Идель-Урал |
Этнополитическое и федеративное развитие Российской Федерации, пережив этап сепаратистских настроений «парада суверенитетов», в результате реформы «укрепления вертикали власти» начала 2000-х гг. характеризуется сегодня снижением активности и роли национальных движений в политическом дискурсе национально-территориальных субъектов федерации.
При этом в одних регионах национальные движения коренных этносов полностью исчезли с политической арены в результате деградации и дискредитации своих идей. В других эти движения трансформировались в иные институциональные формы либо их идеи приобрели новое понимание в среде национальных элит. Интересной, с точки зрения изучения этнополитического развития народов России, является Республика Татарстан.
Татарское национальное движение на современном этапе
В современном татарском национальном движении условно можно выделить два направления: умеренное и радикальное.
Умеренное татарское движение институционально представлено в форме Всемирного конгресса татар и Института истории Академии наук Республики Татарстан. Представители умеренного татарского национального движения выступают за развитие татарского народа в рамках Российской Федерации, но со значительными полномочиями Республики Татарстан как национально-территориальной автономии.
В свою очередь радикальное крыло татарского национального движения представлено Всетатарским общественным центром (ВТОЦ)[1], Союзом татарской молодежи «Азатлык» [2] и партией «Иттифак» [3]. Радикалы пропагандируют идеи независимости Татарстана и создания в Урало-Поволжье государства «Идель-Урал».
Между тем отметим, что и умеренное и радикальное крыло татарского национального движения зиждется на одних идейных постулатах. Таковыми прежде всего выступают идеи Исмаила Гаспринского, Гаяза Исхаки и д.р., известных прежде всего как теоретики идеологии «пантюркизма», активно разрабатывавших проект создания государственного образования «Штат Идель-Урал» ориентированного на Стамбул.
Сегодня «пантюркизм» является, прежде всего, геостратегией Турецкой Республики, определяющей ее внешнюю политику. Специалисты отмечают, что «пантюркизм включает в себя внутреннюю и внешнюю политику Турции. Внутренняя политика пантюркизма направлена на образование моноэтнического государства турецкой нации, это - политика национал-шовинизма, ассимиляции нетюркских народов, уничтожения сопротивляющихся этносов. Внешняя политика пантюркизма представляет собой агрессивную политику национал-экспансионизма, милитаризации экономики, она направлена на завоевание новых территорий Кавказа, Крыма, Поволжья, Татарстана, Башкортостана, Алтая, части Сибири, Казахстана, Средней Азии и Синьцзяна» [4].
Между тем, на наш взгляд, доминирующие в татарском национальном движении идеологемы и симпатии во многом предопределяют политику татарских элит.
Так, например, сегодня экономика Татарстана во многом ориентирована на Турцию. В Татарстане действуют 278 совместных предприятий с турецким капиталом, также по словам Министра экономики Турции Зафера Чаглаяна объем турецких инвестиций в Татарстан на сегодня составил 2 млрд.долл.США, а товарооборот между субъектом России и Турецкой республикой составляет 1 млрд.долл.США [5].
Значительно присутствие Турции и в культурно-образовательной сфере Татарстана, так например Институт им. Юнуса Эмре в январе 2013 года открыл свой центр в Казанском федеральном университете [6], а международная организация тюркской культуры «ТЮРКСОЙ» объявила Казань культурной столицей тюркского мира 2014 года [7].
Митинг татарских националистов 12 октября 2013 г.
Учитывая возможное влияние пантюркистских идей на татарское общество, представляется актуальным исследования вопроса современного сущностного содержания татарского национального движения радикального толка. А именно, какие идеологемы экспортируются сегодня в сознание масс татарского этноса. В качестве предмета эмпирического исследования предлагается рассмотреть состоявшийся 12 октября 2013 года митинг татарских националистов «Хатер коно», или так называемый день памяти и скорби татарского народа, посвященный годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного.
Митинг, начавшийся в 11.00 на площади перед театром Г.Камала, завершился шествием до Закабанной мечети к 13.30. Количество участвующих - около 300-350 человек, различной возрастной категории. Значительная часть присутствующих - молодежь и люди среднего возраста.
Политическая акция была организована активистами националистических татарских организаций. Заявленным организатором, и судя по представленным в большом количестве флагам с символикой, является Союз татарской молодежи «Азатлык». В татарской прессе [8] в качестве организаторов указывается также партия «Иттифак» и Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Мероприятие вел лидер «Азатлыка» - Наиль Набиуллин.
Помимо татарских националистических организаций присутствовали также представители националистических организаций Чувашии (главный редактор газеты «Взятка» - Эдуард Мочалов), Марий-Эл (председатель общественной организации «Марий ушем» (Союз мари) – Евгений Чашкин) [9], Башкирии (активисты Татарского общественного центра Башкортостана во главе с Каримом Яушевым).
