четверг, 12 декабря 2013 г.

Ельцинской Конституции РФ – 20 лет

Ирек Агишев о некоторых «белых пятнах» демократии в России
1. Три конституционных кризиса в стране
   12 декабря 2013 года весь многонациональный народ РФ будет праздновать 20-летний юбилей со дня принятия Конституции Российской Федерации.
В этот день ровно 20-лет тому назад на  всенародном референдуме большинство участвующих российских граждан проголосовали за проект Основного закона страны. 
В итоге референдума была принята пятая Конституция в истории России. Если прежняя четвертая Конституция РСФСР ,принятая в 1978 году, называлась «брежневской», то нынешнюю конституцию, по которой мы живем, именуют «ельцинской».


               Весь процесс принятия сегодняшнего Основного закона России связан с именем первого Президента РФ Б.Н.Ельцина, ибо он в то время ускорял принятие Конституции, и в итоге он своего  добился. Нынешняя Конституция РФ – наследие Б.Н.Ельцина, которое в большей степени влияет на весь демократический уклад современной России. Почти  во многих нынешних учебниках истории России основные события страны, происшедшие в начале 90-ых годов ХХ века, искажаются, и их авторы всячески оправдывают действия Б.Н.Ельцина.

               Все произощло из-за конституционного кризиса, который начался в РФ в декабре 1992 года. Президенту Б.Н.Ельцину не нравилось углубление  демократии в России, осуществляющегося  курсом тогдашнего Верховного Совета в лице его спикера Р.И.Хасбулатова.

И Б.Н.Ельцин на  седьмом съезде народных депутатов России (декабрь 1992 года) обращается к гражданам РФ, в котором он обвиняет Верховный Совет в саботаже реформ и предлагает провести референдум по доверию к Верховному Совету и Президенту РФ. Однако, съезд большинством голосов не поддержал его выступление, и спикер Верховного Совета Р.И.Хасбулатов сумел, пригласив председателя Конституционного суда В.Зорькина на съезд, лищить полномочия Б.Н.Ельцина по назначению референдума без согласия законодательной власти РФ.

               12 декабря 1992 года между Б.Н.Ельциным и Р.И.Хасбулатовым при посредничестве председателя Конституционного суда В.Зорькина все таки был достигнут компромисс, по которому на апроель – месяц 1993 года был  назначен референдум об основах новой конституции России. Так закончился первый конституционный кризис.

               Но в начале 1993 года конфликт между исполнительной и представительной властью РФ вновь  обострился. Против Ельцинского курса  выступила оппозиция. Она обвиняла Б.Н.Ельцина в том, что он ведет страну к гибели  и потребовали  отменить назначенный на 25 апреля 1993 года референдум по новой Конституции РФ. Все эти причины  вынудили Верховный Совет  России созвать  восьмой внеочередной  съезд народных депутатов, который начал работу 10 марта 1993 года. На съезде  большинство  депутатов  отвергло идею проведения референдума по  новой Конституции, обвинив Президента и Правительство в невыполнении решений  седьмого съезда депутатов России. 

Мартовское противостояние между двумя ветвями власти является кульминационным периодом второго конституционного кризиса в  стране. Восьмой съезд принял решение по которому парламенту РФ давалось право приостановить любой Указ Президента, отстранять его от руководства Исполнительной властью. Таким образом, съезд ограничил и урезал полномочия Президента России Н.Ельцина. Как очевидец этих времен могу заявить, что в действительности Президент Б.Н.Ельцин злоупотреблял  своими полномочиями и правами. Многие его Указы нарушали тогдашнюю действующую Конституцию РФ на переходном  этапе от советской системы к государству с рыночной экономикой.

               Потерпев второй раз неудачу, разъяренный Б.Н.Ельцин опять на этот раз нарушил Конституцию. Он издал Указ об особом порядке управления страной (ОПУС) до преодоления кризиса власти. На 25 апреля 1993 года был назначен им референдум по вопросам о доверии Президенту, о новой Конституции и о выборах нового парламента. Однако, Верховный Совет и Конституционный суд РФ оценили действия Б.Н.Ельцина как попытка к государственному перевороту и созвали девятый внеочередной съезд народных депутатов России. На съезде был объявлен импичмент(отрешение) к Президенту Б.Н.Ельцину. К сожалению, попытка отрешения Президента от должности кончилась неудачей. Оппозиция  не набрала 2/3 голосов списочного состава депутатов. Спор между двумя ветвями  власти (законодательной и исполнительной) вынесли на всенародный референдум 25 апреля 1993 года.

