понедельник, 27 января 2014 г.

Сохраним шиханы, или Сдержит ли слово Рустэм Хамитов?

Экология или экономика? Право на здоровье или заработок? Историческая память или благосостояние градообразующего предприятия? Все эти вопросы стали предметами обсуждения на Круглом столе «Сохраним шиханы. Судьба предприятия «Сода». Ишимбайский и Стерлитамакский районы – зона экологического бедствия».
В редакции газеты BONUS и портала ProUfu.ru собрались общественные деятели и экологи, ученые и жители Стерлитамака и Ишимбайского района. Не пришли лишь приглашенные представители Башкирской содовой компании и чиновники различного уровня. Единственным защищавшим интересы «Соды» стал руководитель Общественной палаты Стерлитамака Дамир Гарифуллин  (на фото).



«Кто кого проплатил?»
Тема возможной разработки шихана Торатау предприятием «Сода» за последние два года едва ли не набила оскомину. Но зачастую власть держащие и СМИ, подконтрольные государству, сами стабильно возрождают интерес к проблеме. Сначала Рустэм Хамитов говорит, что республика не отдаст предприятие, а спустя некоторое время госпакет акций размывается и предприятие уходит под контроль кипрского оффшора.
Затем руководитель его администрации Владимир Балабанов (сейчас уже бывший – прим. ред.) говорит о возможных геологоразведочных работах на Торатау, а президент обещает сохранить гору.

При этом сами представители «Соды» продолжают лоббировать разработку Торатау. Последним же сигналом, который был оценен общественностью как информационная подготовка населения со стороны власти к передаче Торатау «Соде», стала программа «Дознание» с депутатом Госсобрания РБ Ильдаром Исангуловым на телеканале БСТ. Эпатажный депутат в этой передаче лично и устами своих спикеров­сторонников разработки шихана фактически обвинил движения в защиту памятника природы в оплаченном лоббировании интересов турецких компаний. «Дознание» оставило впечатление, что тысячи жителей Башкирии являются противниками промышленного потенциала России и агентами зарубежных фирм.

Другой важный постулат вышеназванной передачи состоял в том, что шиханы и вовсе не уникальны ни в геологическом, ни в биологическом, ни в этнокультурном планах. Участники передачи и вовсе заявили, казалось бы, немыслимое – понятие «шихан» больше связано с брендом одноименного пива, но никак не с памятниками природы.

Однако телеканал не удосужился для объективности сюжета предоставить слово противоположной стороне конфликта… Возможно, в журналистской спешке не успели ни с кем связаться? В это можно было бы поверить, но, увы, защитить свои доводы и пообщаться с оппонентами Ильдар Исангулов и участники передачи отказались и за нашим круглым столом.

«Шихан – символ Башкирии»

Одними из первых вопрос о сохранении шиханов в республике подняли активисты башкирских национальных организаций. Торатау находился в фокусе различных организаций с 2004 года. По словам бадретдиновпредставителя БНЦ «Урал», журналиста Нияза Магадеева, с этого времени у подножия шихана было проведено более 200 различных акций.

– Тема защиты Торатау для нас стояла с середины нулевых годов, а не с 2010 года, как утверждают некоторые. И ее актуальность никогда не зависела от политической конъюнктуры, что при прежнем, что при настоящем руководстве республики. Политизируют шиханы, в первую очередь, сторонники разработки Торатау и их лоббисты во власти. Необходимо понимать, что эта гора является священной для башкир. Здесь в прошлом проходили Йыйыны (съезды) представителей четырех башкирских дорог, решались вопросы войны и мира. Посягательство на Торатау вызовет резкую непредсказуемую реакцию населения. Сегодня этот шихан – символ всех жителей республики вне зависимости от национальности и вероисповедания, – рассказал зампредседателя Исполкома Всемирного Курултая башкир Валиахмет Бадретдинов.

Об историко­культурном значении Торатау говорил и сотрудник Института гуманитарных исследований АН РБ Закирьян Аминев:
– Еще в 18­м веке академик Лепехин писал о Торатау как о священном месте для башкир. Там были запрещены охота, выпас скота и сбор трав. С большим трудом ему удалось побывать на горе. Посещение было разрешено лишь в определенные дни и по определенным событиям. Это место всегда было для населения заповедным. Обратные утверждения могут быть лишь от незнания или нежелания знать.

Заметим, что еще в 2009 году несколько башкирских организаций выступили с инициативой проекта историко­культурного комплекса «Камень родов» у подножия Торатау.

«Забирайте Торатау!»

