«На все четыре стороны…»
Почему в Башкирии путь из детского дома в свой собственный становится для сирот дорогой в никуда?
На прошлой неделе прокуратура Иглинского района Башкортостана обнародовала факт незаконного предоставления чиновнику местной администрации квартиры, предназначенной для детей-сирот.
Несмотря на то, что в очереди на получение жилья на тот момент состояло 25 выпускников детдомов, по распоряжению председателя комитета по управлению муниципальной собственностью администрации района жилплощадь была передана управляющему делами и кадрами муниципалитета Альфиру Хасанову, ранее занимавшему должность начальника отдела опеки и попечительства. Впоследствии выяснилось, что социальную защита в представлении Хасанова выглядела специфически – опекал он не бездомных сирот, о которых некому позаботиться, а самого себя. Чиновник проживал в указанной квартире с 2011 года, при этом он имел ещё одну квартиру в Уфе. Своё желание заполучить льготную жилплощадь чиновник аргументировал очень просто – ему было неудобно добираться до работы из столицы. К сожалению, этот случай не единичный: подобную «заботу» о сиротах практикуют многие госслужащие, в результате воспитанники детских домов попадают не в новые квартиры, а на улицу…
Компромисс или подачка от государства?
Республиканская прокуратура в отчёте за прошлый год заявила о трёхстах случаях восстановления прав детей-сирот на жилое помещение, состоявшихся при её участии. Цифра значительная, а если прикинуть, сколько пострадавших ребят побоялись тягаться с чиновниками или не смогли добиться правды, становится понятно, каких масштабов достигла эта проблема в нашей республике. Очередники из числа детей-сирот могут годами дожидаться своих законных «квадратов», а кто-то по тем или иным причинам может не дождаться их вовсе. Согласно данным Счётной палаты, три четверти сирот не могут получить положенную им жилплощадь. В масштабах страны это более 150 000 человек. Реальная нехватка жилых площадей, чиновничий беспредел и несовершенство правовой базы вынуждают выпускников детдомов годами ждать получения квартир. «Проблема жилья для сирот стоит давно и остро, – прокомментировал ситуацию «Нашей версии РБ» эксперт Общественной Палаты РФ, шеф-редактор всероссийского проекта «Успешные сироты» Александр Гезалов. – Вот я вышел из детского дома, провёл там с двумя братьями 16 лет, никто из нас жилья не получил. А ведь это является одной из отправных точек, когда ребёнок ради выживания начинает заниматься криминалом».
Власти в свойственной им манере часто идут на «компромисс» - предлагают детдомовцам ветхие дома без отопления и водопровода, комнаты в коммунальных квартирах, полуразрушенные бараки. Многие ребята соглашаются и на такие непривлекательные варианты, лишь бы получить свой угол и крышу над головой. У детей, недавно покинувших детский дом, нет ни юридических познаний, чтобы отстаивать свои права в спорах с чиновниками, ни сил и возможностей для прохождения всех кругов бюрократического ада.
Прибыльный «бизнес»
Контрольно-счётная палата РБ в прошлом году раскритиковала работу местных властей по предоставлению жилья сиротам. Проверив всего 9 городов и районов, инспекторы обнаружили целый ряд нарушений законодательства. Так, органами местного самоуправления была приобретена недвижимость по цене, превышающей среднюю рыночную стоимость, в результате чего бюджету был нанесён ущерб в размере 17, 9 млн. руб. Однако это далеко не предел: известны случаи, когда чиновники под видом покупки жилья для воспитанников детского дома, приобретали у своих знакомых недвижимость за цену, в несколько раз превышающую реальную стоимость объекта. Купить для ребенка комнату в полусгнившем бараке за миллион рублей – нормальная практика для российской глубинки.
Рассказали работники КСП и о том, с какой бесчеловечностью чиновники порой вершат судьбы людей. Например, в Белорецком районе инвалиду предоставили в качестве жилья комнату в коммуналке без горячей воды и ванной, а в Ишимбайском районе сироту заселили в комнату в бараке без канализации и центрального отопления.
