковым, понятное дело, не относятся. Можно спорить, но разгонять за это… хм – а почему за это «Кук буре» никто не разгонял?
По языку – да, позиция РМ спорна и конфликтна. Да, в такой ситуации спор может перерасти во что угодно. Но, между прочим, они занимают точно ту же позицию, что известный националист и публицист Айрат Дильмухаметов. Его тоже разгонять будем? Хотя уже было как-то, в 2005. Не одобряю метода.
По религиозному радикализму. Конфликтно в этаких устах. Но само по себе – обсуждаемо, ибо исламский радикализм существует, и даже более известен, чем, скажем, православный. Обсуждать – не преступление, люди реально напуганы Дагестаном, Сирией, Ираком, Ливией, Украиной. В общем, здесь будет зависеть от того, КАК подадут, и о чем будут говорить.
По культурному состоянию города. Замечательно, что в обсуждениях башкиры, включая противников РМ, сами горячо высказывались в защиту уродуемого за считанные годы облика своей столицы.
Это – не конфликтный пункт: конечно, при условии, что его будут подавать не так лживо и провокационно, как бывало на РусБаше, «Сообществе друзей Уфы и Башкортостана», «АиФ-Башкортостан» и прочем «прохамитовском пуле». Здесь снять конфликтность легко.
Новороссия. Вообще без вопросов. У башкир единства во взглядах на нее также мало, как среди самих русских.
Знаю нескольких башкир, воюющих там. А первая кровь из Донбасса из Башкирии, первые 300-е, оказались именно башкирами. Я не имею в виду Исламшина из Кумертау, который прославился в этом споре неожиданным криком, что пойдет охранять РМ – фигура, конечно, эпатажная, но сам его выбор на Донбассе достоин уважения. Знаю известного топ-блогера Юлая, танкиста самообороны ЛНР с первых дней. Знаю журналиста, работающего там с Майдана до сегодняшний день. (В ополченцах башкир вообще немало, чаще из отслуживших в «горячих точках» - и было бы намного больше, если бы не низкая легитимность режима Хамитова, особенно у башкирского населения; хоть в чем-то провалы в национальной политике РБ пригодились).
В общем, ГЛАВНАЯ, по заверениям организаторов, тема РМ-14 в Уфе не задевает интересов башкир и в этом неконфликтна. Никто же к митингам НОДа претензий не имеет: да пожалуйста.
Если она действительно главная. А не прикрытие для провоцирующих вещей. Вот практика и покажет, что для русских националистов главное – конфликты в Башкирии или поддержка Новороссии.
То же самое относится и к их оппонентам – если неприемлемые моменты и формат будут сняты, а спорные – переведены в режим регулярного обсуждения, мы увидим, что для кого важнее – пиар на конфликте или действительно интересы Республики Башкортостан.
Азат Бердин,
специально для сайта «РБ –XXI век»
http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/825-russkiy-marsh-14-v-ufe-zapretit-nelzya-razreshit.html
«Русский Марш» в целом я считаю явлением вредным.......
ОтветитьУдалитьДа знают все, что г-н п ердин считает "полезным" приход "обозленных и разъяренных масс из аулов" на революцию по куыргызскому сценарию. Но даже следователь вахитов, у него эту просьбу не берется к ШОСоБРИКСам выполнить.
Башкортостан - субъект Российской Федерации,у всех граждан - равные права и нехрен наводить тень на плетень.
ОтветитьУдалитьТопай в свою Иванию и будь равным с таджиками и дагестанцами.
УдалитьБашкортостан - колония Московии. Публичное похождение имперского субъекта говорит о продолжении этого преступления.
ОтветитьУдалитьБыло бы правильно, если русский колониальный этнос маршем и хором направились в сторону Иваново.
УдалитьРусский колониальный марш пойдет в Иваново, только после того, как титульный марш оккупированных башкир пойдет в Темясово, возрождать государственную БЯку.
УдалитьРусским далеко до немцев. В цивилизационном измерении.