Защитники «Соды» утверждают, что вопрос существования предприятия – это во многом вопрос выживаемости города. Между тем в Стерлитамаке на сегодня проживает около 280 тысяч человек, из них лишь 4,5 тысячи, то есть меньше 2­х процентов, трудятся на заводе. При этом несколько лет назад на предприятии работали 10 тысяч человек.

Руководство предприятия продолжает настаивать на том, что существующая сырьевая база скоро иссякнет, разведка и разработка новых месторождений нерентабельны, а единственный выход – это разработка Торатау. Примечательно, что на одном из мероприятий представитель «Соды» назвал экологов­противников разработки горы экстремистами, при этом пообещав вывести тысячи заводчан на улицы.

гарифуллин– Давайте представим ситуацию, что вся нефть на земле закончилась, а осталась только под пирамидой Хеопса. Что мы будем делать? Предприятие должно работать, заводчане и семьи – получать зарплату. Общался с сотрудниками, они рассказывают о том, что на одном из трех оставшихся шиханов, горе Долгой, который не имеет статуса «памятник природы», известняк не подходит для производства соды. Где гарантия того, что Карановское и Гумеровское месторождения подходят? А если нет? Закрывать предприятие? Мне кажется, государство должно договариваться с предприятием, если подходят эти месторождения, то хорошо. Если же нет, то забирайте Торатау. А взамен – договариваться по экологии, социалке в городах Стерлитамак и Ишимбай, – сказал председатель Общественной палаты Стерлитамака Дамир Гарифуллин, который ранее обвинил общественников в проплаченной ангажированности.

«Интересы людей и интересы бизнеса – разные вещи»

Слова господина Гарифуллина вызвали бурную реакцию не только у экологов, но и у других представителей Стерлитамака. авчинский+Руководитель независимого профсоюза «Соды» Иван Павчинский рассказал о том, что подмена понятий и манипулирование фактами – это любимый метод руководства «Соды».

– «Сода» должна жить. Но как проработавший на этом предприятии 18 лет простым рабочим, имея высшее образование и понимающий процессы в республике, могу утверждать, что проблема в том, что на предприятии не были освоены выделенные на модернизацию средства, и начало 2013 года это показало. Я опубликовал фотографии устаревшего изношенного оборудования, за это на меня подали иск в суд на 10 млн рублей.
Иван Павчинский также обратил внимание участников Круглого стола на то, что не стоит смешивать интересы трудового коллектива, простых жителей города и владельцев предприятия, которые получают многомиллионные бонусы. Он рассказал о том, что из­за давления руководства за последние годы с предприятия уволилось множество работников, а социальные объекты оказались фактически брошенными предприятием.

«Они хотят хапнуть здесь и сейчас»

Наиболее жестко о деятельности Башкирской содовой компании высказались экологи. громовАктивист организации «Экологический контроль» Денис Громов показал наглядный эксперимент о выбросах «БСК» в реку Белую. Он подчеркнул, что предприятие нарушает международные обязательства РФ перед прикаспийскими странами. И посетовал на то, что даже в ходе судебных заседаний не удается заставить предприятие предоставить реальные данные о выбросах.

– Все шиханы уникальны как в геологическом, так и в биологическом плане: и Торатау, и Юрактау, и Куштау, и Воскресенка, и Тастуба. Они вошли в международную стратиграфическую шкалу. Я уже не говорю о тысяче краснокнижных видов растений, которые там произрастают. Если разработать шиханы при нынешних объемах производства, то их хватит только лет на двадцать. Нужно искать месторождения лет на 100­150. Но нынешним владельцам завода этого не надо. Потому что износ производства, как уже здесь говорилось, – 90 и более процентов. Они хотят хапнуть здесь и сейчас, за 10­15 лет, на том оборудовании, которое есть. Вопрос шиханов – это экономический вопрос тех людей, которые имеют сверхприбыли, – отметил мартыненкосотрудник Института биологии УНЦ РАН, доктор биологических наук Василий Мартыненко.

В том же ключе высказался и веселовпредседатель Союза экологов РБ Александр Веселов.
– Мы инициировали вопрос об объявлении Стерлитамакского района зоной экологического бедствия во всех инстанциях, коллеги нас поддержали. Ситуация со сбросами «БСК» не только не улучшается, но и ухудшается. Ни одно решение Межведомственного Совета безопасности, подписанное президентом, не выполнено. Стерлитамакский промузел – это 80% сбросов в Белую, никакой переработки там нет! Есть государственный интерес в лице граждан, работников и бюджета, и есть частный интерес владельцев.

«Сдержит ли слово Рустэм Хамитов?»