Референдум включал 4 вопроса:

1.Доверяете ли Вы Президенту Б.Н.Ельцину?
2.Одобряете ли Вы социально-экономическую политику ,осуществляемую Президентом и Правительством с 1992 года?
3.Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента?
4.Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Б.Н.Ельцин требовал от народа проголосовать «да,да,нет,да.» Но многонациональный  народ РФ проголосовал «да,нет,нет,нет». Почти во всех учебниках  искажаются результаты голосования по 4 вопросу. Там искажается, что якобы 70 процентов избирателей ответили «да». Здесь,как очевидец этих  времен, внимательно следивший за политическими процессами конституционного кризиса заявляю, что в действительностои большинство россиян проголосовали за Верховный Совет РФ.

Проведение референдума и оглашение его результатов означало конец второго конституционного кризиса в стране.

               Но «двоевластие» в стране не устраивало Президента Б.Н.Ельцина. И он любой ценой стремился распустить Верховный Совет России. Летом 1993 года Б.Н.Ельцин стал ездить по воинским частям Вооруженных Сил РФ и встречаться с их руководством . Какую цель при этом преследовал Президент, каждый должен догадываться. Он готовился к государственному перевороту. На одном из заседаний Верховного Совета РФ сенсационную новость о готовящемся перевороте сообщает вице-президент Александр Руцкой.

               В день осеннего равноденствия 21 сентября 1993 года Президент Б.Н.Ельцин издал свой антиконституционный Указ № 1400, по которому распускаются Верховный Совет РФ, съезды народных депутатов России и назначаются выборы в новый парламент Федеральное Собрание на 12 декабря 1993 года.     Не только Верховный Совет и Конституционный Суд  РФ, но и всмя многонациональная общественность России оценили действия Президента Б.Н.Ельцина как государственный переворот в стране. В самой столице Москве в тот же день начали выходить газеты с подзаголовками «Президент Б.Н.Ельцин растоптал Конституцию!».Так начался третий конституционный кризис в РФ.   

Кризис привел к кровопролитию, о котором недавно в начале октября 2013
 года во многих сайтах интернета были опубликованы статьи,освещающие «белые пятна» этих трагических событий, происшедших 20 лет тому назад, После расстрела Верховного Совета РФ Президент Б.Н.Ельцин , сконцентрировав всю власть в своих руках, начал готовить весь народ и общественность к 12 декабря 1993 года. На этот день были назначены  не только выборы депутатов в Федеральное Собрание, после трагических октябрьских дней   сюда включили еще референдум по новой Конституции России. На референдум был вынесен проект Конституции Б.Н.Ельцина. Если некоторые историки утверждают, что с расстрелом парламента закончился третий конституционный кризис, но общество и власть в стране продолжали противостоять друг против друга.

               Власть опасалась неявки граждан на избирательные участки 12 декабря 1993 года. В целях осуществления правомочности будущего референдума и выборов власти в положение внесли пункт  о 25 % явке избирателей на участки для того, чтобы выборы считались состоявшимися.

Тогда было ясно, что власти будут делать все, чтобы протащить проект конституции Б.Н.Ельцина.

               12 декабря 1993 года россияне избирали не только депутатов Федерального Собрания, но и одновременно голосовали за новую Конституцию России. По официальным данным тогдашнего Центризбиркома за Конституцию России проголосовали 55% участвующих на референдуме избирателей.Так была принята новая  Конституция РФ, по которой мы живем уже 20 лет. С принятием Основного закона страны   закончился и третий конституционный кризис.

2.Преимущества  и  недостатки новой Конституции России

Какие же преимущества у данной Конституции в отличие от прежних советских конституций страны? Российская Федерация по Конституции провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления ( ст.1). Провозглашение РФ правовым государством означало, что российское общество и народ будут стремиться к построению правового государства, в котором верховенствуют правовые законы и нравственные ценности. «Человек, его права и свободы являются высшей  ценностью»-гласит статья 2 Основного закона РФ. В Конституции РФ нашло отражение почти все содержание Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году. 