ОтветитьУдалитьНемцы после своих фашистских преступлений покаялись. Даже кое-куда добровольно ездили восстанавливать им разрушенное.
А руссо-Московия и XXI-м веке продолжает свои колониальные преступления.
Русские должны уйти из завоеванных ими территорий. Цивилизованный мир должен добиться этого - вынудить колонизаторов освободить народы.
ОтветитьУдалитьБашкиры обленились на столько, что даже сами освобождаться не хотят? Будут ждать пока их цивилизованный мир не освободит?
УдалитьБашҡорт егеттәре! Урыҫ маршына юл ҡуймайыҡ!
ОтветитьУдалитьБашҡортостаныбыҙҙа килмешәк хужа булып йөрөүе башҡортты мыҫҡыл итеү һәм ул юҡ ул ҡурҡа тигән һүҙ!
Уян башҡорт, күрһәт үҙеңде, юҡ мин үлмәнем башҡорттар тип әйтегеҙ Салауат тоҡомдары!
Күреп торабыҙ - Башҡортостаныбыҙҙы талау һәм мыҫҡыл итеү бара!
Какая-то каша в голове у этого Бердина. То он за марш, то против. Так всегда бывает, когда у человека нет убеждений, нет системы фундаментального мировоззрения, нет системы ценностей. Когнитивный диссонанс, одним словом :(
ОтветитьУдалитьНет, у него не каша, у него совок, а совок и есть каша - и рыбку съесть, и на хуй сесть. Бердину уже не раз говорилось, он теоретик эксперт, если бы он был практиком в прошлом, то его консультации имели бы интерес. А так его мнение неинтересно.
ОтветитьУдалитьНе поленился, прочитал всю портянку, потому что кто-то говорил, что А. Бердин мол - башкирский интеллектуал. Но увидел тут убожество сознания, как у автора материала, так и у всех участников круглого стола, со слов того же автора. Россия сегодня находится в исторической точке невозврата, в которой сошлись все ее кривые линии. Об этом пишут лучшие умы рунета. Здесь же, в глухом таежном башкирском тупике, вы с важным видом обсуждаете какую-то хрень.... Назвать русский марш - российским, пойти татарской или башкирской колонной... Лугандонию, бандеровцев. Через год, если не совсем идиоты, вы увидите какую ерунду обсуждали и какой коростой покрыты ваши мозги.
ОтветитьУдалитьВидимо, все-таки надо сказать пару слов об этом очередном шедевре. 1. Национализм любой нации имеет полное право на свое существование. История феномена РН в России, его детища РМ, последующая борьба против РН cо стороны АП и ФСБ, и за перехват его маркеров, в т.ч. и РМ, изложена в сети и всем кто в теме известна. Украинский вопрос, как солнечный свет, обнажил оборотней в РН и их кураторов-вампиров. РМ в Башкурдистане, где рашисты осуществили несколько геноцидов башкирской нации - не имеет никакого права даже на вербализацию; нынешний инспирируется гебней, это выявляется по новососному маркеру.
ОтветитьУдалить2. Я рад, что в сознательном возрасте застал совок, видел и прочувствовал его целиком, 2 года в СА познавал его в ускоренном режиме, (где отказался вступать в КПСС) являлся лучшим на истфаке БГУ знатоком всего ПСС В.Ульянова-Ленина. Мой 3-5 курсы совпали с годами, когда отец был избран секретарем обкома по идеологии, поэтому моя теория на истфаке всегда шла бок о бок с практикой: 87-90гг. это годы прозрения многих, в т.ч. и меня, от убежденного сторонника Совецкой власти в 84-м, до убежденного антикоммуниста в 89-м, когда я вышел из ВЛКСМ и вступил в ДС. Далее.