Серьёзная проблема заключается и в том, что власти не всегда могут грамотно и эффективно распорядиться деньгами, выделенными государством на решение жилищной проблемы сирот. В 2012 году Генеральная Прокуратура заявила о многочисленных фактах несвоевременного освоения бюджетных средств, предназначенных для строительства социального жилья. Это, в свою очередь, приводит к снижению темпов строительства, в итоге по причине такой «хозяйской нерасторопности» чиновников нереализованные остатки направляются обратно в бюджет, а сироты-очередники продолжают дожидаться своих квадратных метров. Так, по информации Министерства образования РБ, в 2011 году в Башкирии власти не успели освоить порядка 130 миллионов, выделенных на квартиры для сирот. Самые худшие показатели у Октябрьского района Уфы, который не освоил около 10 миллионов рублей. У Миякинского, Давлекановского и Салаватского районов республики суммы – меньше миллиона.
Большие надежды могут не оправдаться
В 2012 году Правительству Башкирии были выделены самые большие среди регионов РФ субсидии на обеспечение жильем детей-сирот – 326,27 миллионов рублей. И вроде бы дело понемногу сдвинулось с мертвой точки и за последние годы количество нуждающихся в жилплощади воспитанников детдомов в нашем регионе начало сокращаться. Сейчас в очереди на получение квадратных метров состоит около 1000 человек. По прогнозу первого заместителя председателя Госкомитета по строительству и архитектуре РБ Николая Гаввы, в 2013 году темпы строительства жилья социального назначения резко возрастут, что позволит значительно продвинуться в решении проблемы жилья для детей-сирот.
Кроме того с 1 января 2013 года начали действовать поправки к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ. Согласно нововведениям, решение о выделении ребенку жилья теперь будет приниматься не на уровне муниципальных органов, а исполнительными властями субъекта федерации. Это должно положить конец ситуации, когда закон, гарантирующий сиротам жилье, не проходил испытание на местах: подзаконные акты субъектов и сложившаяся за годы чиновничья практика полностью искажали суть государственных гарантий.
Однако, по мнению некоторых экспертов, данные меры не решат проблему с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. «Мы имеем ситуацию, когда учёт детей-сирот ведет федеральный орган, а исполнение, то есть предоставление жилья - всё те же местные власти, а ведь именно на этом уровне часто возникали проблемы, – сообщил «Нашей версии РБ» депутат Государственной Думы, заместитель Председателя комитета по вопросам собственности ГД Антон Беляков. – То есть сам порядок предоставления унифицируется, но реального снижения коррупционной составляющей в законе не заложено».
Критики закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» считают, что он не сможет стать крепкой правовой основой для решения жилищного вопроса у выпускников детских домов. «159-ФЗ закон –это просто способ оттянуть решение проблемы жилья на неопределённый срок. В нём говорится «обязаны предоставить жильё», но конкретно никто ничего не обязан, никто за это ни разу не сел… Ребёнка ставят в очередь – и ждать ему неведомо сколько», - считает эксперт Общественной палаты РФ, общественный деятель Александр Гезалов.
Также, согласно поправкам в 159-ФЗ закон, с 2013 года квартиры будут выделять из специального жилищного фонда, предназначенного конкретно для детей-сирот, причём на первые пять лет с ребятами будут заключать договор, по условиям которого они не смогут продать или обменять полученное жильё. Это, по мнению разработчиков поправок, позволит в значительной степени уберечь квартиры от посягательств мошенников. Однако наш собеседник Александр Гезалов считает, что, скорей всего, такая опасность всё равно останется: «Пять лет моратория не защитят ребенка от незаконного отъёма жилья ни в коей мере. Взять ту же Москву, в которой уже давно действуют подобные меры, и ребёнок несколько лет ничего не может сделать со своей квартирой. Очень часто жильё у детдомовцев перенанимают криминальные структуры. И сирота живёт где-то там, в сообществе бездомных, а его квартира сдаётся». На отъёме квартир у бывших воспитанников детских домов построен целый сектор криминального бизнеса, в котором задействованы чёрные риелторы, нотариусы и коррумпированные сотрудники правоохранительных органов. Социальные службы, на которых возложена обязанность по наблюдению за выпускником детского дома в первые годы его самостоятельной жизни, часто относятся к своей работе формально и в таких случаях существенной помощи пострадавшему не оказывают.
Как заключил в конце нашей беседы Александр Гезалов, «все эти злоупотребления приводят сирот в следственные изоляторы, на улицы. Оказываются они там потому, что просто жить негде». С телеэкранов и высоких трибун сегодня активно звучит риторика о защите и поддержке наших сирот, однако практика показывает, что люди, которые по всей нашей необъятной Родине сидят в кабинетах и решают судьбы этих самых ребят – самые обыкновенные, рядовые чиновники – часто не считают этот вопрос важным.
http://versia.ru/regions/rb/2013/apr/08/izdetdoma
Почему в Башкирии путь из детского дома в свой собственный становится для сирот дорогой в никуда?