На мероприятии выступали общественные деятели (активисты и лидеры национальных организаций), представители творческой интеллигенции (поэты, писатели), а также представители мусульманского духовенства.
В целом по своему содержанию выступления носили радикальную риторику. Начиная от просьб «не забывать подвиг защитников Казани, погибших при штурме русскими войсками», заканчивая утверждениями - «эта империя должна развалиться», «у нас будет независимость», «все народы Урало-Поволжья должны объединиться в борьбе» и т.д. Также татарскими националистами были озвучены упреки в адрес нынешних татарских элит, якобы предавших идеи татарского национального движения.
Представители чувашских и марийских национальных организаций выразили поддержку татарскому национальному движению, признание дню памяти и скорби, заявили о необходимости объединения братских и угнетенных народов в борьбе за свободу.
Карим Яушев, представлявший татарское национальное движение Башкирии, высказался о том, что татары могут сохраниться и жить только в двух республиках – Башкирии и Татарии, но для этого татарам обоих республик необходимо объединится в совместной борьбе, так как в Башкирии татар угнетают башкиры.
В перерывах между выступлениями присутствующие под руководством Наиля Набиуллина скандировали лозунги и речевки: «Азатлык» (Свобода), «Аллаху Акбар» (Хвала Аллаху), «Татарлар азат булачак» (Татары будут свободными) и т.д. При этом активисты «Азатлыка» периодически вскидывали руки в приветствии «бозкурта» (поднятая вверх рука, где большой, средний и безымянный пальцы сомкнуты и вытянуты вперед, а мизинец и указательный пальцы подняты вверх). Трактовка данного приветствия следующая: указательный палец означает ислам, мизинец — тюрок, соединение большого, безымянного и среднего пальцев — печать, образованная между ними пустота — мир. А общее значение: «Мы наложим на мир тюркско-исламскую печать» [10]. Отметим, что «Бозкурты» (в переводе с тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtcular - «Серые волки») — турецкая националистическая организация, по одной версии создана в 1948г. А.Тюркешем и является самостоятельной организацией, по другой – находится под патронажем «Партии национального действия». Активисты организации многократно обвинялись в совершении террористических актов [11].
Из плакатов и транспарантов с лозунгами был всего лишь один баннер, которые держали активисты «Азатлыка». Важно обратить особое внимание на содержание данного баннера. Верхняя строка была написана на английском языке «Freedom for Tatarstan! Freedom for Idel-Ural!» («Свобода Татарстану! Свобода Идель-Уралу!»). Нижняя строка написана на татарском языке, но на латинице. – «Idel-Ural azat bulacak!» (перевод на русский язык - «Идель-Урал будет свободным!»). Само содержание текста и формат, в котором он представлен, вполне можно охарактеризовать как направленный против российской государственности. Вызывает озабоченность наметившийся тренд, все чаще использующийся в практике татарских националистических организаций - использование латиницы, при написании текстов на татарском языке.
Как известно, это является одним из пантюркистских проектов ориентированных на отчуждение тюркских этносов из российской социокультурной парадигмы. После распада СССР ряд среднеазиатских республик, под влиянием сепаратистских движений, перевели свои языки с кириллицы на латиницу, позитивных моментов это не привнесло. Эти страны выпали из культурно-образовательной среды постсоветского пространства: резко упал уровень образования населения, художественная и научная литература, преобладающая преимущественно либо на кириллице, либо на русском языке стала недоступной широким слоям населения [12]. В свою очередь, интеграции среднеазиатских республик в международное сообщество лингвистическая реформа не способствовала [13].
Республика Татарстан продолжительное время пыталась перевести татарский язык на латиницу. В 1999 году депутаты республиканского парламента приняли закон «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики», после чего были многочисленные дебаты и споры [14], однако в 2004 году Конституционный суд России постановил, что государственные языки республик строятся на графической основе кириллицы, изменение которой является исключительным полномочием Федерального центра [15].
Также, важно отметить факт апелляции к несуществующему и никогда не существовавшему «Идель-Уралу», который был одним из известных геополитических проектов пантюркистов (Г.Исхаки) начала XX века, что означает культивирование и распространение среди широкой общественности антироссийских политических теорий пантюркистского толка.
На митинге активисты «Азатлыка» раздавали карманные календари на 2014 год с лозунгом «1552 - мэнге хэтердэ» (1552 – вечная память), а также настенные календари на 2013 год с лозунгом «2013 – Бату хан елы» (2013 – год Бату хана). Заслуживает внимания факт, не нашедший оценку ни федерального ни регионального руководства, что 2013 год объявлен СТМ «Азатлык» годом хана Батыя. Также в программных документах движения предлагается отмечать день взятия того или иного русского города как праздничный, при этом бойкотировать празднование Дня победы 9 мая [16].