3. Демсоюз В.Новодворской ставил цель - уничтожение СССР. Формально эта цель была достигнута, поэтому в декабре 91г. я официально из ДС вышел и вступил в СБМ. Больше нигде и никогда я в российских партиях не состоял и состоять не буду. Валерия Ильинична, земля ей пухом, удивительно цельный, бесстрашный человек, чей публицистический талант именно в те года, оказал на меня существенное воздействие. Попытки провинциальных граждан - то сравнить ее с Нургалеевой, то покрутить пальцем у виска, выявляют лишь полное отсутствие культуры, незнание ее творчества 80-гг в г-те "Свободное слово", нищету, либо полное отсутствие духа у политических пигмеев - перед русской Жанной 20 века.
ОтветитьУдалить4. 87-93гг. оказали огромное влияние на формирование моей личности, и в этом смысле Бердин прав - я действительно жертва перестройки, чему несказано рад. В то время когда Бердин занимался нах никому ненужной наукой, я образно был на баррикадах, на острие борьбы. Я видел и знал - я не винтик, я и есть орудие Истории. И за прошедшие 20 лет, это орудие только совершенствовалось. 5. Истоки всего политического сегодняшнего - СССР мертв не окончательно. Совок надо добить. Конкретно его имперскую, шовинистическую, чека-гебешную составляющую. Десоветизация: суд над КПСС и другими преступными организациями, над трупными идейками над неразложившимся телом монстра - всякого рода гебешными версиями евразийств, которыми неизлечимо больны всякого рода юмагуловы.
6. Четвертая Башкирская Республика - государство, рожденное на основе права башкирской нации на самоопределение. В ней, без всяких рээмов, будет развиваться РЯ, защищены конституционно права русских, татар и др., возвращены исторические названия и облики. 4 БР - детище политической башкирской неовалидовской нации, своей идеологией имеющей - башкирский ПОЛИТИЧЕСКИЙ национализм. Ошибки валидовского периода, его мягкость, когда в башкирском движении присутствовали разные идеи, ослабляющие Нацию - будут исключены. Как и заблуждающиеся лица, эти идейки, пропагандирующие, не важно искренне, или при исполнении. Ничего личного.
7. Агрессивная сущность современного политического руководства РФ имеет базисом исключительно 2 взаимосвязанные вещи: шовинизм и совок головного мозга. В русском народе, в силу его особого исторического пути эти 2 субстанции развиты неимоверно. Именно поэтому, в своих запрещенных работах нулевых годов (а больше ни у кого не запрещали, нет?) я и оказался прав в своих оценках по уфагубу - в каждом нерассовеченном и не в расшэгээмированном русском, вся эта хрень будет жить, и будет являться врагом нашему политическому национализму, 4-ой Республике, и значит - жизненно важным интересам башкирской нации. Как и все проявления совка, как и все башкиры по паспорту, разделяющие химеры ШГМ и красножопых, эти ватники, колорады, пидоры-шульгены, путиноиды. В близком политическом будущем, таким места нет.
ОтветитьУдалитьАйрат Дильмухаметов
"...в каждом нерассовеченном и не в расшэгээмированном русском, вся эта хрень будет жить, и будет являться врагом нашему политическому национализму, 4-ой Республике, и значит - жизненно важным интересам башкирской нации. ..."
УдалитьЭто будет являться врагом прежде всего русского национального движения (русского национализма) и русского народа и русской нации. Новой Руси-России без этих основных постулатов построить не получится. Имперастия-пержиток прошлого и ее нужно выкинуть на свалку истории.
я и оказался прав в своих оценках по уфагубу - в каждом нерассовеченном и не в расшэгээмированном русском, вся эта хрень будет жить, и будет являться врагом нашему политическому национализму, 4-ой Республике......
ОтветитьУдалитьА статусно-элитным представителям башкирнацист популяции, "в близком политическом будущем", нациквотные папашки из третьесортных секретарей место забронировали? Как там деятели политического башкирского нацизма, перевозчики кураев басаеву и распространители опиума статусное место на башкирских круглых столах у п ердина займут, и примут пафосное участие в уфимском ШОСоБРИКСе? Где "рассовеченным" потомкам башкирских нацист квотных третьесортных секретуток и секретутов место в ШОСоБРИКСе согласовано?