На прошлой неделе прокуратура Иглинского района Башкортостана обнародовала факт незаконного предоставления чиновнику местной администрации квартиры, предназначенной для детей-сирот.
Несмотря на то, что в очереди на получение жилья на тот момент состояло 25 выпускников детдомов, по распоряжению председателя комитета по управлению муниципальной собственностью администрации района жилплощадь была передана управляющему делами и кадрами муниципалитета Альфиру Хасанову, ранее занимавшему должность начальника отдела опеки и попечительства. Впоследствии выяснилось, что социальную защита в представлении Хасанова выглядела специфически – опекал он не бездомных сирот, о которых некому позаботиться, а самого себя. Чиновник проживал в указанной квартире с 2011 года, при этом он имел ещё одну квартиру в Уфе. Своё желание заполучить льготную жилплощадь чиновник аргументировал очень просто – ему было неудобно добираться до работы из столицы. К сожалению, этот случай не единичный: подобную «заботу» о сиротах практикуют многие госслужащие, в результате воспитанники детских домов попадают не в новые квартиры, а на улицу…
Компромисс или подачка от государства?
Республиканская прокуратура в отчёте за прошлый год заявила о трёхстах случаях восстановления прав детей-сирот на жилое помещение, состоявшихся при её участии. Цифра значительная, а если прикинуть, сколько пострадавших ребят побоялись тягаться с чиновниками или не смогли добиться правды, становится понятно, каких масштабов достигла эта проблема в нашей республике. Очередники из числа детей-сирот могут годами дожидаться своих законных «квадратов», а кто-то по тем или иным причинам может не дождаться их вовсе. Согласно данным Счётной палаты, три четверти сирот не могут получить положенную им жилплощадь. В масштабах страны это более 150 000 человек. Реальная нехватка жилых площадей, чиновничий беспредел и несовершенство правовой базы вынуждают выпускников детдомов годами ждать получения квартир. «Проблема жилья для сирот стоит давно и остро, – прокомментировал ситуацию «Нашей версии РБ» эксперт Общественной Палаты РФ, шеф-редактор всероссийского проекта «Успешные сироты» Александр Гезалов. – Вот я вышел из детского дома, провёл там с двумя братьями 16 лет, никто из нас жилья не получил. А ведь это является одной из отправных точек, когда ребёнок ради выживания начинает заниматься криминалом».
Власти в свойственной им манере часто идут на «компромисс» - предлагают детдомовцам ветхие дома без отопления и водопровода, комнаты в коммунальных квартирах, полуразрушенные бараки. Многие ребята соглашаются и на такие непривлекательные варианты, лишь бы получить свой угол и крышу над головой. У детей, недавно покинувших детский дом, нет ни юридических познаний, чтобы отстаивать свои права в спорах с чиновниками, ни сил и возможностей для прохождения всех кругов бюрократического ада.
Прибыльный «бизнес»
Контрольно-счётная палата РБ в прошлом году раскритиковала работу местных властей по предоставлению жилья сиротам. Проверив всего 9 городов и районов, инспекторы обнаружили целый ряд нарушений законодательства. Так, органами местного самоуправления была приобретена недвижимость по цене, превышающей среднюю рыночную стоимость, в результате чего бюджету был нанесён ущерб в размере 17, 9 млн. руб. Однако это далеко не предел: известны случаи, когда чиновники под видом покупки жилья для воспитанников детского дома, приобретали у своих знакомых недвижимость за цену, в несколько раз превышающую реальную стоимость объекта. Купить для ребенка комнату в полусгнившем бараке за миллион рублей – нормальная практика для российской глубинки.
Рассказали работники КСП и о том, с какой бесчеловечностью чиновники порой вершат судьбы людей. Например, в Белорецком районе инвалиду предоставили в качестве жилья комнату в коммуналке без горячей воды и ванной, а в Ишимбайском районе сироту заселили в комнату в бараке без канализации и центрального отопления.
Серьёзная проблема заключается и в том, что власти не всегда могут грамотно и эффективно распорядиться деньгами, выделенными государством на решение жилищной проблемы сирот. В 2012 году Генеральная Прокуратура заявила о многочисленных фактах несвоевременного освоения бюджетных средств, предназначенных для строительства социального жилья. Это, в свою очередь, приводит к снижению темпов строительства, в итоге по причине такой «хозяйской нерасторопности» чиновников нереализованные остатки направляются обратно в бюджет, а сироты-очередники продолжают дожидаться своих квадратных метров. Так, по информации Министерства образования РБ, в 2011 году в Башкирии власти не успели освоить порядка 130 миллионов, выделенных на квартиры для сирот. Самые худшие показатели у Октябрьского района Уфы, который не освоил около 10 миллионов рублей. У Миякинского, Давлекановского и Салаватского районов республики суммы – меньше миллиона.