Впервые в истории нашей страны человек наделяется всеми видами прав: экономическими, политическими, социальными, культурными, гражданскими. При советском режиме человек был лишен экономических прав. Права на предпринимательскую деятельность и частную собственность (ст.34-36) дают возможность каждому обеспечить свое социальное состояние.

Второе преимущество Основного закона закреплено в федеративном устройстве России
(гл.3 ст.65-79).Хотя в этой главе сохранилась прежняя сортировка национальных субъектов на республики, автономные округа , автономную область, но все 21 республик перестали быть автономными , и они признаны государствами в составе России. Им в отличие от всех других субъектов РФ предоставлены  права и полномочия иметь свою конституцию, государственный язык, государственную символику, законодательную и исполнительную власть, государственные комитеты  и т.д. Предоставление прав и полномочий всем субъектам Федерации на договорной основе закреплены в статьях 5,11,73,76,77 Конституции страны. Но есть и ограничения. Субъекты Федерации не должны издавать законы, противоречащие федеральным и конституционным законам РФ. Им также предоставлены права на самоопределение только  в составе РФ.

               Таким образом, все 21 республик в составе России обладают такими же правами , какими в свое время обладали 15 бывших союзных республик в СССР. Только  в отличие от республик в составе РФ 15 бывших союзных республик имели права на выход из состава бывшего СССР.

               Но из всех преимуществ самым важным для национальных республик РФ является статья 68 Конституции России, которая  гласит «1.Государственным языком РФ на всей  ее территории является русский  язык.2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.3.РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.»   За такую статью националисты республик в составе РФ должны выразить в какой-то форме дань уважения Президенту РФ Б.Н.Ельцину, ибо до такого времени ни в одной конституции СССР и РСФСР подобные права не предоставлялись не только бывшим автономным республикам России, но и такие конституционные права не имели бывшие союзные республики СССР. Согласно данной статье  каждая республика вправе устанавливать свой государственный язык, но только как 2-й, и это  должно  быть отражено в ее конституции.Вторым государственным языком может только язык титульной  нации, давшей название республике.

               Конституция России,как и любой Основной закон других  государств мира, имеет свои недостатки и противоречия. Она наделяет Президента широчайшими полномочиями. Президент России по Основному закону страны является главой государства, Верховным главнокомандующим, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина  и т.д.
Ему доступны все  ветви государственной власти в России. По утверждению политологов главным признаком  правового  государства является разделение властей, но каждая ветвь государственной  власти в РФ зависима от Президента страны. Государственная Дума Федерального Собрания РФ не может противостоять  Президенту при назначении Председателя Правительства, ибо она в любой момент на основе статей 111 и 117 Конституции РФ может быть распущена. О зависимости судебной власти от Президента гласит статья 128 «1.Судьи Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации.2.Судьи других федеральных  судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом…»

               Итак, по Ельцинской Конституции Президент России,как средневековой монарх, являясь  главой государства ,одновременно  правит ст раной, «издает»законы, координируя деятельность Госдумы ФС, и через  судебную власть РФ «судит» неугодных режиму граждан Российской Федерации. Подобными полномочиями не обладает даже Президент  США .

Чем же опасно сконцентрирование огромной  власти страны в руках одного человека? Об этом еще в 90-ых годах 20 века политик генерал А.Лебедь заявлял, что Россия никогда не выйдет из кризиса только из-за Конституции России. По его мнению Конституция РФ тормозит развитие страны и по этой причине Российская Федерация отстает от  цивилизованных  демократических  государств мира. Вообще-то ,здесь какая – то доля правды  есть. Вспомним уроки истории.
              