Сторонники разработки Торатау, руководители предприятия, да и некоторые чиновники неоднократно говорили о политическом заказе вокруг шиханов и «БСК».
– Политика возникла лишь потому, что Рустэм Закиевич сказал: «Торатау не будет разрабатываться, пока я президент». Сегодня он уже становится не президентом, а главой. Будет ли его слово держаться дальше, после таких информационных вбросов на республиканском канале, нам неясно, – говорит зайнуллинруководитель общественной организации «Народный дом» Динар Зайнуллин.

– Решения по Дорогино, Торатау или Гумерово принимают руководители республики, чиновники и депутаты. Их стезя – это политика. Вот и весь секрет политизации экологических вопросов, – подчеркнул пресс­-секретарь движения «Антикроношпан» Дмитрий Николаев.
…И пока я работаю президентом, никто разрабатывать Торатау не будет. Это моя четкая, ясная позиция. Я говорю о ней совершенно открыто…
Рустэм Хамитов, апрель 2013 года
Выход – в модернизации и общественном обсуждении  

Ни один из участников Круглого стола не сказал, что «Соду» необходимо закрыть. Но было отмечено, что сегодня предприятие работает на технологиях 19 века.

– Мы отдаем предприятию гору, а оно его нерационально использует? На одну тонну продукции выходит около 9­10 куб. м воды с отходами. Чтобы сохранить рабочие места, предприятию необходимо внедрять новые технологии, например, технологии академика Вершинина. В Москве они есть, мы их трижды предлагали «БСК», но реакции не было. Мы приво­зили установку, которая может перерабатывать дистиллированную жидкость с производства, и она еще будет приносить прибыль. Нужно договариваться, изучать, внедрять, но мы не видим, что это есть в планах предприятия. Поэтому мы сейчас предлагаем создать Экологический совет при Башкирской содовой компании, чтобы это была площадка для обсуждения и компромисса, – обратился Расуль Хамзин, руководитель общественной организации «Общество экологов РБ».

В свою очередь, Дамир Гарифуллин заверил присутствующих, что предложения Круглого стола будут доведены до Общественной палаты Стерлитамака и руководства «БСК».
Подводя некий промежуточный итог (промежуточный, потому как сторонники разработки шиханов не отказались от своих планов), скажем следующее. Когда информационные технологии работают лишь на интерес крупного бизнеса, а власть либо самоустраняется, либо молча поддерживает капитал, то возникает реакция общественная, зачастую конфликтная. Стоит ли развивать конфликт и дожидаться политических последствий – отвечать власть имущим.

Как вы считаете, что должно стоять в приоритете государственной политики – природа и здоровье жителей Башкирии или бизнес интересы?

http://www.proufu.ru/obcestvo/item/33634-sokhranim-shikhany-ili-sderzhit-li-slovo-rustem-khamitov.html

9 комментариев:

  1. главное-здоровье людей,трупам деньги не нужны.

    ОтветитьУдалить
  2. О, Леха Негерев, депутат Астраханской области; сын депутата ГосДумы Игоря Негерева на башкирском сайте засветился. Не спроста их фото выложили на этом сайте. Значит скоро к конфликту по Соде подключится Олег Шеин, ученик Игоря Негерева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нашел блог Олега Шеина, где он Игорь Негерова называет своим товарищем, и добивается того, что бы Игоря Негерева освободили из под ареста. http://oleg-shein.livejournal.com/198509.html

      Удалить
  3. Шиханы стояли, СТОЯТ и будут стоять!!!! Попробуйте подгоните буровые и трактора к Шихану, картинка не хуже Украины будет.

    ОтветитьУдалить
  4. "Соду" со своей допотопной "технологией" давно уже нужно было закрыть.
    Во первых сода не является какой нибудь дефицитной продукцией, даже в не развитых особо технологическом отношении странах давно уже делают синтетическую (искусственную) соду.
    А в Башкирии ради бесплатного сырья продолжают уничтожать природу.
    При этом эти доходы давно уже уходят в оффшоры.

    ОтветитьУдалить
  5. Несчастный человечек этот Гарифуллин, не по уму подрядившийся бессистемной болтовней, домыслами и спутанностью мыслей обслужить интересы транснациональной компании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какая разница есть ум или нет,бабки платят - отрабатывает.Грамотный дороже обойдется СОДЕ,но у тех мозгов хватает не ввязываться.

      Удалить
    2. Тык отрабатывать с умом надо а он контуженый

      Удалить
  6. Пока внимание общественности и населения фокусируется на судьбе шиханов и Тра-тау, руководство "СОДЫ" и правительства готовят вариант по уводу активов за границу. Шумиха вокруг шиханов и нагнетание обстановки нужно самому руководству Соды. Чтобы спокойно увести деньги в 2017 году в Павлодар. Думаете просто так казахи с Хамитовым встречаются?

    ОтветитьУдалить