Большие надежды могут не оправдаться
В 2012 году Правительству Башкирии были выделены самые большие среди регионов РФ субсидии на обеспечение жильем детей-сирот – 326,27 миллионов рублей. И вроде бы дело понемногу сдвинулось с мертвой точки и за последние годы количество нуждающихся в жилплощади воспитанников детдомов в нашем регионе начало сокращаться. Сейчас в очереди на получение квадратных метров состоит около 1000 человек. По прогнозу первого заместителя председателя Госкомитета по строительству и архитектуре РБ Николая Гаввы, в 2013 году темпы строительства жилья социального назначения резко возрастут, что позволит значительно продвинуться в решении проблемы жилья для детей-сирот.
Кроме того с 1 января 2013 года начали действовать поправки к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ. Согласно нововведениям, решение о выделении ребенку жилья теперь будет приниматься не на уровне муниципальных органов, а исполнительными властями субъекта федерации. Это должно положить конец ситуации, когда закон, гарантирующий сиротам жилье, не проходил испытание на местах: подзаконные акты субъектов и сложившаяся за годы чиновничья практика полностью искажали суть государственных гарантий.
Однако, по мнению некоторых экспертов, данные меры не решат проблему с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. «Мы имеем ситуацию, когда учёт детей-сирот ведет федеральный орган, а исполнение, то есть предоставление жилья - всё те же местные власти, а ведь именно на этом уровне часто возникали проблемы, – сообщил «Нашей версии РБ» депутат Государственной Думы, заместитель Председателя комитета по вопросам собственности ГД Антон Беляков. – То есть сам порядок предоставления унифицируется, но реального снижения коррупционной составляющей в законе не заложено».
Критики закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» считают, что он не сможет стать крепкой правовой основой для решения жилищного вопроса у выпускников детских домов. «159-ФЗ закон –это просто способ оттянуть решение проблемы жилья на неопределённый срок. В нём говорится «обязаны предоставить жильё», но конкретно никто ничего не обязан, никто за это ни разу не сел… Ребёнка ставят в очередь – и ждать ему неведомо сколько», - считает эксперт Общественной палаты РФ, общественный деятель Александр Гезалов.
Также, согласно поправкам в 159-ФЗ закон, с 2013 года квартиры будут выделять из специального жилищного фонда, предназначенного конкретно для детей-сирот, причём на первые пять лет с ребятами будут заключать договор, по условиям которого они не смогут продать или обменять полученное жильё. Это, по мнению разработчиков поправок, позволит в значительной степени уберечь квартиры от посягательств мошенников. Однако наш собеседник Александр Гезалов считает, что, скорей всего, такая опасность всё равно останется: «Пять лет моратория не защитят ребенка от незаконного отъёма жилья ни в коей мере. Взять ту же Москву, в которой уже давно действуют подобные меры, и ребёнок несколько лет ничего не может сделать со своей квартирой. Очень часто жильё у детдомовцев перенанимают криминальные структуры. И сирота живёт где-то там, в сообществе бездомных, а его квартира сдаётся». На отъёме квартир у бывших воспитанников детских домов построен целый сектор криминального бизнеса, в котором задействованы чёрные риелторы, нотариусы и коррумпированные сотрудники правоохранительных органов. Социальные службы, на которых возложена обязанность по наблюдению за выпускником детского дома в первые годы его самостоятельной жизни, часто относятся к своей работе формально и в таких случаях существенной помощи пострадавшему не оказывают.
Как заключил в конце нашей беседы Александр Гезалов, «все эти злоупотребления приводят сирот в следственные изоляторы, на улицы. Оказываются они там потому, что просто жить негде». С телеэкранов и высоких трибун сегодня активно звучит риторика о защите и поддержке наших сирот, однако практика показывает, что люди, которые по всей нашей необъятной Родине сидят в кабинетах и решают судьбы этих самых ребят – самые обыкновенные, рядовые чиновники – часто не считают этот вопрос важным.
http://versia.ru/regions/rb/2013/apr/08/izdetdoma
Комментариев нет:
Отправить комментарий