Краткие выводы
Политическая акция «Хатер коно» в целом прошла в антироссийской атмосфере, выступающими и организаторами культивировался образ татарского народа как угнетенного и порабощенного Россией, но в прошлом политически свободного и имевшего свою государственность.
Известно, что аргументация татарскими националистами своего исторического прошлого, где некогда была «политическая свобода и татарская государственность», крайне противоречива, она основывается на множестве фактов исторической подмены и сформированных политических мифологемах. Татарские националисты формируют в своей доктрине взаимоисключающие вещи. Общеизвестна борьба двух основных концепций происхождения татар - «булгарская» и «татаро-монгольская». «Булгарская» теория происхождения татар наиболее исторически оправдана и являлась официально признанной советской исторической наукой. «Татарами» население Золотой Орды было лишь для окружающих народов – русских, армян, арабов, персов и др., то есть данный термин был аллоэтнонимом, (то есть чужеродным названием). Исторически неизвестны и не подтверждены факты их самоназвания татарами.
Однако татарские ученые с 90-х гг. XX века объединяют «булгарскую» и «татаро-монгольскую» теории этногенеза татарского народа в новую теорию - «тюрко-татарскую», при этом апеллируя к Тюркскому и Хазарскому каганатам, делается попытка существенно «удревнить» свои корни [17]. В академической науке процессы поиска более древней истории с обязательным условием наличия древних этнических государственных образований, определяется как феномен «этнического историзма», характерного для бывших республик СССР, а также некоторых национальных регионов России [18]. При этом этнизация истории сопряжена с ее политизацией.
Профессор, д.филос.н. И.Б. Орлова выделяет следующие характерные черты этого феномена, что на наш взгляд полностью отражает современный исторический дискурс татарских националистов: «первая и главная - его этническое основание; вторая - антироссийская направленность, поиск образа врага; третья - пересмотр галереи великих личностей и памятных дат; четвертая – героизация собственного прошлого, "удревнение" своей истории и поиск корней среди древних цивилизаций» [19].
При рассмотрении факта взятия Казани важно историческое понимание этого вопроса. Насколько Казанское ханство под руководством Едигера было «татарским», а не оставшейся частью пространства «чингизидов». В историческом дискурсе присутствует концепция о том, что взятия Казани не было в той интерпретации, в какой ее представляют нынешние татарские националисты, а была борьба элит разваливавшегося Казанского ханства. Одна часть элит выступала за союз с Русским государством, а вторая ориентировалась на Стамбул [20].
Вышеизложенное представляет интерес даже не с точки зрения восстановления «исторической справедливости» и недопущения искажения российской истории, сколько с точки зрения недопущения формирования в описанных процессах устойчивых тенденций, которые при внешних регуляторах способны перерасти в реальные факторы угрозы межнациональной стабильности и территориальной целостности Российской Федерации.
Таким образом, можно констатировать, что в Казани наблюдается элементы татарского сепаратизма, основанного на весьма сомнительных теоретических конструкциях. Трудно прогнозируемо, насколько татарские националисты могут перейти от слов к делу, и насколько они вообще способны получить поддержку масс. Однако очевидно, что население республики и татарское население соседних регионов все более активно вовлекается в ареал этой пропаганды и какая-то часть становится носителем сформированных идеологем о единстве тюркского пространства. Этому активно способствуют республиканские СМИ, прогосударственные институты и научные центры, вещание татарского телеканала ТНВ и радиостанций на соседние регионы.
Важно отметить, что при наступлении социально-политического кризиса в Российской Федерации, эти теории татарского сепаратизма потенциально способны собрать вокруг себя определенные слои татарского населения в Татарстане и соседних регионах. Что, в общем-то, говорит об угрозах внутриполитической стабильности России, а учитывая апелляцию татарского национального движения к пантюркизму и интеграции с Турцией, можно предположить, что имеется внешнеполитическая угроза конституционному строю Российской Федерации.
В этой связи важно реально понимать характер политических амбиций и попыток влияния Татарстана на соседние регионы с тюркским населением (мишари, тептяри, отчасти ногайцы и башкиры и т.д), где в ходе последних десятилетий, все активнее стали себя самоидентифицировать как татары группы, еще недавно таковыми себя не идентифицировавшие. Прежде всего, это относится к Пермскому краю, Астраханской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Омской, Томской, Ульяновской областям. А также, что особенно важно к Башкортостану, с проблемой пограничных «западных» башкир, которые во многом схожи с татарами по языковому и диалектному признаку.
Анализируя сложившееся положение дел по вышеуказанным фактам, представляется актуальным вопрос недопущения фальсификации российской истории и развенчания исторических мифов, культивируемых татарскими националистами.