В конце 19 века самодержавие  тоже являлось  одной  из причин отставания  России от Запада.
               Конституция с момента принятия почти не подвергалась изменениям, Только сроки правления Президента (ст.81) и депутатские полномочия депутатов Госдумы ФС (ст.96) увеличились  на несколько  лет. Теперь Президента избирают со сроком на 6 лет, а депутатов Госдумы ФС РФ на  5 лет. Изменилась и статья 65 Основного закона РФ. Количество субъектов Федерации сократилось с 89 до 83 административно-территориальных единиц.
 3.Нарушение Конституции РФ федеральными  властями

               Хотя и прошло 20 лет со дня принятия Конституции РФ, но россияне до сих пор не могут изменить свой менталитет по отношению к демократии  в  стране. Сохранившаяся в российском  обществе еще с  советских  времен  проявление  правовой  антикультуры в менталитете  россиян является  главным виновником нынешнего несозревшегося  состояния  гражданского общества в стране. По оценке юристов основными компонентами правовой  антикультуры являются правовой нигилизм,правовой цинизм и правовая  безграмотность.Из-за проявления всех вышеназванных элементов в Российском обществе нарушается Конституция Российской Федерации.

               В первую очередь Конституцию нарушают все три  ветви государственной  власти (Законодательная,Исполнителшьная,Судебная)России. Так ,нижняя палата парламента РФ – Государственная Дума часто принимает антиконституционные и антиконвенционные законы.
Всем известный федеральный закон №3096»О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»,принятый в 2007 году, противоречил конвенции о правах ребенка, ратифицированной РФ в 1990 году. По закону  был ликвидирован национально-региональный компонент и ныне он продолжает сохранять свою  преемственность в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

               В декабре прошлого 2012  года Госдума ФС приняла противоречивый федеральный закон «Об образовании», по которому администрациям общеобразовательных учреждений разрешается организовать родительские сборы. Такое положение нарушает статью 43 Конституции РФ,где  гарантируется бесплатность дошкольного, основного общего и полного образования.

               По Конституции другая ветвь власти Правительство (Исполнительная власть) РФ обязано разрабатывать и представлять Госдуме федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране  собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т.д. (ст.114). Как бы чиновники блестяще не отчитывались  перед  вышестоящими министрами, заместителями министра, уж общественникам прекрасно известно, как они выполняют свои государственные обязанности. Само уже прозвище правящей партии «партия воров и жуликов»,полученное от оппозиции, свидетельствует о том, что в исполнительной власти России процветает коррупция. В борьбе с коррупцией власти принимают комплексные меры. Повышение зарплаты чиновникам, подача деклараций  о доходах, разоблачение взяточничества на месте преступления – все указанные меры еще  не  достаточны  для  преодоления  социальной  болезни , как  коррупция. А в области осуществления мер по обеспечению прав и свобод граждан, то здесь, наоборот. Чиновники стараются  сделать все, чтобы  лишить  прав  общественников и  граждан РФ.

               Главная функция третьей  ветви судебной власти – осуществление правосудия (ст.118) У многих россиян в области правосудия  возникают сомнения, так как в последнее время  в стране  увеличились  число  политзаключенных и невинно  осужденных  граждан.Такую сложившуюся ситуацию  можно обосновать на примере Республики Башкортостан. Правозащитники республики могут привести десятки примеров, как правоохранительные органы и спецслужбы,подбрасывая наркотики, лишают свободы ни в чем неповинных граждан РФ.Все эти факты еще раз доказывают, что  Судебная власть тоже нарушает Основной закон  страны.

               В результате нарушения Конституции властями граждане лишаются многих прав. Из всех видов прав власти стараются лишить у граждан политические права. Фальсификация выборов на федеральном и региональном  уровне, запрещение студенческой молодежи Республики Башкортостан участвовать в митингах, демонстрациях, пикетированиях, преследование спецслужбами граждан за свободу слова – все эти действия властей еще раз подтверждают о нарушении политических прав граждан РФ.

               Возникает вопрос: кто же несет всю ответственность за нарушение Основного закона страны? Суд,Правительство,Федеральное Собрание или может спецслужбы РФ?

По Конституции эта ответственность возлагается на Президента РФ, но только не правовая , а моральная, ибо она выражается в тексте присяги, которую он произносит на инаугурации во время вступления в должность Президента России.  В присяге он обязуется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
(ст.82 Конституции РФ)

Ирек Агишев



4 комментария:

  1. Хорошее, честное лицо... Не он бил Агишева из кукбюров?

    ОтветитьУдалить
  2. Нет, это как раз его били :)

    ОтветитьУдалить
  3. Женщины, кого били?

    ОтветитьУдалить
  4. Ирек, хороший и добрый парень! Очень искренний. Жалко даже его где-то. Успехов тебе и удачи, Ирек!

    ОтветитьУдалить