Правозащитник Эдвард Мурзин: «В Башкирии власть безнадёжно оторвана от народа»
Наши депутаты - толстосумы, страшно далёкие от народа. В парламенте законотворцы должны драться, отстаивая свои инициативы. А на заседаниях Госсобрания Башкирии - инертная масса. Можно ли изменить ситуацию, рассуждает правозащитник Эдвард Мурзин.
Слуга-миллионер
- Недавно вы участвовали в пикете, требуя, чтобы депутаты Госсобрания стали
«простыми» - лечились в обычных больницах и не держали деньги в оффшорах. Но, может, вы накручиваете? Даже у их
«старших товарищей», депутатов Госдумы от Башкирии, зарубежных счетов и вилл не
обнаружилось.- Думцы хотя бы обнародовали декларации о доходах. А местные – ни в какую! Довод: «Мы зарплату от казны не получаем, закон деклараций не требует». Когда они кандидаты, декларации подают, ведь без этого в парламент не попадёшь. Попали – всё, закрылись от народа. Значит, появилось то, что хочется скрыть!
И думские, и местные «слуги народа» - миллионеры. В социальном государстве разрыв зарплат должен достигать максимум 10-15 раз. А у нас самый «бедный» думец задекларировал годовой доход более чем в 2 млн. - в 100 раз больше средней зарплаты по республике! Они оторваны от народа, лечатся в спецбольницах, летают представительским классом. Поэтому и законы принимают антинародные. Надо лишать их привилегий. Я не кровожадный, и не требую от них жить на минимальную зарплату в 5 000 рублей, которую сами они и установили. Пусть попробуют посидеть на среднероссийской, полечатся в больницах на общих условиях… Только тогда они начнут защищать интересы избирателей.
- А кто должен быть в нашем парламенте?
- Нужны люди из народа. В том числе правдорубы, правозащитники. Специфика деятельности давно сделала их сильными юристами. Они знают, какие людям нужны законы.
- Есть и другое мнение. Лозунг о том, что каждая кухарка может управлять государством, не верен. А нынешние слуги народа успешны в бизнесе - такими же будут в политике.
- Это иллюзия. Сытый голодного не разумеет. Богач просто не способен понять того, кто получает копеечное пособие. Например, Госдума постоянно ратует за ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения. Что ей до пенсионера из деревни Куяново Калтасинского района, которому, когда выпишут штраф больше целой пенсии, легче сразу застрелиться.
Нужны дифференцированные и разнообразные наказания, ориентированные на местные условия. Почему бы, например, не предусмотреть принудительные работы? Пусть нарушители участвуют в благоустройстве! При нынешней грязи в городах и посёлках это актуально. У всех надо брать время, а не деньги. Час бизнесмена или чиновника стоит дорого, гораздо больше, чем у работяги. Ничего – отложит большой человек важные дела, потрудится несколько дней и поймёт, что не следует ему, со всеми его миллионами и привилегиями нарушать правила. Своеобразная форма общественного порицания: раньше провинившихся ставили к столбу, теперь к метле. И выполняется главное условие правосудия – справедливость.
Беда в равнодушии
- Разве только власть виновата в бедах страны и республики? Это очень по-нашему: ругать начальство за то, что «не убирают» и бросать окурок мимо урны.
- Да, инертность огромна! Равнодушие у нас в крови. Может, это наследие десятилетий советской власти, когда инициативных просто уничтожали. «Моя хата с краю» - вот принцип существования большинства. Люди готовы отдать всю гражданскую ответственность за иллюзию материального благополучия. Хватает на еду, можно съездить на отдых в кредит – всё, жизнь прекрасна. Власть делает людей такими намерено, чтобы они стали более равнодушными: «Пусть кто-то выйдет, за нас что-то сделает. Не меня же арестовали». Гражданского самосознания нет. Если соседа несправедливо задержали - ты должен рядом встать и защищать его права. Сколько у нас говорили об индивидуализме на Западе, но там, если власть поступает неправильно, выходят целыми улицами. А у нас собрание собственников жилья организовать невозможно, приходят единицы. Коммунальщики этим, конечно, пользуются, составляют липовые протоколы, вписывают выполнение виртуальных услуг.
Власть прозреет, только когда начнутся массовые проявления гражданского самосознания. Тогда начнёт реагировать, откручивать заржавевшие гайки.
- Но как говорят, у нас в Башкирии демократия сменила авторитаризм…
- Да, по сравнению с тем, что было три года назад, стало свободнее. Но окружение нашего президента не изменилось. Кого не возьми – представители прежнего режима. По пальцам можно перечислить бывших оппозиционеров, пришедших во власть. А наше Госсобрание? Оно очень мало что решает, только утверждает бюджет. Никто ничего не читает, просто голосуют «за», и всё. Но это главный аспект депутатской деятельности! Вместо того, чтобы наладить контроль, следить за исполнением бюджета, они решают эмоциональные вопросы. Госдума принимает законы против гомосексуалистов, депутаты республики борются с воронами. А Башкирии тем временем 20 млрд не хватает. Почему? Да распиливают всё! Возьмите тендеры. Одна больница в Уфе закупила глюкозу почему-то по 43 руб за 250 млл. В аптеке - 20-30 руб. Оптовая цена ещё меньше. Поставщик предложил на 1% меньше. И выиграл.
Нет конкуренции, всё схвачено, со стороны к нам не придут те, кто может сбить стоимость госзаказа. Туда уже заложен откат. А если бы всё закупалось по реальной цене, мы бы половину бюджета сэкономили.
А как реализуется муниципальная недвижимость? Три года назад в центре Уфы базу продавали. Площадь несколько гектаров, со строениями. И выручили лишь 3 млн. Я пытался поучаствовать в аукционе, но мне дали понять что всё уже решено. А можно было выручить в разы больше! Почему наши депутаты не копаются в этом?
Спорить и драться!
- Ругать легко, ваши предложения?
- Надо выходить наверх с законодательными инициативами. Многие наши земляки работают на Севере, там же платят налог на физлицо. А почему не по месту жительства? В Нижневартовске, кстати, бюджетная наполняемость в четыре раза выше, чем в Уфе. Но лечится-то человек в Башкирии! Это что, сложно оформить законодательно?
Надо каждый день «стучаться» в Думу! Спорить, а не тупо голосовать на пленарных заседаниях. Где драки в Госсобрании? За правое дело надо стоять «насмерть». Тогда не всякий полезет с дурацкой инициативой, понимая, что за слова ответит! Наши парламентарии общественники в худшем смысле этого слова! Работают без отрыва от производства, какое тут детальное изучение законопроектов! Все директора. Им там вообще не место. Каждый должен заниматься своим делом. В идеале наш парламент вообще должен состоять из 30-40 профессионалов.
- Но они говорят, что тогда не смогут встречаться с избирателями…
- А сейчас это делают? Вот вы своего депутата знаете? А их у вас три! Федеральный, республиканский и городской! Встреч вообще быть не должно, смысл от них нулевой! В гражданском обществе есть нормальные правоохранительные органы и суды. Туда и идёт гражданин. Депутат вмешивается только в сложных случаях. А что у нас? Подарить инвалиду колёса для инвалидной коляски - не показатель работы с людьми, а банальный популизм. Основная обязанность парламентария следить за целевым расходованием бюджета. А при его формировании - в лоббировании интересов республики, города, района и села.
(Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №17, 2013).
Алексей ШУШПАНОВ
http://www.u7a.ru/articles/politics/5233
Нужны новые энергичные люди, которые могли бы изменить ситуацию в республике. Те, кто не побоялся бы встать против режима...
ОтветитьУдалить