Отметим, что пантюркистская идеология демонстрирует весьма гибкие механизмы и формы влияния на татарское общество, однако эта идеология так или иначе вынуждена обращаться к постулатам своего зарождения. Именно поэтому сегодня научно-экспертное сообщество России должно дать соответствующую оценку проекту «Идель-Урал» как радикальной теории, провоцирующей сепаратизм в республиках Урало-Поволжья.
В целом «пантюркизм» является сложносоставной идеологией, включающей в себя различные теоретические концепты и идеологемы, а также претендующей на достаточно обширную территорию и большое количество этносов. При критическом анализе данной идеологии становится очевидным исключительно прагматическое эксплуатирование Турцией «пантюркистского» проекта. В тоже время, некоторые политики и общественные деятели склонны рассматривать реализацию «пантюркистских» идей как возрождение истинного национального самосознания (например, башкирского или татарского национального движения). Однако «пантюркистская» идеология, в конечном итоге ставит своей целью не только культурное и политическое объедение, но и ассимиляцию всех тюркских народов в один суперэтнос на основе турецкой нации. Что в свою очередь означает уничтожение тюркских народов как отдельных этносов.
В эпоху глобализации, выбирая между тем или иным путем развития, мы не можем игнорировать геополитические реалии и угрозы. Происходящие в мире процессы, свержения одних режимов другими, победы одной идеологии над другой, говорят о переформатировании мирового устройства и порядка. Национальным интеллигенциям различных народов необходимо быть предельно аккуратными в выборе концепции для модернизации своих этносов. Иначе возможна ситуация когда найдя «свой путь развития», опираясь на ту или иную идейную конструкцию, целые народы могут стать всего лишь механизмом или инструментом в достижении геополитических целей иностранных государств.
Азат Бадранов, специально для сайта "РБ - XXI век"
татаристы !!!! ау...давайте работать вместе
ОтветитьУдалитьвот и кизец приходит татарам. сами боролись против башкир, теперь и до самих дойдет то же самое....бумеранг возврощается
ОтветитьУдалить"Внутренняя политика пантюркизма направлена на образование моноэтнического государства турецкой нации, это - политика национал-шовинизма, ассимиляции нетюркских народов, уничтожения сопротивляющихся этносов. .." Азат, а сейчас у нас что, башкир не уничтожают? Не один ли черт? 450 лет нас душат, а вы говорите, вот, посмотрите, они, где-то за морями и горами, хотят нашей погибели. Где логика?
ОтветитьУдалитьДружище, логика вполне понятная. Турки, что китайцы, нам особо радостно улыбаться не будут. Мы для них исторический материал. Как бы высокопарно не звучало, с Россией башкиры выстроили федеративные отношения, и хоть какие то, бумажно-картонные автономные права у нас, башкир имеются. В большом пантюркистком пространстве, да еще разбавленном на Исламе, мы все будем братьями, и вот тогда ты точно забудешь про любую этническую идентичность. Вообще, реально в России, национальной проблемы нет. Жаль, что в последние годы ее искусственно раздули в Башкортостане. Веками жили дружно, вместе воевали против общих врагов, никогда башкиры русское государство не подставляли, и упрекнуть башкир тут нечем. Нужен только нормальный Президент республики, который будет проводит взвешенную и нормальную политику. Все образуется. Другого пути нет.
УдалитьДруг, это контора что ли начала выбрасывать такие мысли в народ? ))) Видимо вектор внутренней политики начал немного поворачиваться. Татары видимо перегнули палку в игре за суверенитет )))
УдалитьМолодец, Бадранов!!! Наконец то об этом хоть кто то сказал!!!!
ОтветитьУдалить"и хоть какие то, бумажно-картонные автономные права у нас, башкир имеются. "
ОтветитьУдалитьвот киздец.... кто под башкира тут косит ?
"Веками жили дружно, вместе воевали против общих врагов, никогда башкиры русское государство не подставляли, и упрекнуть башкир тут нечем."
ОтветитьУдалитьво вот вот....смотрите как это уфагубовец маскируется.
так как засали....видят опасность.....теперь братков из себя строят, после того как уфагубовцы гадили .тьфу
"Веками жили дружно, вместе воевали против общих врагов, никогда башкиры русское государство не подставляли, и упрекнуть башкир тут нечем."
ОтветитьУдалитькогда писали, против совести трудно было идти.....или же как 2 пальца об асфальт ляпнуть и написать ))))))))
"Азат, а сейчас у нас что, башкир не уничтожают? Не один ли черт? "
ОтветитьУдалитьтипо ну....
исчезнуть в россиянах это типо хорошо, а вот пантюркизм - это плохо для них. двойные стандарты.
я за пантюркизм.
ОтветитьУдалитьНу и посадят тебя скоро!!!
УдалитьТ.н. научное изыскание, а по сути "Донос №2".
ОтветитьУдалитья тоже...адекватным башкирам и адекватным татарам надо работать над этим....объединяйтесь
ОтветитьУдалить